Как сделать российские регионы более привлекательными для внутреннего туризма? Как способствовать развитию регионального бизнеса, предоставляющего услуги для туристов? Могут ли современные технологии решить задачи популяризации российских достопримечательностей? Эти и другие вопросы стояли перед Администрацией городского округа Солнечногорск и экспертами АО «ГЛОНАСС» на старте пилотного проекта по созданию информационно-навигационной платформы для развития туристических сервисов. Первыми итогами проекта с читателями журнала поделились аналитик Александр Сергеевич КАМЗОЛОВ и менеджер продукта Елена Константиновна ШАНТАР.
Наше сотрудничество с Администрацией Солнечногорска продолжается уже несколько лет. Оно предполагает использование спутниковых навигационных технологий, продуктов и услуг АО «ГЛОНАСС» для широкого спектра задач социально-экономического развития муниципалитета, повышения эффективности решения вопросов в сферах транспорта и жилищно-коммунального хозяйства. В рамках партнерства реализуется ряд пилотных проектов, и об одном из них мы сегодня расскажем подробнее. Это создание информационно-навигационной платформы для развития туристических сервисов.
Задачи проекта
Проект был направлен на решение нескольких задач. Во-первых, требовались новые идеи для привлечения гостей в регион. Во-вторых, это амбициозная задача — создать платформу с развивающимся функционалом, которая в будущем могла бы конкурировать с глобальными игроками туристического рынка. В-третьих, используемые технологии должны давать бизнесу и пользователю возможность применять все современные достижения цифровой индустрии. Это и платежи в один клик, и комбинирование различных туристических продуктов, и дополненная реальность, и персонализация предложений на основе обработки больших данных и профиля потребителя, и навигационные функции.
Важной задачей проекта также стало обеспечение безопасности путешественника. Для АО «ГЛОНАСС», чьей миссией является повышение качества жизни людей путем создания, развития и распространения высокотехнологичных решений в области навигации и связи, предотвращение ущерба жизни и здоровью человека, окружающей среде, содействие безопасности государства, это было принципиальным вопросом.
Поделить большой проект на этапы
Разумеется, решить все задачи сразу и за короткое время невозможно. Поэтому специалисты АО «ГЛОНАСС» решили разделить глобальный проект на этапы, а большие задачи разбить на подзадачи. В итоге была сформирована концепция системы, определен объем работ, их очередность. Возникло понимание того, какие ресурсы необходимы и требования к команде, которая будет способна с этими задачами справиться.
Проектная команда работала в тесном контакте с администрацией Солнечногорска. Были подключены локальные организации, обеспечившие процесс наполнения платформы необходимым контентом. Так, например, по результатам взаимодействия с руководителями различных структур Солнечногорья у команды АО «ГЛОНАСС» появилось порядка 80 анкет туристических объектов и иных достопримечательностей, был сформирован фотобанк, включающий на сегодняшний день 600 фотографий. Конечно, потребовалось время на обработку полученной информации. В итоге к настоящему времени на портале размещено около 50 описаний и изображений туристических объектов.
Удивительное рядом
Не секрет, что люди часто не знают о каких-то интересных местах, находящихся рядом с ними. Это, к сожалению, проблема почти всех регионов России. Достопримечательности могут иметь интересную историю. Одной из составляющих работы проектной команды АО «ГЛОНАСС» был сбор такой информации и систематизация данных об объектах, которые могли бы представлять интерес для гостей региона.
В самом начале проекта мы наблюдали некоторый скепсис: «Ну что может быть интересного в Солнечногорске, ведь это просто небольшой район на трассе Москва — Санкт-Петербург?» Но чем больше информации появлялось, тем яснее становилось, что это ошибочная точка зрения. Во-первых, Солнечногорск расположен на берегу Сенежского озера, которое является одной из природных жемчужин Подмосковья. Очень интересна история его возникновения. Многие ли знают, что это первое рукотворное водохранилище, созданное почти 200 лет назад при строительстве Екатерининского канала? Знают ли, зачем построили этот канал и куда он потом делся?
К слову, имя канала никак не связано с царицами России. Зато с именем Екатерины II связана другая местная достопримечательность — Путевой дворец. Об этом музее есть много информации в интернете, как и о других известных музеях и усадьбах, расположенных на территории городского округа. Это связанная с лермонтовскими местами усадьба «Середниково» и три усадьбы, входящие в музей-заповедник Менделеева и Блока. То есть (и это во-вторых) в округе много популярных мест, с которыми можно познакомить потенциальных туристов.
В-третьих, Солнечногорск, как и вся Россия, богат объектами, представляющими интерес для православных паломников. В настоящее время можно посетить порядка десяти действующих храмов, среди которых есть уникальные. Например, Патриаршее подворье Святителя Алексия, митрополита Московского, с потрясающей коллекцией икон Богородицы (более 500 образов).
В-четвертых, округ богат просто интересными местами. На плотине озера Сенеж стоит гидроэлектростанция промышленника Ф. Л. Кнопа, одна из первых ГЭС, построенных в России. Это достижение науки 1888 года давало 50 киловатт. Ничтожно по нынешним меркам — хватит всего на
Маршруты, которые мы выбираем
Когда поступающая информация была изучена и структурирована, проектная команда АО «ГЛОНАСС» предложила 18 вариантов туристических маршрутов Солнечногорья. Были выбраны места посещения по каждому из маршрутов, рассчитано время их прохождения, оценено расстояние между объектами. Это тот минимум, который необходим потенциальным туристам, чтобы принять решение о поездке.
В разработке блока готовых маршрутов принимали участие экскурсоводы и краеведы. Интересные работы представили выпускники школы гидов — местные жители специально прошли обучение, чтобы в дальнейшем иметь возможность знакомить гостей с достопримечательностями своего края. Результат — продуманные до деталей маршруты, которыми сегодня может воспользоваться любой желающий. Не надо беспокоиться и тратить время на поиск информации, все уже сделано профессионалами. Удобные и безопасные маршруты создают чувство защищенности и дают возможность просто получать удовольствие от новых впечатлений. На странице каждого маршрута содержится информация о гидах, которые могут провести соответствующие экскурсии, если гости округа хотят услышать интересный рассказ и лучше понять историю объектов.
Всех людей привлекают интересные события. В городском округе Солнечногорск проходит масса мероприятий, и каждый может выбрать что-то подходящее именно ему. На портале есть постоянно обновляемая лента мероприятий с анонсами, программами и фотографиями.
Созданная АО «ГЛОНАСС» туристическая платформа предоставляет информацию об отелях и ресторанах, чтобы гости округа всегда знали, где можно передохнуть и поесть. Все можно заранее забронировать, а услуги прямых партнеров доступны для оплаты онлайн, в том числе «одной кнопкой». В результате платформа становится интересной и для представителей бизнеса — это новый канал продвижения продуктов и услуг, возможность привлечения новых клиентов и обратная связь, стимулирующая предоставление более качественного сервиса для гостей.
Туризм должен быть безопасным
Безопасность — одна из приоритетных задач АО «ГЛОНАСС». В мобильном приложении для туристов будет реализован сервис вызова экстренной помощи в чрезвычайных ситуациях. Кроме того, предлагается уникальная для рынка услуга — страхование на маршруте. Любой желающий посетить Солнечногорск при выборе маршрута может приобрести медицинскую туристическую страховку и дополнительно обезопасить себя на период путешествия.
Как и все современные информационно-технологические решения, портал был бы неполным без мобильного приложения. Именно на смартфон приходят все оповещения о мероприятиях, скидках, спецпредложениях и достопримечательностях. Приложение разработано для платформ iOs и Android. Оно умеет даже немного больше, чем интернет-портал. Исходя из текущего положения пользователя, приложение отображает интересные места рядом, а скоро появятся функции дополненной реальности.
Еще одно современное решение в мобильном приложении — возможность использования функций безбарьерной среды. Если пользователь купил билет на экскурсию в музей, ему направляется специальный код в приложение, и он может сразу пройти через турникет или открыть шлагбаум и проехать на внутреннюю стоянку, нажав на кнопку в смартфоне. Для этого, конечно, должны быть «умными» и турникет, и шлагбаум, но эти задачи будут решены в ближайшем будущем в рамках общероссийской программы «Умный город».
Работы над первой версией туристической платформы, построенной на базе информационно-навигационной системы АО «ГЛОНАСС», были окончены в начале 2020 года. Платформа стала первым завершенным проектом в рамках сотрудничества с Администрацией городского округа Солнечногорск.
Сегодня реализован лишь первый этап проекта создания туристической платформы. Впереди большая и интересная работа. Но проектная команда АО «ГЛОНАСС» уверена, что выбран правильный вектор и реализация намеченных шагов позволит сформировать современную информационную среду, которая выведет внутренний туризм в России на новую высоту.