В рамках VII Васильевских чтений прошла сессия «Повышение эффективности финансового контроля и аудита в государственном секторе». Участники обсудили актуальные вопросы организации и осуществления контрольной деятельности.
Модератор контрольной сессии, заместитель руководителя Федерального казначейства Э. А. Исаев, говоря о построении единой модели государственного финансового контроля в стране, отметил необходимость совершенствования подходов к управлению рисками, в частности посредством системной разработки карт рисков. «Реализуя свои полномочия, мы видим, что сегодня каждый орган контроля, включая ведомственный, использует свою собственную модель управления рисками и взаимодействие между ними не налажено. На наш взгляд, требуется гармонизировать подходы к осуществлению финансового контроля и на всех уровнях разработать единую модель риск-ориентированного контроля», — сказал он. По мнению Федерального казначейства, риски на каждом уровне контроля должны быть взаимосвязаны. Так, в карте рисков Счетной палаты РФ должны быть предусмотрены укрупненные риски, и они должны становиться все более детализированными на каждом нижеследующем уровне контроля.
Новое видение внутреннего контроля
Заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Минфина России С. С. Бычков рассказал о работе над законопроектом, предполагающим внести изменения в Бюджетный кодекс в части совершенствования внутреннего государственного финансового контроля и внутреннего финансового контроля и аудита. В первом чтении этот законопроект был принят еще 19 сентября 2018 года. Но в настоящее время уже подготовлены существенные изменения в проект этого нормативного правового акта. В частности, Бычков остановился на том, как измененный Бюджетный кодекс будет трактовать внутренний финансовый контроль и внутренний финансовый аудит.
В настоящее время внутренний контроль воспринимается как специализированная функция и имеет свои атрибуты в виде планов, карт и журналов контроля, отчетов. Соответственно, функция аудитора свелась к тому, чтобы проверить наличие этих документов и оценить степень их актуальности. Если подготовленные изменения примут, то в БК РФ будет четко прописано, что внутренний контроль, осуществляемый непосредственно самим исполнителем бюджетной процедуры, находится в зоне ответственности аудитора, который и будет им управлять. Следовательно, загружать внутреннего контролера ведением всевозможной специализированной документации станет нецелесообразно.
Заместитель министра промышленности и торговли РФ Г. М. Кадырова акцентировала внимание на развитии информационных технологий, которое дало возможность Минпромторгу создать новый инструмент контроля — Государственную информационную систему промышленности. Здесь организована работа с заявками на получение тех или иных мер государственной поддержки от юридических лиц. И та прозрачность, которую обеспечивает система, позволяет видеть в режиме онлайн, как движется документ, какие у рассматривающих заявки специалистов имеются к ним замечания.
Упорядочить контроли
В своем докладе заместитель начальника Главного контрольного управления Москвы И. Е. Зайко рассказала об итогах анализа контрольных полномочий, которые возложены на органы исполнительной власти. Этот анализ Главконтроль Москвы провел совместно с Федеральным казначейством. На данный момент орган исполнительной власти обязан осуществлять внутренний финансовый контроль, внутренний финансовый аудит, внутренний бухгалтерский контроль, контроль соблюдения целей, условий и порядка получения субсидий, ведомственный контроль в сфере закупок, учредительский контроль. При этом нет централизованного регулирования всех этих видов контроля, за исключением внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита. Следовательно, ни один внешний орган контроля не проводит анализ этих полномочий, а результаты проводимых в их рамках контрольных мероприятий никуда не предоставляются.
В Москве выход из ситуации найден. В городе создана Межведомственная комиссия по финансовому контролю, которая рассматривает вопросы контроля, вырабатывает методические рекомендации по его осуществлению, собирает и анализирует информацию по каждому виду контроля. Более того, Главное контрольное управление столицы на постоянной основе проводит обучение специалистов контрольных подразделений органов исполнительной власти и подведомственных учреждений. «Мы выступаем за выстраивание системы единого финансового контроля, которая бы охватывала как федеральный уровень, так и уровень субъектов РФ и местного самоуправления», — подчеркнула Зайко.
Лучший орган финансового контроля
На заседании секции Э. А. Исаев вручил дипломы победителям и номинантам II Всероссийского конкурса «Лучший орган внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля» по итогам 2017 года. Участники — контрольные органы регионов и муниципалитетов.
Конкурс организовал и проводит журнал «Финконтроль» совместно с Союзом развития государственных финансов. Его цель — выявлять и распространять лучшие практики проведения финансового контроля, поэтому не только количество проведенных проверок и выявленных нарушений стало критерием состязания контролеров. Конкурсная комиссия, членами которой являются в том числе представители Министерства финансов РФ и Федерального казначейства, при подведении итогов рассматривает, как орган финансового контроля применяет риск-ориентированный подход к планированию контрольной деятельности, ведет превентивную работу, взаимодействуют с другими контролирующими структурами. Конкурс проводился в следующих номинациях:
Риск-ориентированный контроль;
Эффективный контроль;
Реализация результатов контрольной деятельности;
Прозрачный и понятный контроль.
В категории «Органы внутреннего государственного финансового контроля» было принято решение выделить трех победителей конкурса, не распределяя их по призовым местам и не определяя лидеров в номинациях. Таким образом, победителями в данной категории стали:
Комитет финансов Волгоградской области;
Министерство финансов Свердловской области;
Служба государственного финансового контроля Республики Дагестан.
В категории «Органы внутреннего муниципального финансового контроля» места распределились следующим образом:
1-е место: отдел финансового контроля в социальной сфере Финансового управления Администрации Приволжского муниципального района Ивановской области;
2-е место: Управление внутреннего муниципального финансового контроля Администрации Сургутского района Ханты-Мансийского автономного округа;
3-е место: Департамент финансов Администрации города Ноябрьска Ямало-Ненецкого автономного округа.
Победителями в номинациях стали:
номинация «Риск-ориентированный контроль»: Контрольно-ревизионное управление города Курска;
номинация «Эффективный контроль»: Управление финансового контроля Администрации города Новороссийска Краснодарского края;
номинация «Реализация результатов контрольной деятельности»: Финансовое управление Администрации ЗАТО город Межгорье Республики Башкортостан;
номинация «Прозрачный и понятный контроль»: Финансовое управление Администрации Аскинского района Республики Башкортостан.
Е. П. БЕСПАЛОВА