Фонд «Петербургская политика» опубликовал доклад об оценке ситуации с исполнением национальных проектов. В документе отмечено, что, несмотря на значимость этой темы для работы федеральных и региональных органов власти, она недостаточно представлена в экспертной повестке. Мы приводим часть обзора, содержащего кассовое исполнение нацпроектов на конец июня 2019 года, а также их сильные и слабые, по версии политологов фонда, стороны.
Национальный проект |
Кассовое |
Сильные стороны (по версии фонда «Петербургская политика») |
Слабые стороны (по версии фонда «Петербургская политика») |
Кассовое исполнение. Лидеры |
|||
Здравоохранение |
54% |
Присутствие темы в повестке. Значимость для федеральной власти |
Контраст между официальной риторикой и самоощущением граждан |
Демография |
41,1% |
Представление общества об активной поддержке государством рождаемости |
Заведомая отсроченность эффекта от принимаемых мер |
Наука |
39,8% |
Потребность граждан в самоощущении возрождения науки |
Объективно периферийное положение науки, низкая престижность работы в науке, общая атмосфера самоизоляции от международных трендов в широкой палитре политических и гуманитарных сфер |
Жилье и городская среда |
37,7% |
Потенциал темы благоустройства |
Утопичность тезиса о доступном жилье |
Международная кооперация и экспорт |
35% |
Наличие потенциала у ряда экспортных отраслей. Объективный рост несырьевого экспорта. Активность интересантов |
Санкции. Сохранение политического акцента на «враждебность» зарубежных стран. Низкая отдача от постсоветской интеграции |
Малое и среднее предпринимательство |
33,1% |
Успех программ самозанятости, развитие МСП, постепенное сокращение серых зон в налогообложении |
Общие стереотипы о неблагоприятной среде для бизнеса. Сокращение числа юридических лиц. Размытость эффекта от подобных федеральных и региональных программ в прошлом |
Кассовое исполнение. Середняки |
|||
Образование |
25,6% |
Чувствительность общества к теме |
Многолетняя низкая эффективность попыток улучшить репутацию ЕГЭ |
Культура |
25,5% |
Представление респондентов о величии российской культуры, рост интереса к культурным событиям, появление новых культурных точек и пространств |
Сила стереотипа о том, что все разрушается. Снижение социального статуса деятелей культуры |
Комплексный план модернизации и расширения транспортной инфраструктуры |
20,6% |
— |
— |
Производительность труда и поддержка занятости |
17% |
Относительно низкий уровень безработицы. Высокая чувствительность населения к новостям о перспективах занятости для себя и своих детей |
Тревожность на рынке труда на фоне пенсионной реформы и снижения доходов населения. Постепенный уход из активного оборота в постсоветское время термина «производительность труда» и его низкая наглядность для общества |
Кассовое исполнение. Потенциально проблемные нацпроекты |
|||
Экология |
11% |
Высокий общественный интерес. Процессы модернизации в промышленности |
Мусорная реформа. Рост невроза по отношению к экологии. Дефицит позитивного контента |
Безопасные и качественные автомобильные дороги |
9,2% |
Наличие крупных проектов. Попадание в региональную и местную повестку |
Социальная одобряемость критики качества дорог и их ремонта |
Цифровая экономика |
8,2% |
Наличие мощной динамики развития цифровых сервисов |
Риски файервола, наличие тревожности перед цифровым миром |
Источник: доклад фонда «Петербургская политика» «Национальные проекты — 2018: драматургия по итогам первого года»