В 2014 году перед Министерством финансов Республики Крым была поставлена важная задача: максимально быстро интегрироваться в бюджетную систему РФ. Сплоченная, энергичная команда финансистов за короткие сроки собрала и внедрила в ведомстве лучшие практики по построению электронного бюджета. О том, как решалась эта непростая задача и каков полученный результат, рассказала заместитель председателя Совета министров Республики Крым — министр финансов
Ирина Валерьевна КИВИКО.
— Ирина Валерьевна, не страшно было ломать все старое, а затем строить и отлаживать новую бюджетную систему, внедрять веб-технологии?
— У нас не было времени на раздумье и раскачку. В 2014 году перед нами была поставлена глобальная задача: оперативно интегрировать бюджетную систему Республики Крым и ее муниципальных образований в бюджетную систему Российской Федерации, поэтому мы, засучив рукава, начали работу. Для решения поставленной задачи в этом же году была утверждена государственная региональная программа «Модернизация финансовой системы Республики Крым на 2014 год».
Благодаря ее реализации были внедрены все необходимые подсистемы финансового учета для планирования и исполнения бюджета локально на уровне субъекта и всех муниципальных образований нашего региона. Также была разработана система сбора и свода отчетности бюджетов всех уровней с применением веб-консолидации. Справиться со столь сложной задачей нам помогли разработки НПО «Криста». Таким образом, несмотря на то что в тот момент система управления бюджетным процессом была децентрализована, вектор на единообразие, точность и прозрачность учета у всех участников бюджетного процесса в республике был задан.
— Следующим шагом на пути к единой финансовой, бюджетной политике в регионе стало принятие новой программы. Какие задачи она поставила?
— Мы прекрасно понимаем, что современное развитие сферы общественных финансов предъявляет новые требования к составу и качеству информации о финансовой деятельности публично-правовых образований, а также к открытости информации о результатах их деятельности. Чтобы выполнить эти требования, обеспечить проведение единой финансовой, бюджетной политики на территории Республики Крым, в ноябре 2015 году была принята новая государственная программа «Модернизация бюджетного учета и отчетности Республики Крым на 2015–2018 годы». Главной целью этого документа было приведение нашего бюджетного учета и отчетности в соответствие с требованиями и стандартами бюджетной системы Российской Федерации с учетом специфики Республики Крым.
Анализ работы в единой системе управления бюджетным процессом, в том числе в веб-консолидации, показал своевременность и необходимость перехода на централизованные формы учета. К этому времени для создания региональной инфраструктуры электронного правительства был организован Центр обработки данных Республики Крым (ЦОД). Технические мощности ЦОД позволили нам запланировать создание регионального электронного бюджета — единого информационного пространства, базирующегося на единстве нормативно-справочной информации и принципов учета и отчетности. Сегодня все данные информационных систем физически находятся в Центре обработки данных. За счет такого централизованного хранения обеспечивается мгновенный доступ к данным. Переход на централизованные формы учета с применением веб-технологий и единой нормативно-справочной информации, а также использованием единого хранилища информации был осуществлен в 2016 году.
— В Крыму 279 муниципальных образований. Свести их бюджеты в единый финансовый документ без помощи автоматизированной системы — это глобальная работа…
— Абсолютно согласна, поэтому следующим важным этапом нашей работы в 2017 году стал перевод процесса формирования бюджета в программный комплекс «Региональный электронный бюджет. Бюджетное планирование» («Web-Планирование»). Планирование консолидированного бюджета на 2018 год в субъекте и во всех наших муниципальных образованиях городского и районного типа осуществлялось уже на базе централизованного программного обеспечения.
Кроме того, в 2017 году был внедрен программный комплекс «Региональный электронный бюджет. Исполнение бюджета» («Web-Исполнение») на уровне субъекта и в трех пилотных муниципальных образованиях. Таким образом, с 1 января 2018 года исполнение бюджетов Республики Крым, а также городов Алушта, Саки и Раздольненского района осуществляется с использованием этого программного комплекса. В течение 2018 года к нему были подключены все оставшиеся муниципальные районы и городские округа республики. Таким образом, можно констатировать, что процесс вливания бюджетов муниципальных районов и городских округов в единую базу данных завершен. В 2019 году внедрение веб-компонентов осуществляется во всех сельских и городских поселениях 14 районов Крыма.
В результате сегодня в республике создана современная работоспособная система электронного бюджетирования. В ее основу положено единое информационное пространство, базирующееся на единстве нормативно-справочной информации и принципов учета и отчетности, благодаря чему при информационном обмене между подсистемами реализована безошибочная идентификация элементов данных (рисунок).
— Как осуществляется доступ к подсистемам? Предусмотрены ли бесшовные переходы между веб-компонентами?
— Центральным компонентом регионального электронного бюджета (РЭБ) является интеграционная платформа, включающая в себя нормативно-справочную информацию и единый вход в подсистемы. Единый вход пользователей в подсистемы РЭБ обеспечивает региональный сервис идентификации и аутентификации. В этом сервисе задаются права на доступ пользователей к каждой подсистеме. Идентификация и аутентификация пользователей осуществляется по единому логину и паролю. Единый вход позволяет осуществлять бесшовные переходы между подсистемами без необходимости повторной аутентификации.
Использование единой нормативной справочной информации позволяет обеспечить сопоставимость показателей местных бюджетов и автоматическое формирование консолидированного бюджета Республики Крым. Единые для всех бюджетов региона справочники ведет Министерство финансов Республики Крым. Они автоматически доводятся до нижестоящих бюджетов, где при необходимости дополняются значениями соответствующего уровня. Настроена и автоматическая (по расписанию) актуализация справочников из внешних источников. Например, название учреждений, их лицевые счета и прочее загружаются из Реестра участников бюджетного процесса, а также юридических лиц, не являющихся участниками бюджетного процесса; коды цели — из системы Казначейства России; ОКТМО, ОКВЭД, ОКПД, ОКФС и т. д. — из Единой информационной системы в сфере госзакупок.
— Расскажите подробнее о функционале веб-компонентов.
— Первая система — «Web-Планирование» обеспечивает автоматизацию следующих функциональных направлений:
- формирование и ведение реестра расходных обязательств субъекта и муниципальных образований, сбор и консолидацию реестров расходных обязательств муниципальных образований;
- формирование и ведение реестра источников доходов субъекта и муниципальных образований;
- планирование бюджетных ассигнований субъекта и муниципальных образований;
- формирование закона (решения) о бюджете и внесения изменений к нему;
- формирование и мониторинг исполнения государственных заданий на оказание государственных услуг (выполнение работ);
- формирование и ведение регионального (муниципального) перечня услуг и работ.
«Web-Планирование» субъекта и муниципальных образований республики полностью интегрировано с системой «Web-Исполнение» в части автоматического экспорта утвержденных показателей закона (решения) о бюджете (закона (решения) о внесении изменений в закон (решение) о бюджете) Республики Крым и муниципальных образований. Кроме того, в «Web-Планировании» настроена интеграция с единым порталом бюджетной системы Российской Федерации (budget.gov.ru) в части выполнения требований приказа Минфина России от 28 декабря 2016 года № 243н «О составе и порядке размещения и предоставления информации на едином портале бюджетной системы Российской Федерации».
Программный комплекс «Web-Исполнение» охватывает все операции, выполняемые в процессе исполнения бюджета не только финансовым органом, но и другими участниками (казенные учреждения) и неучастниками (бюджетные и автономные учреждения в части ежедневной загрузки кассовых операций из автоматизированной системы Федерального казначейства) бюджетного процесса на уровне субъекта и муниципальных образований (в том числе поселения). Также он включает в себя ряд дополнительных модулей, расширяющих функциональность системы (применение электронной подписи, формирование и доведение уведомлений по межбюджетным трансфертам и др.).
К «Web-Консолидации» подключены все органы государственной власти, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения. Организация работы всех учреждений региона в едином информационном пространстве позволила сократить сроки представления отчетности, повысить ее качество, улучшить взаимодействие между учреждениями и органами власти. Изначально в данном веб-компоненте был организован сбор бюджетной и бухгалтерской отчетности учреждений, необходимой для представления в Минфин России. Позже перечень собираемых форм был расширен, в него включен пакет статистических отчетов, необходимых для мониторинга сведений о численности и оплате труда работников бюджетной сферы. С 2017 года отчетность собирается с использованием электронных подписей, что обеспечивает организацию юридически значимого документооборота.
— По инициативе вашего ведомства был создан портал «Открытый бюджет Республики Крым». Какова его роль?
— Портал «Открытый бюджет Республики Крым» предназначен для информационной поддержки процессов мониторинга и анализа финансово-экономических показателей региона, а также обеспечения открытости и прозрачности бюджетного процесса. Портал интегрирован с другими подсистемами регионального электронного бюджета. Данные портала обновляются динамически из баз данных подсистем. Таким образом, портал является «витриной данных» регионального электронного бюджета.
Для всех заинтересованных пользователей портал предоставляет свободный доступ к нормативной, статистической и аналитической информации в сфере управления общественными финансами. Его аналитическая подсистема позволяет представлять информацию из различных источников в форме инфографики, диаграмм, таблиц, картограмм, а также публиковать ее в приложении для мобильных устройств iMonitoring.
— Каковы дальнейшие планы по развитию регионального электронного бюджета?
— Перевод управления бюджетным процессом Республики Крым на веб-технологии — основа для внедрения концепции цифрового региона. Цифровая платформа для государственного управления «Цифровой регион» позволит объединить в единое информационное пространство не только системы финансового учета Министерства финансов, но и информационные системы других органов исполнительной власти республики, которые сейчас работают автономно.
Перспективой развития «Цифрового региона» является внедрение следующих направлений:
- мониторинг исполнения национальных проектов;
- финансовый бюджетный контроль;
- повышение функциональной эффективности расходов в сфере государственных и муниципальных закупок;
- анализ экономической деятельности ГУПов и МУПов республики.
- автоматизация процессов взаимодействия учредителей с подведомственными учреждениями (учет соглашений, формирование ПФХД).
Консолидирующим звеном платформы «Цифровой регион», вероятно, станет функционал управления программами и проектами Республики Крым, который позволит осуществить оперативный мониторинг исполнения национальных проектов на всех уровнях вертикали и горизонтали власти. Таким образом, создание «Цифрового региона» в Республике Крым, полностью соответствующего проектному подходу в государственном управлении, устранит разрозненность информационных систем, применяемых различными органами власти для исполнения своих функций.
Подготовила О. В. ИЗУТОВА