25 апреля 2024 года
Регистрация
Версия для печати 2943 Материалы по теме
На качественно новом уровне

На протяжении нескольких лет в нашей стране основным трендом в области бюджетного учета остается централизация и цифровизация. Однако, несмотря на явный эффект от сокращения затрат и оптимизации деятельности государственных и муниципальных учреждений, далеко не все территории переходят к интенсивному внедрению новаций.

Потому особо интересен опыт субъектов, где процессы централизации поставлены на системную основу. В их числе — Ставрополье, где проделана большая работа по созданию единой учетной цифровой платформы. О том, насколько ощутимой стала для бюджетной системы региона централизация, и о дальнейшей работе в данном направлении рассказала заместитель министра финансов Ставропольского края Юлия Сергеевна ЯГУБОВА.

— Юлия Сергеевна, сегодня среди коллег, планирующих централизацию бухгалтерского учета, самым острым вопросом является выбор модели. Обычно обсуждаются два подхода: создание центра на уровне публично-правового образования и централизация по отраслевому принципу. Практика показывает, что каждая модель имеет свои плюсы и минусы. На каком варианте было решено остановиться в Ставропольском крае?

— Мотивацией к выбору того или иного подхода для любой территории остается задача повышения эффективности использования бюджетных средств и существующих технических ресурсов. При этом необходимо учитывать и имеющийся кадровый потенциал. Непростой выбор модели централизации и сам переход, в Ставропольском крае осуществлялся поэтапно начиная с 2015 года в рамках мероприятий, направленных на повышение эффективности бюджетных расходов.

Для того чтобы понять, куда двигаться, и увидеть целостную модель возможных изменений, в первую очередь был проведен анализ качества работы бухгалтерских служб. Анализ проведен и в муниципалитетах края, и в краевых учреждениях. Также был изучен опыт регионов-первопроходцев. В итоге мы приняли решение о создании межведомственных бухгалтерий на муниципальном уровне. В 2016 году на краевом уровне в соответствии с распоряжением правительства был создан центр учетных компетенций — ГКУ «Межведомственный центр бухгалтерского обслуживания».

Чем был продиктован выбор такой модели? Дело в том, что на старте централизации в Ставропольском крае мы лоцировали несколько общих проблем, которые были взаимосвязаны между собой. Так, вне зависимости от уровня бюджета фиксировалось невысокое качество ведения учета. Причина была очевидна: отсутствие высококвалифицированных кадров, низкий уровень оплаты труда при высоких требованиях к компетенциям.

Кроме того, решению стратегических задач по реформированию учетных процедур на муниципальном и краевом уровнях препятствовали проблемы, связанные с применением разрозненных способов ведения учета, вялотекущая автоматизация без использования современных технологий обработки данных и организации юридически значимого документооборота. Соответственно, трудоемкость бухгалтерского обслуживания в крае оставалась крайне высокой, контроль за ведением учета и формированием отчетности был сопряжен со сложностями, в том числе по причине невозможности получения достоверных агрегированных данных.

Решение проблем виделось в создании интегрированной системы бухучета и формирования отчетности. Процесс создания централизованной платформы было решено разбить на два этапа. Первый этап планируется завершить до конца 2019 года, реализация второго намечена на 2020–2022 годы.

— Сегодня уже можно констатировать, что острота тех проблем качества управления финансами, о которых вы сказали, снята?

— В решении задачи по централизации учета главная роль была отведена Министерству финансов Ставропольского края. Коллегам-финансистам, конечно, известно, что изменения на этой ниве требуют огромных усилий координирующего органа по многим направлениям. Прежде всего это качественный анализ исходных позиций, далее — подготовка методологии и контроль создания централизованной системы. В числе этих процессов — разработка единых справочников, выстраивание юридически значимого документооборота, мероприятия по информационной безопасности, работа с кадрами.

В ходе реализации проекта возникает множество вопросов по разным направлениям. При этом гарантия и качество их решения всегда обеспечиваются слаженной работой специалистов Минфина, центра бухгалтерского обслуживания, организаций-партнеров и подрядчиков, участвующих в проекте.

Позади огромная работа на пилотных площадках: на начало 2019 года в Ставропольском крае создано 36 централизованных бухгалтерий в 30 районах и городских округах, организован учет более двух тысяч муниципальных учреждений. На краевом уровне централизовано 18 (56 процентов) органов власти и 24 подведомственных им учреждения.

Сегодня мы ясно видим: выбранная модель реформации учетных процессов постепенно снимает остроту проблемы качества управления финансами в целом. В некоторых муниципалитетах в разы увеличилась скорость обработки данных, и это кардинально улучшило качество отчетности. Очевидно увеличение оперативности кассового исполнения в отношении получателей средств бюджета. На краевом уровне помимо прозрачности учета обеспечена открытость информации о деятельности учреждений. Минимизация затрат на управление бухгалтерскими службами — прямое повышение эффективности использования бюджетных средств. А наличие достоверной оперативной информации — гарантия выверенных управленческих решений.

Впереди еще много работы — централизация учетных функций в таких масштабных отраслях, как здравоохранение, образование и соцзащита. Однако есть уверенность, что наработанный опыт в создании схем и технологий, а также их планомерного применения поможет в решении задач любой сложности.

— Понятно, что одним из центральных решений стало создание упомянутого вами Межведомственного центра бухгалтерского обслуживания. Что сейчас представляет собой это учреждение?

— Межведомственный центр бухгалтерского обслуживания — это агрегация компетенций в учете и отчетности и авангард цифровизации края. Нынешняя система его работы, на наш взгляд, оптимальна (рисунок 1). Именно здесь аккумулируется весь массив информации, адаптируется передовой опыт, транслируются на весь край новейшие технологии.

Центром проведена огромная работа по отладке электронного документооборота. Взаимодействие с участниками учетных процессов организовано исключительно посредством электронного (безбумажного) документооборота. Подчеркну, что такое взаимодействие осуществляется не только с учреждениями бюджетной сферы, но и с организациями-поставщиками. Электронное взаимодействие обеспечило унификацию необходимых справочников. К примеру, информация в справочнике контрагентов автоматически обновляется из ЕГРЮЛ. В результате применения новых подходов в 2,5 раза сокращено время на обработку документов и появился резерв для анализа данных.

Выбор технологии для создания учетной системы был основан на анализе современных тенденций цифровизации и применяемых в учреждениях программных продуктов. Выбранная централизованная платформа «1С:Предприятие» с промышленно устойчивым облачным сервисом стала основой для единой учетной системы края. Подчеркну, что использование учетных систем «1С:Предприятие» в большинстве учреждений региона (97 процентов) позволило с минимальными затратами обеспечить переход на централизованное решение.

При переходе базы данных учреждений мигрировали в единую систему без потерь. Облачный сервис обеспечил администрирование всех данных. Позволил межведомственному центру получать сведения для анализа показателей в режиме реального времени и использовать разные варианты организации учета. Возможность оценки финансово-хозяйственной деятельности отдельного учреждения и отрасли в целом, основываясь на первичных данных учета, стала еще одним значимым итогом применения централизованных технологий.

— Расскажите об уже полученном экономическом эффекте централизации.

— Как и ожидалось, совокупные расходы бюджета Ставропольского края сократились по целому ряду направлений. Снизились затраты на обслуживание технического оборудования, обновление программных продуктов, обеспечение безопасности данных. Оптимизация процессов позволила снизить трудозатраты на обработку хозяйственных операций и сократить расходы на заработную плату.

Если обратиться к цифрам, то за 2018 год на муниципальном уровне экономия составила 142 миллиона рублей, на краевом — 52 миллиона. Ожидаемые эффекты за период 2019–2021 годов куда серьезнее. По предварительным расчетам, местные бюджеты сэкономят 426 миллионов рублей, краевой — 156 миллионов. Консолидированная экономия в трехлетний период оценивается в 580 миллионов.

Но особенно важен комплексный результат. Централизованный учет теперь осуществляется с применением единых стандартов. Запущены механизмы контролей, в том числе контроль расходов по обязательствам учреждений, контроль показателей по исполнению контрактов, оптимально настроен налоговый учет. Отлажен учет нефинансовых активов, в том числе земельных участков, договоров аренды. Стартовал процесс инвентаризации, который ранее нередко проводился формально. Централизованное управление учетными функциями минимизировало допускаемые ошибки.

— На что нацелен второй этап проекта?

— Масштабная централизация учреждений продолжится, процесс охватит сферы работы органов исполнительной власти, органов местного самоуправления. На единую платформу предстоит перевести 471 учреждение края и 830 муниципальных учреждений. Выбранное направление открывает новые возможности для совершенствования учетных процедур и повышения эффективности финансового контроля (рисунок 2). В краткосрочной перспективе планируем создание центра компетенции для администрирования нормативно-справочной информации и информационной инфраструктуры.

Также в рамках второго этапа намечено решение ряда важных задач, нацеленных на реализацию принципа однократности ввода данных:

- переход к целевой модели «безбумажная бухгалтерия»;

- интеграция с системами по закупочным процедурам.

Рассчитываем, что проведенная работа по централизации в Ставрополье послужит надежным фундаментом для достижения стратегических целей по реформации бюджетных процессов и краевая система учета выйдет на качественно новый уровень.

Комментарий

Лариса Анатольевна КАЛИНЧЕНКО, заместитель председателя Правительства Ставропольского края — министр финансов

027-1.png

Реализуемая в крае бюджетная политика основывается на принципах прозрачности, сбалансированности, результативности и эффективности. Следование им позволило Ставрополью неоднократно входить в группу регионов с высоким качеством организации бюджетного процесса. Существенный вклад в такой результат внес выверенный подход к централизации бюджетного учета.

За несколько лет Министерство финансов и все участники проекта проделали огромную, сложную, требующую высокого профессионализма и ответственности работу. И ее эффект нужно оценивать даже не столько с точки зрения экономии, сколько повышения качества принимаемых решений. Обеспечена прозрачность учетных процессов, достоверность данных, достигнута высокая скорость выполнения задач. Это позволило Ставрополью снизить бюджетные риски и совершенствоваться в парадигме электронного бюджета.

Ставропольским финансистам и нашим коллегам по проекту предстоит выполнить ряд сложных мероприятий на пути цифровизации экономики — такая задача поставлена одним из нацпроектов. Но очевидно, что есть все предпосылки для того, чтобы в ближайшие годы в государственном секторе Ставропольского края действовало единое информационное пространство.

Поделиться
Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно