С 2016 по 2019 год собственные доходы бюджета Новороссийска выросли в 1,5 раза, или почти на 2 миллиарда рублей. Только в 2019 году по сравнению с
Помимо удачно складывавшейся в 2019 году рыночной конъюнктуры для крупнейших предприятий Новороссийска ощутимый вклад в рост доходной части бюджета внесла проводимая в городе работа по увеличению собственных доходных источников. В структуре доходов бюджета как страны и регионов, так и муниципалитетов традиционно более 90% составляют налоги. Но и неналоговые доходы играют важную роль в финансовой деятельности, темп их роста в Новороссийске за период
Неоценимую поддержку финансовому органу в работе по повышению неналоговых доходов оказала позиция главы города И. А. Дяченко. За каждым источником неналоговых доходов было закреплено ответственное структурное подразделение администрации.
Неналоговые доходы
Кроме широко представленных неналоговых платежей, как, например, арендная плата за муниципальные земельные участки и имущество, доходы от реализации земельных участков и имущества, в Новороссийске разработаны и внедрены новые неналоговые источники доходов бюджета.
1) Возмещение вреда автомобильным дорогам местного значения, причиняемого при перевозке тяжеловесных и крупногабаритных грузов. Правовой основой для реализации данного источника неналоговых доходов является постановление Администрации города Новороссийска от 8 февраля 2017 года № 1233 «Об определении размера вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, при движении по автомобильным дорогам общего пользования местного значения, находящимся в собственности муниципального образования город Новороссийск». Этот документ разработан в соответствии с действующими федеральными и отраслевыми нормативными правовыми актами. Данные платежи являются одним из источников формирования муниципального Дорожного фонда, средства которого направляются на текущее содержание и ремонт дорог местного значения.
2) Плата за использование опор наружного освещения по непрямому назначению. Суть услуги в том, что с операторов проводной и беспроводной связи взимается плата за предоставление возможности размещения оборудования и линий связи на объектах муниципального имущества. Правовой основой взимания платы является решение городской Думы Новороссийска от 26 ноября 2013 года № 357 «Об утверждении Порядка использования не по прямому назначению опор наружного освещения, находящихся в муниципальной собственности муниципального образования город Новороссийск».
Размер платы определяется на основании отчета независимого оценщика и составляет 2429 рублей в год за одну опору. В целях увеличения поступлений структурными подразделениями администрации проводится работа по инвентаризации существующих линейных объектов, выявлению объектов, имеющих признаки бесхозных, с целью дальнейшего установления собственников или принятия объектов в муниципальную собственность. Результатом проводимой работы является увеличение количества опор наружного освещения, в отношении которых действуют договоры их использования по непрямому назначению.
3) Плата за предоставление права размещения нестационарных торговых объектов на муниципальных землях без предоставления в аренду земельных участков. Правовой основой взимания платы являются два постановления Администрации города Новороссийска. Первое — от 26 октября 2018 года № 4278 «О размещении нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования город Новороссийск». Второе — от 9 февраля 2018 года № 510 «Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности, на территории муниципального образования город Новороссийск».
В целях дифференциации размера платы в зависимости от месторасположения торгового объекта цена размещения была установлена в соответствии с удельными показателями кадастровой стоимости земельных участков, утвержденными по результатам государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов. За основу был взят показатель для вида разрешенного использования «Для размещения объектов торговли» в отношении каждого кадастрового квартала, на котором предполагалось размещение объекта нестационарной торговли.
Город проводит работу по актуализации и увеличению количества мест для размещения объектов. Дополнительным эффектом стало упорядочивание архитектурно-эстетического облика города за счет реализации типовых инженерных решений, возложения на арендаторов обязанности по надлежащему санитарному содержанию прилегающей территории.
4) Плата за прием поверхностных сточных вод в городскую систему ливневой канализации. Правовым основанием взимания платы является постановление Администрации города Новороссийска от 22 июля 2014 года № 5565 «Об утверждении правил пользования системами ливневой канализации в муниципальном образовании город Новороссийск».
Размер платы рассчитывается исходя из сведений гидрометеобюро о среднем объеме выпавших осадков на территории муниципального образования, площади и качественных характеристиках (грунтовое или асфальтобетонное покрытие) земельного участка, с которого осуществляется сброс поверхностных сточных вод в городскую систему ливневой канализации. Денежные средства, поступившие в бюджет, направляются на техническое обслуживание, развитие и содержание городской системы ливневой канализации и систем очистки сточных вод.
5) Муниципальное платное парковочное пространство. Реализация проекта по развитию муниципального платного парковочного пространства осуществляется на основании постановления Администрации города Новороссийска от 15 января 2019 года № 160 «Об утверждении Порядка создания и использования, в том числе на платной основе, парковок (парковочных мест)».
Приоритетом при реализации проекта были выбраны элементы улично-дорожной сети, находящиеся в муниципальной собственности и позволяющие обустроить парковки закрытого типа, исключающие возможность покинуть парковочное пространство без оплаты. Это обусловлено законодательной неурегулированностью вопроса о доступе к персональным данным собственников транспортных средств, допустивших неоплату данной услуги. Реализация проекта началась в 2019 году, оборудовано четыре платных парковочных пространства.
Развитие неналоговых доходов местного бюджета требует разработки локальных нормативных правовых актов, регламентирующих порядок оказания услуг. Кроме того, с целью минимизации правовых рисков проводится работа по изучению опыта других городов, анализ постановлений судов всех инстанций. В зависимости от вида доходных источников поступившие в бюджет денежные средства идут или на формирование Дорожного фонда, или на финансирование первоочередных муниципальных программ.
Развитие именно неналоговых источников доходов имеет особо важное значение для местных бюджетов при сложившейся системе распределения основных налоговых платежей, когда большая часть собранных на территории муниципального образования налогов направляется в бюджеты верхнего уровня.
Нарушенные планы
Наступивший 2020 год внес свои коррективы в планы по развитию, что не могло не отразиться на показателях доходной части бюджета. Отмена сделки «ОПЕК+» и последовавшая за этим девальвация рубля привели к такому экономическому эффекту, который первый вице-премьер А. Р. Белоусов охарактеризовал как «нефтяной шок». Для экономики города, основную долю которой составляют предприятия транспортной отрасли и компании, ориентированные на экспорт продукции, в том числе нефтепродуктов, это послужило новым вызовом. Более чем на 20% упали поступления по налогу на прибыль, замедлился темп роста поступлений НДФЛ.
Последующее распространение новой коронавирусной инфекции и принятие президентом решения о введении режима нерабочих дней, введение на территории Краснодарского края карантина привели к резкому снижению деловой активности. Это не могло не отразиться на поступлении доходов в городской бюджет. Правительственные меры поддержки пострадавших отраслей в виде отсрочек по уплате основных налогов, решение о списании задолженности по налогам за II квартал 2020 года для пострадавших хозяйствующих субъектов привели к снижению поступлений по налогам, наиболее популярным у малого бизнеса, — УСН и ЕНВД. Общее снижение поступлений по специальным налоговым режимам по состоянию на 1 мая 2020 года составило более 40 миллионов рублей.
Меры поддержки
Ограниченность перечня отраслей экономики, в отношении которых предоставляется поддержка из федерального и региональных бюджетов, привела к осознанию необходимости разработки мер дополнительной поддержки бизнеса за счет городского бюджета. Понимая тот факт, что за каждым неработающим предприятием стоят жители города, глава Новороссийска принял решение о предоставлении ряда стимулирующих льгот, которые наряду с мерами государственной поддержки позволят хозяйствующим субъектам сохранить деловую активность и, соответственно, рабочие места и доходы горожан.
Администрация города разработала постановление о предоставлении мер поддержки лицам, осуществляющим деятельность на основании заключенных договоров на право размещения нестационарных торговых объектов. Плата за право размещения будет корректироваться с учетом фактических дней бездействия торговой точки из-за карантина. Аналогичные условия будут предоставлены для собственников рекламных конструкций, размещаемых на муниципальной земле.
Принято постановление о предоставлении отсрочки по уплате арендных платежей за земельные участки. В адрес администрации города по состоянию на 19 мая поступило 60 заявлений о предоставлении отсрочки на общую сумму 12,5 миллиона рублей. Городская дума приняла решение о снижении ставки ЕНВД для пострадавших отраслей с 15 до 7,5%. Пониженная ставка будет действовать весь 2020 год и будет применена более чем к 600 хозяйствующим субъектам. Данная мера принята наряду с аналогичной мерой по снижению в два раза ставки по УСН в соответствии с решением, инициированным Администрацией Краснодарского края.
Сокращение расходов
В связи с недостижением ранее запланированного уровня доходов городского бюджета идет работа по оптимизации расходов. Для обеспечения сбалансированности бюджета в апреле были приняты постановления администрации города № 1845 «О некоторых мерах по обеспечению сбалансированности бюджета муниципального образования город Новороссийск» и № 2033 «Об изменении срока исполнения контракта, и (или) цены контракта, и (или) цены единицы товара, работы, услуги по соглашению сторон в 2020 году». Это позволило сократить расходы бюджета на 750 миллионов рублей. На данный момент готовится проект решения городской думы о внесении изменений в бюджет, в соответствии с которыми расходы будут дополнительно сокращены на 258 миллионов рублей.
Данные решения обусловлены необходимостью отказаться от финансирования непервоочередных расходов. По большинству контрактов сроки приемки и финансирования работ сдвинуты на более поздний период.
Новые возможности
По предварительной оценке, общее снижение доходной части бюджета составит более миллиарда рублей. Но, как говорил У. Черчилль, «любой кризис — это новые возможности». Режим нерабочих дней и самоизоляции обнажил одну из самых острых проблем российской экономики — теневой сектор.
После анонсированных федеральных мер социальной поддержки в виде повышения пособий по безработице, выплат в размере одного МРОТ для лиц, потерявших работу, выплат субсидий работодателям на выдачу заработной платы на основании сданной в Пенсионный фонд отчетности о количестве наемных работников резко увеличилось количество обращений в Пенсионный фонд, Управление социальной защиты населения, Центр занятости с заявлениями на выплату пособий. Обращения граждан позволят впоследствии проводить целенаправленную работу по вовлечению их в легальный сектор экономики.
В этом направлении неоценимую поддержку муниципальным властям окажет единый федеральный информационный регистр сведений о населении России, законопроект о создании которого принят Государственной думой.