В 2019 году Министерство финансов Челябинской области отмечает 100-летие со дня образования. В преддверии юбилея мы попросили исполняющего обязанности министра финансов региона Андрея Вадимовича ПШЕНИЦЫНА рассказать о принципах бюджетной политики области, инструментах укрепления доходной базы местных бюджетов и, конечно же, о коллективе министерства.
— Андрей Вадимович, Челябинская область входит в число регионов с самой низкой долговой нагрузкой и в двадцатку территорий, не имеющих коммерческого долга. Как регион формирует бюджетную политику, позволяющую жить без займов?
— По большому счету, долговая политика — это результат планирования доходов и расходов бюджета. На протяжении уже не одного десятка лет бюджет мы планируем с учетом так называемых конъюнктурных доходов, то есть доходов, которые существенно зависят от ситуации в экономике, в том числе на внешних рынках. С текущего года необходимость выделять эти доходы закреплена в Концепции повышения эффективности бюджетных расходов в 2019–2024 годах, которую приняло Правительство России. Регионам, у которых бюджет зависит от конъюнктурных доходов, предложено ввести бюджетное правило, аналогичное федеральному.
Челябинская область уже много лет планирует бюджет именно по такому принципу. Прогноз мы строим очень осторожно, стараемся по максимуму учесть возможные возвраты по налогу на прибыль, так как поступления именно этого налога от металлургической отрасли и есть наши конъюнктурные доходы. И на эти доходы мы расходы не планируем. Поэтому, если по факту они поступают, у нас появляется возможность сформировать остатки, то есть финансовый запас на следующий год. А если таких доходов нет, то этот подход помогает исполнить бюджет без дефицита.
— Регион достаточно активно работает с федеральными органами власти по вопросам совершенствования межбюджетных отношений. Какие-то ваши инициативы были услышаны на федеральном уровне?
— Мы действительно стараемся находиться в постоянном диалоге с Минфином России, высказывать свои предложения, если считаем, что они могут быть полезны. Я не могу утверждать, что какие-то наши инициативы были реализованы напрямую. Но говорить, что предложения, которые мы вносили, созвучны с происходящими изменениями, мы можем.
Например, в свое время мы рассказывали о том, что сдерживаем наращивание муниципального долга при помощи соглашений между областью и муниципалитетами, когда условием получения финансовой помощи является выполнение определенных требований. Через год-два такие соглашения Федерация стала заключать с регионами, например при реструктуризации кредитов или при выделении дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности. Я думаю, что Минфин России внимательно отслеживает лучшие практики в регионах.
Также можно вспомнить тему с акцизами, когда мы начали добиваться возвращения прежнего порядка зачисления акцизов на алкоголь, в том числе при помощи Совета Федерации. Часть результата достигнута: 30 процентов акцизов на крепкий алкоголь распределяется по самому, на наш взгляд, справедливому принципу — исходя из объема розничных продаж. Мы действительно много сделали, чтобы этого добиться, и сегодня продолжаем настаивать на увеличении этой доли.
На более ранних этапах, когда, например, оттачивалась методика выравнивания бюджетной обеспеченности регионов, у нас тоже было очень много предложений. Помню, мы отличались от наших коллег тем, что не бегали с кучей бумаг, подтверждающих нехватку средств в бюджете. Мы понимали, что дотация распределяется в соответствии с методикой и надо работать именно с формулой этой методики, делать предложения по ее корректировке, чтобы она была более справедливой и выгодной для регионов.
— Какие темы поднимаете на федеральном уровне сегодня? Модельный бюджет?
— Да, у нас, как и у всех наших коллег, очень много вопросов по модельному бюджету. В свое время мы, как и многие другие субъекты, разрабатывали предложения по механизму формирования модельного бюджета. И, думаю, мы вошли в число тех, кто своим мнением повлиял на замедление темпов внедрения этого инструмента.
Я понимаю Федерацию — нужен какой-то единый подход к расчету расходов. Но мы не устаем повторять, что в сегодняшнем виде модельный бюджет — это попытка заменить необходимость применения нормативного подхода к расчету расходов на какое-то среднее значение без учета всего многообразия особенностей российских регионов. Понятно, что внедрить нормативный метод финансирования очень сложно. Но, думаю, к этому нужно двигаться. В здравоохранении же это фактически произошло — есть программа оказания бесплатной медицинской помощи с конкретными нормативами.
— Минфином России в течение десяти последних лет ведется мониторинг финансового положения и качества управления финансами регионов. Вы считаете, это рабочий инструмент? Что он дает Федерации и регионам?
— Мы считаем, что это, безусловно, рабочий инструмент. В первую очередь инструмент дисциплины. Не все моменты можно учесть в законодательстве, есть какие-то нюансы в самой организации работы. Лучшие практики финансового менеджмента, которые нашли отражение в показателях мониторинга, подталкивают других к улучшению результатов, дисциплинируют регионы.
— Челябинская область все десять лет находится на первых позициях. Насколько тяжело это вам дается? Требуются ли какие-то дополнительные усилия или хорошие результаты просто следствие текущей работы?
— Безусловно, это требует дополнительных усилий, и немалых. Возможно, это происходило бы само собой, если бы зависело только от финансового органа в регионе. Но многое зависит и от ГРБС, и от других участников бюджетного процесса.
Чтобы в постоянном режиме организовывать совместную работу всех, кто влияет на конечный результат финансового менеджмента, нужны усилия именно в этом направлении. Плюс в федеральном мониторинге периодически меняются отдельные показатели. Чтобы их выполнить, мы тоже должны перестроиться. Но так как мы очень дорожим достигнутым высоким уровнем, то продолжаем эту работу.
— В целях укрепления доходной базы местных бюджетов Челябинская область практикует передачу муниципальным образованиям дополнительных доходных источников. Расскажите об этом подробнее.
— Да, по возможности этот инструмент мы используем, пытаясь таким образом стимулировать местные органы власти к более эффективной работе. На сегодняшний день с регионального на местный уровень передано 50 процентов доходов, поступающих от применения упрощенной системы налогообложения. Это достаточно финансово емкий источник. Со следующего года глава региона принял решение увеличить эту пропорцию в пользу территорий до 60 процентов, с пожеланием направить дополнительные средства на благоустройство. Также в местные бюджеты передан НДПИ в пропорции 50 на 50 и в полном объеме государственная пошлина за услуги многофункциональных центров.
Решение о передаче каждого источника максимально просчитано. Мы отдаем себе отчет, что это влечет за собой увеличение финансового неравенства между муниципалитетами, так как налоговая база размещена неравномерно. Поэтому, с одной стороны, увеличивая это неравенство, мы, с другой стороны, всегда стремимся предусмотреть достаточные ресурсы на централизованное выравнивание бюджетов. Могу сказать, что задачи оставить у себя максимум доходов и не поделиться с территориями, у нас точно нет.
— Минфин области ежегодно проводит оценку качества управления муниципальными финансами. Для каких целей вы ввели этот механизм?
— Если говорить о самой оценке, это опять же дисциплинирующий механизм, который показывает муниципалитетам, в каком направлении прилагать усилия по организации финансовой работы. Мы всегда стараемся актуализировать показатели, чтобы не оценивать то, что уже достигнуто. Ориентируемся в том числе и на федеральный опыт, когда видим, что там меняются приоритеты.
Когда начинали внедрять эту методику, мы, зная, какие болевые точки существуют на местном уровне, включали относящиеся к ним показатели в оценку. Это давало отличный результат — становилось для муниципалитетов мощным стимулом активизировать работу по тому или иному направлению.
В целом могу сказать, что качество работы с финансами на муниципальном уровне за последние годы заметно выросло — достаточно посмотреть на показатели первых лет применения методики. Признаюсь, что руководители финорганов очень беспокоятся о результатах этой оценки и стараются максимально их повысить.
— Лучшие муниципалитеты поощряете?
— Пока, как и на федеральном уровне, каких-то наград у нас не предусмотрено. Но мысли такие есть, и соответствующие предложения мы сейчас готовим.
— Андрей Вадимович, вы выступили инициатором создания чата для профессионального общения руководителей финорганов всей страны. Сколько сейчас в нем участников?
— Сегодня в общении принимают участие 53 региона. В самом начале мы единогласно приняли решение, что это будет чат только для руководителей финансовых органов. В нем нет других заинтересованных организаций, банков, консалтинговых компаний.
— Какие темы обсуждаете в чате?
— В первую очередь мы делимся опытом формирования и исполнения бюджета. Кто-то спрашивает, как решить те или иные вопросы, кто-то интересуется у коллег практикой общения с надзорными органами, чтобы предупредить у себя какие-то ошибки. Сейчас активно обсуждаем вопросы, касающиеся условий финансирования национальных проектов, поиска внебюджетных источников, нюансов исполнения соответствующих соглашений, подписанных с федеральным центром.
И, конечно, это еще и человеческое общение. Мы поздравляем друг друга с днями рождения, праздниками, знаковыми для территорий датами.
— На руководящих постах в областном Минфине вы работаете уже 20 лет. И в сентябре финорган Челябинской области отмечает 100-летие со дня образования. Что бы вы назвали главным достижением финансовой службы региона?
— Если говорить о бюджетной политике, то за все время, что я помню, Челябинская область никогда не была проблемной с точки зрения финансового обеспечения. В последние годы нас иногда критиковали за то, что мы занижаем параметры бюджета, и пытались доказать, что прогноз нужно увеличить. Знаю, что в целом по стране проблема в основном заключается как раз в завышении параметров бюджета, и делается это для того, чтобы втиснуть туда расходы. Легко сделать так, чтобы было хорошо сегодня, но тогда завтра следующие поколения будут за это рассчитываться ухудшением своего благосостояния, погашая наши долги. Я имею в виду, что основная масса накопленных в России бюджетных долгов — это средства, потраченные на текущие расходы, а не на развитие. Мы же в Челябинской области всегда говорили, что надо жить по средствам. Мне кажется, что такая политика — это наше достижение.
И конечно, безусловным нашим достижением является коллектив финансистов области. Если почитать воспоминания наших коллег — ветеранов-финансистов, которые работали в довоенные и послевоенные годы, то красной нитью в них проходит тема недостатка финансового образования. Они пишут, как тяжело было работать, насколько не хватало специальных знаний. С позиции нашего времени мы видим, как кардинально изменилась ситуация. Многие из наших сотрудников имеют более одного высшего образования и постоянно повышают уровень своей квалификации.
— И как сейчас в финоргане обстоит дело с кадрами?
— У нас очень маленькая текучесть кадров и большая очередь желающих работать в Министерстве финансов области. Но при этом подбирать кадры становится все тяжелее, так как нашему сотруднику мало обладать только академическими знаниями, требуется еще огромный практический опыт. И если по каким-то причинам человек с опытом уходит, замену ему найти бывает крайне сложно. Да, наверное, и бесполезно ставить такую задачу, — надо брать и обучать молодежь с классическим образованием. И мы это делаем, именно поэтому у нас сохранилась и развивается практика наставничества. Также сложилось немало профессиональных династий, и мы ими гордимся.
А вообще наш коллектив и работает, и отдыхает вместе. Мы помогаем друг другу не только в работе, но и в житейских делах. Мы одна большая семья финансистов.
— Можно сказать, что преданность профессии — отличительная черта ваших коллег?
— Без сомнения. Убежден, такую преданность профессии, как у сотрудников финансовой службы, мы, наверное, мало у кого встретим. Кто бы работал здесь по 40 лет, если бы не было коллектива в глобальном значении этого слова? Где еще можно увидеть такое единение с ветеранами? Я считаю, что это тоже огромное достижение. И не только наше — это касается финансовой системы всей страны. За это спасибо федеральному Министерству финансов, его руководителю Антону Германовичу Силуанову, его первому заместителю Леониду Владимировичу Горнину, Департаменту межбюджетных отношений и его руководителю Ларисе Александровне Ерошкиной. Они ведут большую работу, консолидирующую регионы, всегда находятся на связи, регулярно выезжают на места и организовывают различные мероприятия в Москве и в субъектах Федерации. На мой взгляд, в других отраслевых органах такой сплоченности нет.
И отдельно хочу поздравить Татьяну Геннадьевну Нестеренко, первого заместителя министра финансов России, с юбилеем, который она отмечает в августе. Нам приходилось совместно работать по многим направлениям. И мы знаем, что любые задачи под ее руководством всегда решаются эффективно и на высоком профессиональном уровне. От всего нашего коллектива желаю ей новых успехов, ярких достижений в профессиональной деятельности и в жизни!
Подготовила С. А. СТРЕЛЬНИКОВА