По оценкам многих экспертов, уже в самом ближайшем будущем газомоторное топливо (метан) имеет все шансы занять существенную долю на рынке топлива для транспорта. В интервью журналу «Бюджет» Василий Леонидович ЗИНИН, победитель первого Всероссийского конкурса «Лидеры России», исполнительный директор Национальной газомоторной ассоциации, рассказал о том, как сегодня в России обстоят дела с использованием природного газа в качестве моторного топлива, о работе регионов в этом направлении, проблемах, с которыми сталкиваются участники рынка, и своим видением решения насущных задач.
— Василий Леонидович, насколько важно сегодня для государства развивать рынок газомоторного топлива?
— Необходимость и целесообразность развития рынка газомоторного топлива неоднократно подчеркивались Президентом РФ В. В. Путиным и в обращении к Федеральному собранию, и во время прямого общения с населением. Почему эту задачу руководство страны видит приоритетной? Здесь есть объективные причины. Во-первых, экономические: Россия обеспечена природным газом, мы являемся мировым лидером по его запасам и себестоимость добычи у нас высококонкурентна. В связи с этим перевод транспорта на природный газ дает ощутимый эффект для экономики в целом — это существенная экономия затрат на топливо.
Если говорить про рост налоговых поступлений, то реализация подпрограммы развития рынка газомоторного топлива может дополнительно принести в бюджет порядка 350–380 миллиардов рублей. Но это не только красивые цифры, здесь очень важны и структурные изменения: предполагается перераспределение капитала за счет сокращения затрат на топливо в пользу промышленных предприятий, транспортных компаний — реального сектора. Иными словами, дополнительные деньги получит российская промышленность, которая сейчас страдает от нехватки оборотных средств, ограниченного доступа к долгосрочному заемному финансированию и так далее.
Во-вторых, социальный фактор. Для конкретного потребителя переход на природный газ (метан) — хорошая возможность сэкономить на топливе практически в три раза благодаря низким ценам. Для большей части населения это очень важный момент. Также необходимо отметить и возможность сдерживания цен на услуги, например по пассажирским перевозкам за счет перевода автобусных парков на природный газ, на продовольственные товары, товары повседневного спроса, где существенная доля себестоимости — это логистика и транспортировка.
В-третьих, экологический эффект. В России мы пока не очень большое внимание уделяем экологии, хотя во всем мире органы государственной власти весьма требовательны к участникам рынка в вопросах экологии. А природный газ имеет очень хорошие экологические характеристики при его использовании в качестве топлива для транспорта. И здесь я бы акцентировал внимание не только на выбросах углекислого газа, о которых модно сейчас говорить (хотя и тут есть существенное снижение), но и на выбросах так называемых твердых сажевых частиц. Мы этой сажей дышим, и именно она оказывает самое негативное влияние на здоровье человека. А при использовании природного газа твердых сажевых частиц практически не выделяется. Это принципиально изменит экологию среды, в которой мы живем.
В целом развитие газомоторного топлива — тема действительно очень актуальная и интересная, и в России есть все предпосылки для того, чтобы этот сегмент рынка развивался динамично и успешно.
— Какой объем инвестиций будет вложен в развитие инфраструктуры в ближайшие годы?
— Ключевым драйвером развития рынка в ближайшие годы будет государственная поддержка. Есть соответствующая инициатива Министерства энергетики РФ. Подписана дорожная карта по финансовой поддержке участников рынка. Предполагается субсидирование как создания газозаправочной инфраструктуры, так и перевода транспорта на природный газ.
В этом году объемы финансового вливания в рынок газомоторного топлива со стороны федерального бюджета можно оценивать на уровне 8 миллиардов рублей, а в последующие, до 2024 года включительно, по 10 миллиардов ежегодно. Необходимым требованием для реализации программы является и привлечение частных инвестиций в соотношении 10:1. То есть на каждый рубль федерального финансирования в отрасль должно прийти десять рублей частного. И здесь мы уже выходим на совсем другие цифры — можно рассчитывать на порядка 750 миллиардов рублей инвестиций до 2024 года.
При этом, по оценкам Национальной газомоторной ассоциации, для того, чтобы создать минимально необходимую инфраструктуру, первичный рынок, чтобы все крупные потребители смогли добраться до газовых заправок и не чувствовали «бутылочного горлышка», нужно вложить порядка 210 миллиардов рублей (рисунок 1). И начинать следует уже сегодня. В нашем понимании дать сейчас первый важный импульс для развития этого рынка на ближайшие 3–5 лет — первостепенная задача.
— Как планируется мотивировать региональные власти, чтобы те активнее развивали газомоторное направление?
— Концепция, которую изначально предложило Минэнерго России, — софинансирование со стороны федерального бюджета и бюджетов субъектов Федерации, причем последние должны быть распределителями этих средств. Сейчас ведется большая работа по разработке всех методик и регламентов в части процесса субсидирования.
Правительство не уговаривает регионы участвовать в этой программе, скорее наоборот, оно отбирает самых достойных. Субъекты конкурируют за возможность получить эти федеральные субсидии, будет выбрано порядка 25 пилотных регионов. Их интерес понятен — это возможность создать новый рынок и поддержать региональные компании. При этом государственная поддержка накладывается здесь на возможность той экономии, которая предполагается изначально, исходя из ценовой конъюнктуры.
Надо понимать, что цены на природный газ в нашей стране регулирует государство. Трубопроводный газ стоит в регионах в среднем порядка 4,5 рубля за кубометр. На АГНКС средняя цена по России — 16,5 рубля за кубометр. Существующая разница — основа маржинальности потенциальных владельцев метановой инфраструктуры. При этом для потребителя разница между 16,5 рубля и ценой на бензин или дизель, которая варьируется сегодня от 42 до 50 рублей, — экономия практически в три раза. При доступе к инфраструктуре и при поддержке региональных властей крупных игроков не придется уговаривать. Они прекрасно понимают экономические выгоды исходя из простой калькуляции.
— Можно ли уже сегодня сказать, какие выгоды получат субъекты от перевода транспорта на газомоторное топливо? Есть ли какие-то цифры, подтверждающие это?
— Как я же упоминал, создание, по сути, нового рынка позволит сократить транспортные издержки промышленных предприятий, транспортных и логистических компаний, торговых сетей. У регионов появится возможность сдерживать цены на социально значимые услуги и товары: автобусные пассажирские перевозки, продукты питания, товары повседневного спроса.
Снизятся транспортные расходы для социально незащищенных слоев населения, увеличится занятость, повысятся налоговые выплаты. Безусловно, качественно изменится экологическая среда в крупных городах. Все это приведет к повышению конкурентоспособности предприятий регионов и улучшению социальной обстановки. По нашим оценкам, в целом по стране к 2024 году экономия предприятий и домохозяйств от перехода на природный газ может составить 430 миллиардов рублей.
— Назовите основные на сегодняшний день проблемы, которые тормозят развитие региональных рынков ГМТ?
— Я бы выделил несколько ключевых проблемных направлений. Во-первых, основная сложность развития любого рынка на начальном этапе — координация действий участников. Любой проект в рамках этого рынка не существует в отрыве от других проектов.
Поясню, что имею в виду. Допустим, частный инвестор в одном из регионов начинает строить газозаправочную станцию, но параллельно он должен сразу создать и спрос — договориться с потенциальными потребителями. Те, в свою очередь, до этого не имели доступа к данной инфраструктуре, они только думают переводить свой транспорт на газ. Получаются сложносоставные проекты с большим числом участников. При этом все участники должны синхронизироваться по срокам, взять на себя взаимные обязательства, постоянно коммуницировать в процессе реализации проекта.
Это всегда сложно, и у нас механизмов такой коммуникации ни на федеральном, ни на региональном уровнях пока нет. Нужно думать, как ее выстроить. Национальная газомоторная ассоциация старается максимально содействовать этой коммуникации на нашей площадке. Но здесь также крайне важна роль таких инструментов, как федеральная и региональная программы поддержки, когда субъект Федерации занимает позицию координатора и помогает игрокам действовать в рамках единого программного видения.
Второе направление — проблемы в информационном поле. Если брать потенциального потребителя в широкой массе, то многие не до конца представляют, что такое газомоторное топливо. В сознании обычного потребителя оно чаще воспринимается как пропан, а не метан. Надо проводить активную информационную политику, разъяснять, что это разные продукты. У метана более интересные потребительские характеристики: он и безопаснее, и экологичнее, и ценовое позиционирование у него лучше.
Требуется грамотная информационно-разъяснительная работа, скоординированные действия всех заинтересованных участников рынка по совместному продвижению метана. Нужно информировать население о том, как на него перейти, какие есть проверенные и надежные участники рынка.
Третье направление — это, конечно, нормативно-правовая база.
— Кстати, какие изменения требуется внести в законодательство, чтобы создать современную нормативно-правовую базу использования газомоторного топлива?
— Если мы говорим о том, что существует государственная программа, предполагающая бюджетное финансирование, то весь механизм субсидирования должен быть прописан и отлажен. Это то, над чем сейчас активно ведется работа.
Если говорить о государственном регулировании рынка, то самым горячим вопросом сегодня является переоборудование транспорта под метан и его регистрация. К сожалению, пока позиция ГИБДД в этом направлении движется в сторону ужесточения, а не готовности пойти навстречу участникам рынка. Эту проблему необходимо решать.
Недавно ужесточились и требования к испытательным лабораториям, которые должны проводить экспертизу переоборудования. Мы понимаем, что это вопросы промышленной безопасности, но некоторые ужесточения объективно избыточны. И здесь требуется гармонизация. По большому счету, нужно решать задачу по созданию широкой сети испытательных лабораторий, которые по всей стране могли бы проводить реальную работу по экспертизе, обладали бы соответствующей компетенцией. Нам здесь не нужна монополизация. Это должен быть широкий рынок большого количества региональных участников, которые эту работу могли бы взять на себя и обеспечили бы контроль безопасного переоборудования транспорта.
Еще одним проблемным направлением сейчас является все, что связано с использованием на транспорте сжиженного природного газа. К сожалению, на сегодняшний день нормативная база в этой части у нас в стране пока не сформирована. Легально перевести технику на СПГ и потом ее зарегистрировать сейчас практически невозможно. Поэтому здесь необходима большая работа не столько по уточнению нормативной базы, а, по сути, по созданию комплекса нормативных правовых актов, которые бы регулировали использование СПГ в транспортном секторе.
В заключение хотелось бы отметить, что Национальная газомоторная ассоциация неоднократно отмечала необходимость качественного изменения государственного администрирования деятельности по расширению использования метана в качестве моторного топлива. Нужна межведомственная координация и постоянная работа 18 федеральных министерств и ведомств, в том числе Минэнерго, Минпромторга, Минтранса, Минэкономразвития, МВД, МЧС, Минсельхоза, Ростехнадзора, Минприроды, в формате специальной правительственной комиссии по расширению использования газомоторного топлива. Масштаб и системный характер необходимой работы позволяют поставить вопрос о подготовке специальной подпрограммы «Совершенствование нормативного регулирования перехода на газомоторное топливо» дополнительно к основной подпрограмме развития рынка газомоторного топлива. Считаем, что такие системные решения будут высоко оценены предпринимательским сообществом и приведут к существенному увеличению количества реализуемых инвестиционных проектов в газомоторной сфере.
На государственном уровне
Исполняя поручения Президента РФ В. В. Путина, Правительство РФ сегодня ведет активную работу по стимулированию использования природного газа в качестве моторного топлива. Долгосрочные направления государственной политики в сфере внедрения газомоторной техники определены исходя из установленных государством стратегических ориентиров социально-экономического развития страны и нашли отражение в подпрограмме «Развитие рынка газомоторного топлива» государственной программы «Энергоэффективность и развитие энергетики». Предусматривается обновление парка транспортных средств и внедрение техники специального назначения нового поколения, имеющей высокие показатели экономичности, энергоэффективности, безопасности и надежности за счет перехода на использование природного газа в качестве моторного топлива. Будет синхронизировано развитие парка газомоторной техники, газотранспортной инфраструктуры, сервисной сети и системы послепродажного обслуживания. Предполагается и скорейшее развитие научно-исследовательского, технического, производственно-технологического и кадрового потенциалов для разработки, производства, внедрения и эффективной эксплуатации транспортных средств и техники специального назначения, использующей газомоторное топливо, на протяжении всего их жизненного цикла.
Подготовил Д. Н. ГНАТЕНКО
Комментарий
Артем Сергеевич ДАНИЛОВ, заместитель исполнительного директора Национальной газомоторной ассоциации
Крупнейшая площадка
Огромную работу в реализации подпрограммы развития рынка газомоторного топлива проводит Национальная газомоторная ассоциация. В нее входит более 100 участников рынка газомоторного топлива (ГМТ) РФ и Евразийского экономического союза. Основная задача ассоциации — выработка консолидированной позиции по развитию рынка и повышение уровня использования природного газа в качестве моторного топлива. Ассоциация является важнейшей экспертной площадкой, объединяющей различных представителей отрасли: проектировщиков, строителей и владельцев АГНКС[1], производителей оборудования и транспортных средств, крупнейших потребителей ГМТ, а также финансовые институты и институты развития.
Для достижения целей по развитию рынка газомоторного топлива в РФ ассоциация активно взаимодействует с федеральными и региональными органами власти, экспертным сообществом, а также с некоммерческими объединениями участников смежных сегментов рынка (например, автопроизводителей, пассажирских перевозчиков, морских и речных бункеровщиков).
Эти цели предусматривают:
- увеличение парка транспортных средств на природном газе в РФ;
- содействие развитию газозаправочной инфраструктуры;
- снятие законодательных ограничений по использованию транспорта на природном газе;
- повышение уровня информированности потребителей о преимуществах газомоторного топлива.
В настоящее время ассоциация организует работу по следующим приоритетным направлениям.
1. Поддержка деятельности органов власти по разработке нормативных правовых актов и методико-регламентных документов, а также по администрированию программных документов развития рынка газомоторного топлива.
В соответствии с решениями, обозначенными в протоколе совещания[2] у первого заместителя председателя Правительства РФ — министра финансов РФ А. Г. Силуанова, Правительство РФ определяет перечень пилотных субъектов РФ для реализации дорожной карты развития рынка газомоторного топлива. В 2019 году планируется выделить 3,5 миллиарда рублей из средств Резервного фонда для субсидирования строительства газозаправочной инфраструктуры и переоборудования транспорта на природный газ. В 2020–2024 годах на эти цели, а также на приобретение новых транспортных средств на природном газе с использованием механизмов льготного лизинга решено выделять до 10 миллиардов рублей ежегодно. При этом в качестве целевого показателя установлено привлечение частных инвестиций в размере не менее 10 рублей на 1 рубль средств федерального бюджета.
Для полноценной реализации указанных инициатив необходима разработка методико-регламентной документации субсидирования развития рынка газомоторного топлива. В настоящее время ассоциация активно участвует в этой работе.
Также ассоциация занимается решением проблемных вопросов, связанных с техническим регулированием в сфере газомоторного топлива. Ею выделены основные направления, связанные с этой тематикой: развитие механизмов саморегулирования для деятельности по переоборудованию транспорта, стимулирование расширения сети испытательных лабораторий, а также создание механизмов контроля за обращением газобаллонного оборудования на всех этапах жизненного цикла.
2. Комплексная популяризация метана в качестве топлива для транспорта.
Ассоциация разработала информационную политику в области популяризации природного газа в качестве топлива для автомобильного транспорта. Она определяет основные подходы к этой работе, в том числе при взаимодействии со СМИ и тематическими ресурсами в интернете, организацию рекламных и PR-кампаний, представление продукции компаний в социальных сетях и в рамках публичных выступлений участников рынка газомоторного топлива. Информационная политика носит рекомендательный характер для всех членов Национальной газомоторной ассоциации.
Важным механизмом популяризации метана в качестве топлива для транспорта является организация научно-образовательных семинаров в субъектах Федерации для работников органов власти и технических специалистов. Экспертная база ассоциации позволяет сформировать у слушателей комплексное представление об использовании метана в качестве моторного топлива в короткие сроки и вовлечь в решение государственных задач широкий круг новых участников.
3. Экспертно-аналитическая поддержка органов власти в субъектах РФ.
Помимо проведения научно-образовательных семинаров ассоциация участвует в разработке и актуализации региональных программ развития рынка газомоторного топлива. Наличие комплексных программ развития рынка ГМТ является одним из ключевых критериев при выделении субсидий на развитие газозаправочной инфраструктуры.
На региональном уровне данная работа предполагает:
- выявление крупнейших потенциальных потребителей на территории субъекта Федерации (по сегментам потребления);
- подготовку перспективной схемы размещения объектов газозаправочной инфраструктуры (с учетом прав собственности на земельные участки и доступа к трубопроводному газу);
- формирование потребности в сервисных центрах для транспортных средств на природном газе;
- формирование перечня мер поддержки участников рынка со стороны органов власти, реестра участников рынка, обладающих необходимыми технологиями и компетенциями.
[1] АГНКС — автомобильная газонаполнительная компрессорная станция.
[2] От 16 мая 2019 года № СА-П9-67пр.