25 апреля 2024 года
Регистрация
Версия для печати 3812 Материалы по теме
Новая ступень корпоративной культуры госслужащих

На прошедших недавно VII Васильевских чтениях, посвященных новым вызовам для бюджетной системы России, прозвучал тезис, что сегодня в госсекторе не хватает универсальных специалистов, владеющих знаниями в смежных отраслях. За комментарием мы обратились к Елизавете Витальевне СТЕПАНЕНКО, директору центра программ MPA ИГСУ РАНХиГС.

— Как вы видите ситуацию? Как реагируете на вызовы, которые формирует государство?

— Программа Мастер государственного управления — Master of Public Administration (MPA), которую реализует наш Институт государственной службы и управления, со всей очевидностью демонстрирует, что требования к современным управленцам с каждым годом повышаются. Уже недостаточно знать свой участок работы, работу своего подразделения. Требуются компетенции, дающие объемный взгляд на задачи, стоящие перед нашим слушателем.

Что это означает на практике? Это комплекс дисциплин, охватывающий все сферы госуправления — экономику, финансы, управление, право и так далее. На программах МРА слушатели получают набор компетенций, не особенно зависящих от конкретного места работы, поскольку они сумеют самостоятельно адаптировать их к имеющимся условиям.

Отлично знать только свой кусок работы уже давно недостаточно в производстве и бизнесе. Сегодня пришло время и госслужащим подниматься на новую ступень корпоративной культуры: понимать, как твой участок работы вписан в работу всей структуры, как будет использован результат.

— Какие запросы со своей стороны формируют практикующие управленцы, которые обращаются к вам за повышением квалификации? Каких компетенций им не хватает?

— Чаще всего востребованы универсальные знания. Это правовые вопросы, проектное управление, стратегирование, софт скиллс (гибкие навыки).

— Учитывает ли эти заявки институт при подготовке программ обучения?

— Мы делаем новые программы, вводим новые дисциплины, подключаем новых преподавателей. Программа — это живой организм, функционирующий не в безвоздушном пространстве, и она изменяется постоянно.

К примеру, в этом году была реализована функциональная программа УТРО — МРА, заточенная под управление территориальным развитием, когда слушатели разрабатывали программы социально-экономического развития реальных территорий.

В настоящее время мы планируем программу МРА со специализацией в контрольно-надзорной деятельности. Это ответ на распоряжение Правительства РФ по реформе контрольно-надзорной деятельности.

— Как институт оценивает качество подготовки управленческих кадров для госвласти в России? Можно ли сравнивать нашу страну с другими в этом сегменте?

— В настоящее время в России выстроена система подготовки управленческих кадров от бакалавриата до программ МРА. Наш институт является крупнейшим вузом, реализующим программы в области государственного и муниципального управления. Для нас очень важна именно эта преемственность, эта возможность непрерывного обучения по спирали, когда человек с каждым витком поднимается на более высокий уровень. Кстати, осенью наш институт планирует запуск программы Doctor of Public Administration (DPA) — Доктор государственного управления, как более высокий уровень программы МРА.

Что касается плюсов и минусов нашего образования и образования за рубежом. Мы смотримся не хуже аналогичных зарубежных программ, а в части стоимости программ — выигрываем. На мой взгляд, там дается большее количество времени на самостоятельную работу слушателей вне аудиторий, широко применяется дистант. Возможно, отсутствие дистанта — это наше преимущество перед зарубежными МРА. Обучение идет «глаза в глаза», в формате живого общения.

В ряде стран карьера госслужащего напрямую зависит от его квалификации, уровня образования. У нас, к сожалению, зачастую образование управленца — дело рук самого управленца, поскольку бюджетные средства выделяются на короткие и недорогие программы повышения квалификации. Программы МРА дороги, сложны, и, соответственно, слушатели чаще всего изыскивают собственные средства на обучение. Здесь есть и обратная сторона медали — к нам идут самые мотивированные, не по разнарядке, а за собственные деньги, те, кому нужны не столько корочки, хотя и они престижны, сколько теоретические и практические знания.

Подготовила С. А. СТРЕЛЬНИКОВА

Поделиться
Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно