С октября 2016 года в России взят курс на кадровое обновление регионального руководства. Такие выводы содержатся в докладе Экспертного института социальных исследований (ЭИСИ) «Обновление. Два года новой кадровой политики». Что отличает руководителей следующего поколения? К каким результатам привели кадровые перестановки? Об этом — в нашем обзоре исследования.
Тренд на обновление
За последние два года выборы глав регионов прошли в 42 субъектах РФ. Выборы были как прямые (народным голосованием), так и непрямые (голосованием в парламенте). Федеральный центр выдвигал преимущественно новых кандидатов в главы субъектов. В 31 регионе был поддержан новый кандидат, в то время как в 11 на второй срок пошли действующие главы.
Кроме того, ряд глав регионов были заменены на врио в преддверии единого дня голосования — 2019. На конец марта 2019 года такая замена прошла в 14 регионах.
Во время волны обновления в 2017–2018 годах всего один новый кандидат — врио главы субъекта РФ не смог победить в первом туре. Подтвердить полномочия не смогли три губернатора, выдвинутые на новый срок.
Тренд на обновление последних двух лет очевиден, если сравнить его с данными за более продолжительный период — последние пять лет. Всего с 2013 года, когда было возвращено голосование за глав регионов (с нормой о поддержке Президента РФ), в стране прошло 109 выборов. В большинстве случаев были поддержаны действующие главы субъектов — это было сделано в 58 случаях. Только в 51 случае был выдвинут новый кандидат.
Возраст и образование
Средний возраст новых губернаторов — 48 лет, в среднем они на 13 лет моложе своих предшественников. Исследование ЭИСИ рассматривает 42 новых губернатора, выдвинутых Президентом России с октября 2016 года. Только в пяти регионах в 2016–2018 годах к власти пришли люди старше своих предшественников.
Исследование отмечает, что омоложение состава глав регионов, скорее, естественный процесс смены поколений. Важнее, что новые госменеджеры отличаются не только по формальному признаку (году рождения), но и в первую очередь по ряду содержательных характеристик: опыту, компетенциям, подходам.
Новые губернаторы имеют больше дипломов о высшем образовании, чаще изучали менеджмент и зарубежный опыт. У 45 новых глав и врио глав субъектов 75 высших образований, в том числе десять — полученных в зарубежных вузах. Их предшественники имели на 12 дипломов меньше и всего три зарубежных образования. Некоторых из них получили свое первое образование довольно поздно, в 2000-х годах, далеко не на старте своей карьеры.
Новые руководители регионов обладают как минимум шестью программами MBA, в то время как их предшественники не имели ни одной. В то же время более половины ушедших в отставку губернаторов имели ученые степени и научные звания. Среди них было 14 кандидатов и девять докторов наук. Новые главы имеют 20 научных степеней, из которых шесть — докторских.
Меньше научных степеней стало результатом того, что новые губернаторы в среднем моложе, а также более прикладного отношения новых глав к образованию. Этот тезис подтверждает и более практические тематики их исследований.
«Сегодня в управление приходит поколение, готовое учиться, меняться и развиваться, привлекая в работу современные подходы и технологии, передовую экспертизу. Знания для них — рабочий инструмент, а не статусная корочка об образовании», — говорится в докладе ЭИСИ.
Опыт и партийная принадлежность
В новом корпусе управленцев меньше людей с односторонним опытом и больше — с федеральным и корпоративным. Предпочтение отдается управленцам, совместившим в своих биографиях федеральный опыт с работой в регионе, муниципалитете или корпоративном секторе. Число руководителей регионов с федеральным опытом выросло с 13 до 24.
В исследовании отмечается, что и корпоративный, и федеральный опыт полезен для развития региона. Так, понимание федеральных механизмов позволяет привлекать в регион государственную поддержку, а опыт в бизнесе — инвесторов.
Одним из магистральных направлений новой кадровой политики стало продвижение перспективных лидеров из регионов: их привлечение на федеральную государственную службу с последующим возвращением в субъект после того, как они накопят связи, опыт и вес. Такой карьерный путь демонстрируют кадры и в национальных республиках, и из «русских» краев и областей. Например, это путь главы Бурятии А. С. Цыденова (до этого занимавшего пост замминистра транспорта) и губернатора Пермского края М. Г. Решетникова (работал министром Правительства Москвы).
У старых и новых губернаторов, кроме прочего, сильно различается корпоративный опыт. Для прошлого поколения региональных руководителей характерен опыт управления предприятиями во время СССР и в первое десятилетие рыночной экономики (так называемый опыт «красных директоров»).
Новые главы приходят с опытом работы в частном бизнесе и в крупных корпорациях. Отчасти это связано со сменой поколений и того исторического окружения, в котором формировались навыки будущих управленцев.
«Партийная принадлежность или ее отсутствие имеет в настоящее время небольшое значение. Партийно-политическая карьера — не магистральный путь. Задачи регионального развития — это прежде всего сфера социально-экономическая, требующая управленческих компетенций. На региональном уровне больше востребованы “хозяйственники”, чем “политики”», — говорится в исследовании. Документ отмечает, что это общемировой тренд: региональная и муниципальная власть становится больше механизмом решения конкретных проблем, а не полем для политических баталий.
Учитывая особенности регионов
Смена руководителей прошла в тех регионах, где опросы показывали запрос на обновление со стороны населения. Так, в некоторых из субъектов за смену губернатора высказывались 76% опрошенных.
Исключение составили популярные лидеры регионов, которые ушли в федеральный центр на повышение. Например, это бывший губернатор ЯНАО Д. Н. Кобылкин, ставший министром природных ресурсов и экологии, экс-глава Тюменской области В. В. Якушев, возглавивший Минстрой, и бывший руководитель Воронежской области А. В. Гордеев, ушедший на пост министра сельского хозяйства.
Кадровая политика в органах власти приближается к практикам крупных корпораций. Особенность нынешней кадровой политики не только в ротации кадров, которая использовалась и в советской системе управления. Губернаторов новой волны подбирали с учетом приоритетных для регионов задач и их особенностей.
Например, развитие арктических территорий актуально для Ненецкого автономного округа. Новый глава региона А. В. Цыбульский курировал в Минэкономразвития социально-экономическое развитие арктических территорий, особых экономических зон, ТОР, моногородов, закрытых административных территорий.
Нижегородская область нуждается в возрождении промышленности. Новым губернатором региона стал Г. С. Никитин, который до этого отвечал в Минпромторге за развитие региональной промышленности, новых отраслей и импортозамещение.
Перспективные планы развития Магаданской области связаны прежде всего с горно-металлургической отраслью. Возглавивший регион С. К. Носов — потомственный металлург, модернизировавший крупнейшие предприятия отрасли.
Население довольно
В абсолютном большинстве регионов, где прошла смена руководителей, население отметило позитивные изменения. С 2016–2017 годов, по данным георейтинга Фонда общественного мнения, фиксируется рост довольных положением дел в этих регионах и снижение доли недовольных. Кроме того, растет процент тех, кто считает, что ситуация в стране улучшается.
По данным того же рейтинга, по состоянию на ноябрь 2018 года среди 20 регионов с самой высокой долей положительных оценок деятельности главы субъекта в 13 произошла смена руководителя за последние два года.
Все рассматриваемые регионы демонстрировали рост доходов бюджета на душу населения в последние два года. Как результат — рост вложений в инфраструктуру и социальную сферу, определяющие качество жизни в регионе. Примерно в половине субъектов РФ бюджетные доходы росли быстрее, чем в среднем по стране.
Регионы, где состоялась смена власти, смогли улучшить свои позиции в федеральных рейтингах. Так, их суммарные показатели в рейтинге качества жизни РИА Новости (составляется на основе 70 показателей) в среднем с начала работы новых руководителей выросли на 1,4 балла.
Главы регионов «старого поколения» 61 год
Образование
40% получили второе высшее образование
6% учились за рубежом
Нет MBA
51% имеют ученую степень,
20% — докторскую
Опыт
Федеральные органы власти — 28%
Регионы и муниципалитеты — 71%
Корпорации, частный бизнес — 53%
Главы регионов «нового поколения» 48 лет
Образование
66% получили второе высшее образование
22% учились за рубежом
13% имеют MBA
44% имеют ученую степень,
13,3% — докторскую
Опыт
Федеральные органы власти — 53%
Регионы и муниципалитеты — 71%
Корпорации, частный бизнес — 66%
К. В. СУГРОБОВ