О совершенствовании финансовой системы Среднего Урала, грамотном управлении финансами и стабильном социально-экономическом развитии региона в интервью журналу «Бюджет» рассказал губернатор Свердловской области Евгений Владимирович КУЙВАШЕВ.
— Евгений Владимирович, финансовой системе Свердловской области в 2019 году исполняется 100 лет. В юбилейный год принято подводить итоги и ставить новые задачи. Какую оценку вы дадите работе финансового органа региона — Минфина Свердловской области?
— Действительно, вековой юбилей финансовой системы Свердловской области — это серьезная дата. Сто лет назад на Среднем Урале был образован орган, преемником которого стал современный Минфин. За это время все сферы жизни и работы всего нашего региона претерпели значительные изменения: строились уральские заводы-гиганты, развивалось сельское хозяйство, реализовывались прорывные проекты в промышленности и науке, менялось городское и хозяйственное управление. Сегодня Свердловская область — регион-лидер по многим социально-экономическим показателям, центр деловой, культурной, спортивной жизни. И все это время финансовая система Среднего Урала стабильно работала, обеспечивая основу для всех позитивных начинаний уральцев.
В последние годы бюджетный процесс в Свердловской области проходил в непростых условиях. Свою роль здесь сыграли и сложная внешнеполитическая ситуация, и стремительно меняющиеся экономические реалии и правовые условия. Но я глубоко убежден, что профессионализм и опыт специалистов, работающих в Министерстве финансов Свердловской области, позволят и впредь своевременно и качественно формировать наш главный финансовый документ — бюджет региона. По данным мониторинга Министерства финансов России, Свердловская область по степени качества управления бюджетным процессом отнесена к первой группе.
— Какие направления работы сегодня приоритетны для сферы управления финансами Среднего Урала?
— В основе всей нашей бюджетной политики лежат два принципа — сбалансированности и взвешенности. В числе приоритетных задач, стоящих сегодня перед финансовой сферой, — эффективное и рачительное использование бюджетных средств. Мы в регионе эту работу проводим настойчиво и планомерно и видим реальный результат. Так, в прошлом году комплекс мер по оптимизации расходов позволил сохранить в казне региона 5,7 миллиарда рублей, а работа по росту доходов принесла Среднему Уралу 14,7 миллиарда. Этого удалось добиться благодаря экономии, полученной при снижении начальной (максимальной) цены при проведении закупок, кропотливой адресной работе по легализации заработной платы, по снижению недоимок и так далее.
Региональный Минфин проводит разумную долговую и налоговую политику. Специалисты ведомства находятся в постоянном диалоге с налогоплательщиками: с крупнейшими предприятиями региона заключаются соглашения о социально-экономическом партнерстве, ведутся переговоры о повышении социальной ответственности бизнеса. Значительный объем работы связан с предоставлением преференций по уплате налогов, которых в Свердловской области установлено большое количество: это льготы и по налогу на прибыль, и по налогу на имущество организаций, и по налогу на добычу полезных ископаемых.
Это приносит вполне конкретный результат: в прошлом году на один рубль региональных льгот пришлось 10,5 рубля налоговых платежей в бюджет. Кроме того, один рубль налоговых преференций обеспечен 12 рублями привлеченных инвестиций. Отдельно отмечу, что налоговые и неналоговые доходы консолидированного бюджета Свердловской области за последние шесть лет выросли более чем на 65 процентов.
Что касается расходования бюджетных средств, здесь тоже необходимо постоянное совершенствование, выбор оптимальных подходов. Свердловская область полностью перешла на программно-целевой метод формирования бюджета. На сегодняшний день почти 98 процентов расходов областного бюджета четко распределены по 32 государственным программам с перечнями мероприятий и показателей, нацеленных на конкретный результат.
Еще одно направление деятельности Министерства финансов — поддержание долговой устойчивости. Реструктуризация долговых обязательств и диверсификации портфеля заимствований позволяют существенно экономить средства областного бюджета. Дополнительные ресурсы идут в социальную сферу, ведь вся работа, в том числе в финансовой сфере, проводится нами для того, чтобы сделать жизнь людей в Свердловской области более качественной, комфортной, безопасной. Такие установки даны Президентом России Владимиром Владимировичем Путиным в новом майском указе и в увязанных с ним национальных проектах. Те же цели и задачи отражены в нашей областной программе «Пятилетка развития».
— Вы говорите о социальной направленности бюджета Свердловской области. Какая часть расходов региональной казны идет на реализацию социальных проектов?
— Социальная направленность, инвестиции в человека были и остаются приоритетом нашей бюджетной политики. Социальный блок регионального бюджета остается самым финансово емким, на него направляется 65–70 процентов всех средств. В 2018 году эта сумма составила 157 миллиардов рублей. Основные статьи расходов областного бюджета — социальная политика, образование и здравоохранение.
За этими цифрами стоят реальные дела и проекты. Это рост зарплат работникам бюджетной сферы, десятки построенных и пущенных в эксплуатацию медицинских, культурных, образовательных, спортивных объектов. Для примера скажу, что в прошлом году мы открыли отделение патологии новорожденных в Каменске-Уральском, хирургический корпус больницы в Верхней Пышме, школы, детские сады, ледовые арены, спорткомплексы в Нижнем Тагиле, Кировграде, Алапаевске, Кушве и других муниципалитетах Среднего Урала.
Однако, говоря о тенденциях и принципах ведения бюджетной политики Свердловской области, отмечу, что главный финансовый документ региона не только традиционно сохраняет все социальные обязательства, но и создает условия для экономического роста, инфраструктурного развития, притока инвестиций.
— Свердловская область — большой регион, в составе которого 94 муниципальных образования. Каким образом выстраиваются межбюджетные отношения с территориями?
— При подготовке бюджета мы всегда особое внимание уделяем социальному и инфраструктурному развитию муниципальных образований. Межбюджетные отношения в регионе предусматривают реальные инструменты, стимулирующие территории не только к достижению высоких темпов экономического роста, но и к созданию условий для благоприятного инвестиционного климата. В основе этой работы лежит двусторонняя связь с местными властями: у нас внедрена практика рассмотрения всех предложений органов местного самоуправления по бюджетным проектировкам, работают согласительные комиссии с участием депутатов Законодательного собрания и представителей региональных министерств. Важно отметить, что областной Минфин своевременно перешел на современный формат работы, максимально автоматизировав процессы формирования и мониторинга исполнения и государственных, и муниципальных программ. Цифровизация этих процессов тоже демонстрирует свою эффективность.
Ежегодно на поддержку муниципалитетов направляется около 40 процентов общих расходов областного бюджета, действуют комплексные программы развития наших городов, в том числе с моноструктурной экономикой. Примерно раз в неделю я провожу рабочие встречи с главами наших муниципалитетов, в которых обязательно принимает участие заместитель губернатора — министр финансов Свердловской области Галина Максимовна Кулаченко. Вместе мы расставляем приоритеты и находим финансовые возможности для решения первоочередных задач наших территорий.
При этом главная задача руководителей муниципальных образований состоит не только в эффективном использовании имеющихся имущественных и бюджетных ресурсов, но и в наращивании собственного экономического потенциала территорий. За лучшие результаты по доходам и обеспечению благоприятного инвестиционного климата муниципалитет может претендовать на гранты. Кроме того, ежегодно проводится оценка качества управления муниципальными финансами: специалисты и эксперты смотрят, как ведется бюджетное планирование, исполнение бюджета, управление долговыми обязательствами и так далее. Более 85 процентов городских округов и муниципальных районов, расположенных в Свердловской области, имеют надлежащую степень управления финансами.
— Работа с цифрами, управление бюджетным процессом целого региона — это сложная и, как правило, малопонятная людям работа. Как выстраивается диалог между финансовым органом и жителями Свердловской области? И нужен ли он?
— Безусловно, нужен. И то направление работы, которое вы обозначили в вопросе, — значимый сегмент деятельности нашего Минфина. В регионе довольно успешно реализуются такие проекты, как «Открытый бюджет Свердловской области» и «Бюджет для граждан», направленные на повышение финансовой грамотности уральцев.
Отдельные мероприятия проводились у нас и раньше, однако в последние годы стало очевидным, что эту работу нужно сделать более системной, всеобъемлющей. Мы должны дать жителям области все инструменты для того, чтобы они грамотно подходили к потреблению финансовых услуг, ко всем операциям, связанным с деньгами. Эти знания важны не только в повседневной жизни. Повышая финансовую грамотность уральцев, мы активно вовлекаем их и в бюджетный процесс. В частности, у нас есть механизм инициативного бюджетирования, в рамках которого люди представляют свои проекты по улучшению качества жизни.
— Российские регионы сегодня концентрируют усилия на реализации национальных проектов, и Свердловская область, безусловно, не исключение. Как выстраивается бюджетная политика в условиях, когда субъектам РФ необходимо выполнять конкретные показатели по ряду направлений?
— Для реализации национальных проектов в Свердловской области разработано и утверждено 56 региональных проектов, которые призваны сделать рывок в экологии, формировании комфортной городской среды, культуре, жилищном строительстве и других сферах. В 2019 году на их исполнение предусмотрено около 30 миллиардов рублей. Это средства и федерального, и областного бюджетов.
Мы начали напряженную работу, и разговор о ее направлениях и особенностях — это повод для отдельного интервью. Отмечу только, что сегодня мы совершенно четко понимаем, сколько наши проекты будут стоить, сколько мы туда должны направить собственных средств и сколько привлечь. И здесь особую роль начинают играть наши лоббистские способности и возможности, поскольку мы находимся в условиях достаточно жесткой конкуренции с другими регионами за получение федерального финансирования, за привлечение частных инвесторов.
— Евгений Владимирович, поздравляем и вас лично, и всех жителей Свердловской области со 100-летним юбилеем областной финансовой системы!
— Благодарю и присоединяюсь к поздравлениям. Убежден, что высокие достижения региона невозможны без финансистов, качественно и ответственно выполняющих свою работу.
В нашем Министерстве финансов сложился высокопрофессиональный коллектив, который под руководством Галины Максимовны Кулаченко провел сложную и масштабную работу по переориентации областного бюджета на выполнение государственных программ, добился значительной оптимизации и повышения эффективности использования финансовых ресурсов.
Не могу не отметить, что в этом году по итогам второго Всероссийского конкурса среди контрольных органов Свердловская область вошла в тройку лидеров. Это победа нашего Минфина, который должным образом контролирует использование общественных ресурсов.
Поздравляю работников финансовой системы с юбилеем и благодарю за весомый вклад в социально-экономическое развитие Свердловской области, обеспечение финансовой стабильности региона, увеличение его инвестиционной привлекательности и конкурентоспособности! С вашей помощью создаются условия для раскрытия промышленного, инновационного, а главное — человеческого потенциала Среднего Урала.
Подготовил И. И. ИВАНОВ