Дмитрий Олегович РАЗУМОВСКИЙ, заместитель губернатора Калужской области
Александр Валерьевич АРХАНГЕЛЬСКИЙ, эксперт в сфере цифровой трансформации, в 2019 году — министр цифрового развития Калужской области
В свете задач, поставленных нацпрограммой «Цифровая экономика Российской Федерации», регионам предстоит большая работа по цифровизации процессов сбора, обработки, формирования, предоставления и анализа данных. Именно данные являются ключевым драйвером развития цифровой экономики. Поэтому основной акцент мы, как участники нацпрограммы, делаем на проекты, позволяющие получать, анализировать и использовать данные.
Перспективой внедрения «цифры» должно стать более широкое вовлечение данных в хозяйственный оборот, формирование добавленной стоимости на их основе и, как следствие, создание новых экономических моделей развития. Это одна из ключевых задач, которую поставил руководитель нашего региона.
Калужская область в рамках нацпрограммы «Цифровая экономика РФ» реализует пять региональных проектов. Это «Информационная инфраструктура», «Информационная безопасность», «Цифровое государственное управление», «Цифровые технологии» и «Кадры для цифровой экономики».
Информационная инфраструктура
В рамках проекта «Информационная инфраструктура» мы обеспечиваем доступ учреждений бюджетной сферы региона к корпоративной сети передачи данных и интернету. Проводим большую работу по развитию информационно-телекоммуникационной инфраструктуры объектов общеобразовательных организаций.
В 2019 году доступ к интернету получили более двух тысяч учреждений. В 338 учреждениях бюджетной сферы населению обеспечен бесплатный доступ в интернет по Wi-Fi. Кроме того, для развития инфраструктуры 74 школ области закуплено цифровое оборудование. В течение 2019 года в эксплуатацию введено почти 500 базовых станций операторов связи. По итогу года в инфраструктуру связи вложено более 1,5 миллиарда рублей инвестиций.
Информационная безопасность
В рамках проекта «Информационная безопасность» мы выполняем мероприятия по обеспечению устойчивости и безопасности функционирования информационной инфраструктуры и сервисов передачи, обработки и хранения данных, обеспечению защиты прав и законных интересов личности, бизнеса и государства от угроз информационной безопасности. В течение 2019 года средствами защиты информации было отражено более 7,5 миллиона компьютерных атак. Это позволило обеспечить безотказность работы ключевых информационных ресурсов региона. В текущем году мы планируем внедрить автоматизированную систему анализа и управления инцидентами информационной безопасности, что повысит надежность региональной ИТ-инфраструктуры.
Цифровое государственное управление
Региональный проект «Цифровое государственное управление» включает в себя совершенствование контрольно-надзорной деятельности, трансформацию государственного управления, повышение качества государственных и муниципальных услуг. В рамках проекта мы внедряем цифровые технологии и платформенные решения в сферах государственного управления. В настоящее время в электронном виде оказывается 66 государственных и муниципальных услуг. Количество обращений за электронными госуслугами превысило в 2019 году один миллион.
Большое внимание область уделяет повышению качества оказания услуг в многофункциональных центрах. В 2019 году, по данным Минэкономразвития России, МФЦ Калужской области показали высокую эффективность работы. Уровень удовлетворенности граждан качеством предоставления государственных и муниципальных услуг составил 99,9%. МФЦ оказывает 190 услуг, за которыми в прошедшем году обратилось около 970 тысяч заявителей. За 2019 год было введено 39 новых государственных, муниципальных и дополнительных услуг. В текущем году на территории региона мы начали реализацию концепции «МФЦ 2.0», суть которой в сближении инфраструктуры МФЦ и электронных услуг.
Цифровые технологии
В рамках проекта «Цифровые технологии» наши специалисты работают над созданием сквозных цифровых технологий, причем преимущественно на основе отечественных разработок. Например, идет работа по внедрению платформы «Активный гражданин». Это решение было предоставлено региону Правительством Москвы. Также в прошлом году совместно с компанией «Яндекс» в Калуге был запущен проект «Электронный путевой лист». Этот проект делает невозможным фальсификацию электронных путевых листов и, соответственно, повышает безопасность дорожного движения.
Большая работа была проведена компанией «Меркатор» по созданию платформы «Монитор мэра». Проект начинался с цифрового мониторинга уборки улично-дорожной сети в Калуге, а сегодня на этой платформе появляются дополнительные сервисы и ее успешно внедряют в ряде субъектов РФ.
В минувшем году начал работу клуб «Цифровой промышленник», организованный на площадке Торгово-промышленной палаты Калужской области. Его цель — внедрение цифровых и технологических решений в производственной сфере. Министерство цифрового развития региона активно сотрудничает с Калужским кластером информационных и телекоммуникационных технологий, и это сотрудничество приносит ощутимые результаты.
Кадры для цифровой экономики
Ключевым фактором успеха цифровизации является наличие высококвалифицированных кадров, а также системы подготовки специалистов, обладающих компетенциями для разработки и внедрения цифровых технологий. Поэтому в регионе хорошими темпами идет реализация проекта «Кадры для цифровой экономики». В его рамках организована комплексная работа по подготовке ИТ-специалистов — от начальной школы до университетов. Работают ИТ-школы компаний «Калуга Астрал» и «КАМИН». Калужская область одной из первых включилась в реализацию проекта «Яндекс.Лицей». В наших школах регулярно проходят «Уроки цифры». Успешно функционируют детский технопарк «Кванториум» и первый калужский ИТ-лицей.
В 2019 году более 5,5 тысячи жителей области прошли обучение основам компьютерной грамотности в рамках проекта «Электронный гражданин». На базе Калужского технического колледжа в прошлом году состоялось открытие новых современных мастерских по ИКТ-компетенциям: «Веб-дизайн и разработка», «Программные решения для бизнеса», «Разработка мобильных приложений», «Анализ защищенности информационных систем от внешних угроз» и «Сетевое и системное администрирование». Крупнейшие калужские вузы ведут подготовку специалистов по ИТ-направлениям.
Ключевыми проектами будущего, призванными существенно сократить потребность региона в ИТ-специалистах, являются:
- строительство кампуса Калужского филиала университета им. Н. Э. Баумана, первый камень которого был заложен в прошлом году;
- создание на площадке Обнинского института атомной энергетики НИЯУ МИФИ инновационного научно-технологического центра.
Безусловно, все, что описано выше, — это лишь базовые, ключевые направления цифрового развития нашего региона. В Калужской области ведется постоянная работа по созданию, поддержке и развитию различных государственных ИТ-продуктов. Это, например, геопортал Калужской области, информационная система обеспечения градостроительной деятельности, система управления бюджетным процессом и закупками, система управления госпрограммами, региональная навигационно-информационная система, система электронного документооборота собственного производства, медицинская информационная система, система проектного управления, автоматизированная система в сфере образования и другие решения.
В текущем году ведутся работы по:
- внедрению информационных технологий с целью совершенствования системы управления национальными проектами на региональном и муниципальном уровнях;
- созданию регионального центра компетенций цифровых технологий совместно с АНО «Цифровая экономика»;
- цифровизации сфер городского хозяйства в рамках проекта «Умный город»;
- внедрению региональной интеграционной платформы АПК «Безопасный город»;
- созданию ситуационного центра губернатора Калужской области и центра управления регионом;
- развитию цифровых сервисов предоставления государственных и муниципальных услуг;
- автоматизации контрольно-надзорной деятельности.
Системные вопросы
Остановимся на ряде системных вопросов, решение которых будет способствовать более быстрому внедрению цифровых технологий во все сферы социально-экономического развития региона. Первый среди них — дефицит квалифицированных ИТ-специалистов.
Для решения этого вопроса необходимо:
- увеличить количество бюджетных мест в учебных заведениях;
- провести адаптацию образовательных стандартов к современному уровню развития цифровых технологий;
- создать механизм мотивации и стимулирования ИТ-специалистов для работы в госструктурах и организациях;
- разработать дополнительные меры поддержки малых ИТ-компаний (в первую очередь стартапов, которые появились на площадках вузов).
Кроме того, учитывая острый дефицит ИТ-специалистов на муниципальном уровне, предлагаем закрепить полномочия по созданию, внедрению и сопровождению муниципальных информационных систем на региональном уровне.
Следующий вопрос связан с управлением данными. Данные — это ключевой актив цифровой экономики. Однако в настоящее время отсутствует системный подход к их управлению. Для более широкого использования данных, создания на их основе новых цифровых сервисов предлагаем:
- ускорить создание национальной системы управления данными и ее региональных сегментов;
- разработать нормативно-правовое, методологическое, информационно-технологическое, организационное обеспечение в части управления данными;
- создать правовые основы для коммерциализации данных.
Еще одна проблема — это недостаточная координация деятельности при реализации проектов по созданию ряда систем. В целях координации процессов внедрения в регионах целого комплекса информационных систем, создаваемых в соответствии с требованиями федеральных органов власти, предлагаем разработать механизм согласования архитектуры тех систем, которые обязательны к внедрению на региональном и муниципальном уровнях, для формирования единой платформы.
Возникают также определенные вопросы при реализации мероприятий по импортозамещению программного обеспечения. В целях повышения эффективности этой работы мы предлагаем:
- внедрить обязательные к применению при информационном обмене с учреждениями бюджетной сферы форматы файлов и шрифтов для офисных приложений;
- разработать требования к типовым автоматизированным рабочим местам, использующим отечественное программное обеспечение;
- разрешить приобретение отечественного офисного программного обеспечения конкретного наименования для совместимости с ранее приобретенными продуктами.
Цифровизации не избежать
Практически все ключевые сферы социально-экономического развития в ближайшее время могут быть затронуты процессами цифровизации. Драйвером этого движения стала в том числе ситуация с распространением новой коронавирусной инфекции. Мы все являемся свидетелями быстрой цифровой трансформации многих процессов — от системы государственного управления до появления новых бизнес-моделей.
Системные вопросы, решение которых ускорит внедрение цифровых технологий в регионах: дефицит квалифицированных ИТ-специалистов, отсутствие системного подхода к управлению данными, недостаточная координация деятельности при реализации проектов, импортозамещение ПО
Если говорить о конкретных сферах, то изменения ждут процессы предоставления госуслуг, а именно ускорится переход к дистанционному формату. Сократится объем бумажного документооборота, более активно будут внедряться системы безопасного города, а также видеоаналитики. Нас ждут изменения в сфере образования. Будет развиваться система дистанционного мониторинга различных процессов — от датчиков загрязнения воздуха до контроля качества уборки территорий. Все это позволит перейти к глубокой цифровизации контрольно-надзорной деятельности.
Еще один блок — это здравоохранение. Телемедицина, диагностика, лабораторные исследования — эти направления уже сегодня используют технологии искусственного интеллекта. Диагнозы становятся более точными, а скорость принятия решений увеличивается.
Проекты цифровой трансформации меняют нашу реальность, делают жизнь более простой и комфортной, повышают прозрачность и качество принятия управленческих решений, создают конкурентные преимущества для бизнеса, региона и страны в целом.