Версия для печати 5417 Материалы по теме
Размещение средств бюджета на банковские депозиты

Лира Закуановна ИГТИСАМОВА, исполняющий обязанности министра финансов Республики Башкортостан

В прошлом номере журнала «Бюджет» была опубликована подборка материалов об опыте субъектов РФ по управлению временно свободными остатками средств региональных бюджетов. В продолжение темы мы расскажем, как организован кеш-менеджмент в Республике Башкортостан.

Повышение операционной эффективности использования бюджетных средств является особенно актуальным в условиях необходимости изыскания дополнительных финансовых ресурсов для достижения национальных целей и решения стратегических задач развития страны, определенных указом Президента РФ от 7 мая 2018 года № 204. В связи с этим важно применять различные инструменты управления финансовыми ресурсами региона. Одним из таких инструментов является размещение временно свободных остатков средств региональных бюджетов на банковские депозиты. При этом финансовым органам необходимо обеспечивать сохранность размещенных бюджетных средств.

Нормативное регулирование размещения временно свободных остатков средств республиканского бюджета осуществляется на основании статьи 236 Бюджетного кодекса, постановления Правительства РФ от 24 декабря 2011 года № 1121 «О порядке размещения средств федерального бюджета на банковских депозитах». В нашем регионе соответствующий порядок утвержден постановлением Правительства Республики Башкортостан от 12 октября 2010 года № 381.

В последнее время идет дискуссия Банка России и Минфина России о смягчении условий, предъявляемых к банкам для их допуска к размещению временно свободных средств федерального бюджета и государственных корпораций, в целях вовлечения в эту деятельность не только крупных, но и средних банков. В частности, рассматривается вопрос об исключении требований к размеру капитала банка при установлении лимита для размещения средств, исходя из рейтинга банка и размера капитала. Наряду с этим обсуждается и вопрос о передаче функций по размещению средств бюджетов субъектов РФ в Федеральное казначейство.

Регионы предъявляют жесткие требования

Анализ региональной практики субъектов РФ, которые, так же как и Республика Башкортостан, размещают средства на депозитах банков, показал следующее. У семи из 12 субъектов РФ (Московская, Тюменская, Ленинградская, Самарская, Свердловская области, город Санкт-Петербург, ХМАО-Югра) требования к банкам аналогичны федеральным. Пять регионов установили в требованиях к кредитным организациям минимальный размер собственных средств выше, чем 25 миллиардов рублей. Так, у трех субъектов (Челябинская и Кемеровская области, Республика Башкортостан) размер собственных средств банка установлен не менее 250 миллиардов рублей, у Сахалинской области — не менее 350 миллиардов рублей. Правительство Москвы установило самый высокий уровень кредитных рейтингов, а требования к размеру капитала — не менее 100 миллиардов рублей.

В Башкортостане действуют достаточно жесткие основные условия для участия кредитных организаций в отборах на привлечение бюджетных средств. Размер собственных средств банка должен быть не менее 250 миллиардов рублей. Одновременно кредитные организации обязаны иметь кредитный рейтинг не ниже уровня «A+(RU)» по национальной рейтинговой шкале Аналитического Кредитного Рейтингового Агентства (АКРА) и кредитный рейтинг не ниже уровня «ruA-» по национальной рейтинговой шкале рейтингового агентства «Эксперт РА».

Высокие требования к банкам обусловлены ситуацией, сложившейся в банковской сфере в 2014–2018 годах, которая наглядно показала недостаточную надежность многих кредитных организаций. Известны случаи санации крупных кредитных организаций в 2015 и 2017 годах, размер капитала которых существенно превышал федеральную норму в 25 миллиардов рублей. В связи с этим финансовая устойчивость стала основным критерием для доступа банков к средствам республики.

Кроме соответствия вышеуказанным критериям, для участия в отборе по размещению средств на депозиты банку необходимо иметь остаток задолженности по кредитам, предоставленным юридическим и физическим лицам, зарегистрированным на территории Республики Башкортостан, на последнюю отчетную дату в размере не менее 1 миллиарда рублей. Также установлен лимит бюджетных депозитов для консолидации в одной кредитной организации — не более 20% общего объема размещенных и размещаемых средств на дату проведения отбора. В настоящее время Министерство финансов Республики Башкортостан сотрудничает с пятью кредитными организациями — Сбербанком, ВТБ, Газпромбанком, Россельхозбанком, Альфа-Банком. И необходимо отметить, что за все время сотрудничества случаев нарушения срока возврата размещенных средств или процентов по депозитам не было.

Доходы превышают расходы

Следует отметить, что даже при нашем консервативном подходе к выбору банков-партнеров во все периоды размещения бюджетных средств ставки находились на рыночном уровне, что обеспечило бюджету республики достойную процентную доходность (рисунок). Депозиты размещались на срок от 30 до 180 дней.

В 2017–2018 годах рост доходов при снижении ставок размещения удалось обеспечить за счет увеличения количества проведенных конкурсных отборов, а также оптимизации самого процесса размещения средств в рамках пилотного проекта «Бережливое правительство» в Республике Башкортостан. Кроме того, в связи с тем что конкурсные процедуры по отбору банков Министерство финансов республики проводит самостоятельно, не прибегая к услугам сторонних организаций, у нас отсутствуют дополнительные издержки.

Необходимо отметить, что доходы, полученные от размещения средств на банковские депозиты, значительно перекрывали расходы бюджета на обслуживание государственного долга Башкортостана (выплату процентов по кредитам кредитных организаций и купонов по облигациям). Так, полученные по депозитам доходы за 2013 год в два раза выше объема расходов, направленных республикой на обслуживание государственного долга, за 2014 год — в 1,75 раза, за 2015 год — в 1,59 раза, за 2016 год — почти в два раза, за 2017 год — в 2,7 раза, за 2018 год — в 6,4 раза.

Анализ республиканской практики показал, что в регионе сформирована эффективная модель управления временно свободными остатками бюджетных средств и при этом обеспечена их безопасность и сохранность. По нашему мнению, необходимо сохранить право регионов самостоятельно управлять своими средствами для получения дополнительных доходов, а также определять условия их размещения не ниже уровня, установленного Правительством РФ.

Депозит «овернайт»

В 2015 году в целях повышения доходности от управления временно свободными остатками средств Министерство финансов Республики Башкортостан разработало и внедрило новый инструмент управления остатками средств — депозит «овернайт».
Он предполагает размещение средств на короткий срок, как правило, выходные и праздничные дни.

Поделиться