Мы продолжаем публиковать материалы, посвященные внешнему виду чиновников. Сегодня предлагаем рассмотреть правила создания образа для официального фотопортрета. Ошибок помогут избежать советы одного из ведущих экспертов по стилю, соавтора свода правил «Дресс-код. Рекомендации для государственных служащих», члена Национальной ассоциации специалистов по протоколу (НАСП), преподавателя кафедры протокола и кросс-культурных коммуникаций РАНХиГС Натальи Викторовны ПЕТУХОВОЙ.
— Наталья Викторовна, в февральском номере журнала «Бюджет» вы подробно рассказали об альбоме «Дресс-код. Рекомендации для госслужащих», о наиболее часто совершаемых ошибках при составлении гардероба и дали советы, как их избежать. Сегодня предлагаю сосредоточиться на публичной стороне работы чиновника — публикациях в печатных СМИ. Много ли ошибок допускают чиновники в медиапространстве? Вообще тема ошибок в этой сфере актуальна?
— В наше время фактически появилось новое измерение, в котором мы в той или иной степени должны присутствовать, — оно в планшете и мобильном телефоне. Все мероприятия сейчас так или иначе попадают в Сеть. И, конечно, все ошибки во внешнем виде спикеров фиксируются, тиражируются и обсуждаются. А поскольку чиновник — это представитель государства, то репутационные издержки несет не только он сам, но и государство в его лице. Так что тема, как правильно выбрать гардероб для публичного выступления, записи в студии или делового портрета, чрезвычайно актуальна.
— Предлагаю начать с больного — портрета в печатные СМИ. По опыту знаю, что получить правильный портрет от автора материала — это редкая удача.
— Да, это боль и печаль. И хотя портрет — это статика, в нем нет движения, как во время видеосъемки или выступления, но даже в таком простом деле люди допускают массу ошибок. Например, предлагают к размещению в печати или на деловых ресурсах бытовые фото.
Если вы хорошо получились на пикнике или юбилее тещи, не надо присылать этот снимок в редакцию для печати с вашей статьей. Даже если вы были в приличном костюме, выглядите трезвым, это не то фото, которое можно пускать в дело. Во-первых, вам придется его обрезать — убрать веселящихся соседей, тарелки с едой, алкоголь. Сразу нарушается пропорция портрета. Часто после такой обрезки на фото остается только лицо. Во-вторых, как правило, эти снимки сделаны не профессиональными фотоаппаратами и не профессиональными фотографами, а кем придется на мобильный телефон. Такие фото не пройдут в печатных СМИ по качеству. К счастью, сейчас с этой проблемой мы сталкиваемся все реже, чиновники учатся правильно позиционировать себя в медиапространстве.
Другая проблема, увы, пока неискоренима. Портреты данной категории мы условно называем — театр мимов. Мимы, это актеры, которые жестами, без слов доносят до нас какую-то информацию. Жестами преувеличенными и вычурными, гротескными. Не уподобляйтесь им. Не нужно отражать на снимке, будто фотограф застал вас за каким-то чрезвычайно важным государственным делом, или вы очень торопитесь и уже практически ушли, и вам вовсе не до читателя, но вы сделали-таки одолжение всем — нашли секунду, чтобы сфотографироваться. Читателю кажется, что вы будто бы не хотите общаться, что он для вас не важен, а важны те дела, по которым вы так торопитесь. Побудьте с ним хотя бы на фото. Смотрите в кадр — в глаза смотрящего.
Избегайте сценок: я за креслом, я перед креслом, я держусь за ручку двери, я звоню по телефону. Это все не придает вам деловой вид, напротив, выглядит несерьезно и фальшиво. Представьте себе фотографию: председатель колхоза с лопатой. Мы же понимаем, что он не должен копать, его задача — грамотно и эффективно организовать работу людей. Его комплектация с лопатой неоправданна, и оттого он выглядит глупо.
Отдельно хочу сказать о фотографиях с ручкой в руке — это фотографии исключительно протокольные, которые фиксируют подписание каких-то документов. В иных случаях вспоминаем про председателя колхоза с лопатой. Основное орудие труда чиновника — это интеллект, вот его и надо демонстрировать на фотографии и в статье, а не ручки, телефоны, клавиатуры, мышки и прочие предметы.
Уважайте публику, которая читает вашу статью. Покажите, что в данный момент вы отложили все свои важные и срочные дела и целиком посвящены моменту. Читатель должен видеть ваши спокойные глаза, уверенность, сосредоточенность на деле.
— Есть гендерные различия? Мужчины и женщины допускают разные ошибки?
— Да, женщины собираются на фотосессию, как на свадьбу. Милые дамы часто забывают, что фото должно быть в рабочей обстановке, а внешний вид — соответствовать дресс-коду госслужащего и быть адекватным теме статьи.
Еще среди ошибок, которые допускают именно женщины, часто встречается такая — одетая по дресс-коду, полностью соответствующая моменту дама сидит на бархатном диване или банкетке или запечатлена на фоне штор, очень похожих на занавес в театре. Помните, интерьер тоже должен соответствовать дресс-коду и теме статьи, для которой проводится съемка.
— Что нужно сделать, чтобы получился хороший портрет?
— Порепетировать. Посвятить этому хотя бы 20 минут перед фотосессией. В процессе вы поймете, что, например, в полупрофиль слева у вас красивые скулы, а в фас виден второй подбородок. И вам проще и быстрее будет во время съемки выбрать удачный ракурс, позу.
При этом следите за тем, чтобы посадка была естественной. Нередко встречаю фотографии, на которых тело снято в фас, а голова в полупрофиль. В итоге лицо выходит красиво, но зато поза получается вымученной и искусственной.
Также я советую для фотосессии продумать несколько образов. В идеале вам надо будет в процессе съемки один-два раза переодеться. Женщинам, к примеру, рекомендуется поменять за фотосессию несколько образов, чтобы быть готовыми не только к материалам, связанным с профессиональной деятельностью, но и к темам на стыке профессионального и личного. И если интервью берут у вас как у представителя госструктуры на рабочем месте, но разговор идет не на служебные темы, а более неформальные, то можно смягчить и образ, надев вместо пиджака, к примеру, не нарушающую дресс-код трикотажную двойку. А если это интервью в домашней обстановке, что сейчас очень популярно, то можно надеть и сasual-варианты. Только не бытовые домашние: халаты, спортивные костюмы и летние сарафаны на тонких тесемках — оставьте это для частной жизни. Удобные брючки, юбки в паре с блузкой или футболкой с рукавом до середины плеча (не забываем, что плечом называется часть руки от ключицы до локтя), платья из однотонных тканей, трикотажные костюмы и даже джинсы для этого подойдут вполне.
Рекомендую во время фотосессии сделать как минимум еще и пару костюмных снимков. Один — в рабочей обстановке, лучше в темно-синем, сером или бежевом костюме или платье-футляре. И второй — так называемый парадный портрет: его рекомендуется сделать в позиции сидя за столом и в позиции стоя. Конечно, парадность предполагает и более парадные дорогие цвета — глубокий синий, золотисто-бежевый, отлично смотрится бордово-винная гамма. Дополните образ классическими лодочками на каблуке. Украшения — в рамках делового дресс-кода, про это мы много говорили в предыдущей статье.
На парадном портрете, как правило, в кадре должны присутствовать регалии власти: флаг, герб субъекта Федерации или страны и прочее. Важно отслеживать, чтобы на финальном снимке флаги стояли с положенной стороны: довольно часто при редакции фото фотографы отзеркаливают изображение, не обращая внимания на то, что положение предметов изменяется, а надписи становятся нечитабельными или вообще создают курьезное изображение. В Сети можно найти такие смехотворные и ужасающие по своему репутационному воздействию фото, когда при обрезке кадра из-за головы уважаемого человека читается часть слова «...едера...», или фото, где пика Георгия Победоносца бьет прямо в темя сидящего под ним человека. Согласитесь, не те ассоциации рождаются в голове читателя.
Что касается мужчин, то, даже если костюм вы решите не менять, изменить образ на более деловой или торжественный можно с помощью разных галстуков. Более насыщенные цвета галстуков и более глянцевая текстура ткани говорит о парадности. И немаловажная деталь: желательно, особенно для мужчины, чтобы на фотографии торс был виден полностью — то есть до ремня, при этом руки также должны быть видны полностью, вместе с кистью.
— Как человек должен быть одет, если предполагается съемка на выезде — на объекте, в полях, в шахте?
— Все в тот же деловой костюм, дресс-код никто не отменял. Но надо учитывать некоторые моменты. Каска и деловой костюм отлично сочетаются, однако необходимо соблюсти баланс ситуации. Например, соотнести стоимость и «лощеность» костюма с реакцией аудитории на такой образ. Если вы едете на производство, спускаетесь в шахту или инспектируете посевные площади, то наверняка ваш костюм не должен быть очень уж дорогим. И не потому, что вы его там запачкаете, а потому, что такой костюм не могут себе позволить окружающие. Необходимо научиться транслировать через внешний облик, что вы на одной волне с теми, к кому обращаетесь.
Женщинам, если предполагается репортажная съемка на выезде, стоит подумать о брючном костюме, устойчивом каблуке и прическе, которую не растреплет ветер.
— Цвет тоже может преподнести несколько сюрпризов — убить снимок или, наоборот, вытащить фотосессию. Какие вообще в отношении цветов есть рекомендации и лайфхаки?
— Общее правило — выбирайте цвета, которые вам льстят. Если говорить о палочках-выручалочках, то беспроигрышный вариант для мужчин — рубашка холодного розового цвета. Мы, стилисты и сотрудники служб протокола, называем этот цвет «антипохмелин». Если вы устали, накануне приболели, мало спали или строение вашего лица такое, что на нем легко закладываются тени, у вас синяки под глазами от недосыпа или курения — холодный розовый даст естественный отсвет на лицо и вытянет фотосессию, конечно, если ваш фотограф грамотно работает с освещением. Но важно, чтобы ткань рубашки была плотной.
Красиво на мужчинах в кадре смотрятся плотные хрустящие белые и голубые рубашки и очень плохо — тонкий матовый полупрозрачный хлопок и лен. Рубашки из льна, конечно, очень комфортные, но в кадре они выглядят безнадежно мятыми. Эти же советы применимы и в случае с видеосъемкой.
— А галстуки?
— То, что галстук вам не идет, неверно завязан узел и прочее, очень видно на фотографии. К примеру, узкий галстук, да еще и с тугим узлом на мужчине более 52 размера смотрится чужеродно, несолидно. Так же как и слишком широкий галстук на мужчине с тонкими чертами лица. Ширина галстука и его узла должна отвечать пропорциям лица, а не моде. Так же как и другие элементы одежды — узкие лацканы пиджака на крупном мужчине или широкие на тонкокостном тоже подадут вас в невыгодном свете.
Правила удачного портрета
1. Для официального портрета — только профессиональная съемка.
2. Адекватность портрета теме выступления.
3. Минимум раз в год обновляйте фотосессию.
4. Ваше портфолио должно содержать портреты в стиле «деловой» и «деловой-парадный». Неформальные образы и образы сasual — по потребности.
5. Мужчинам хорошо иметь в гардеробе рубашку холодного розового цвета.
6. Ширина галстука и его узла должна отвечать пропорциям лица и тела, а не моде.
7. Мужчинам не стоит надевать на съемку под рубашку майку.
8. Репетируйте.
9. Обязательно посмотрите итоговые фото.
— Как часто публичному человеку имеет смысл устраивать фотосессию?
— Главное правило — чтобы был эффект узнавания. Как только ваша внешность претерпела заметные изменения — женщина поменяла стрижку, перекрасила волосы в другой цвет, похудела или наоборот, — пора фотографироваться заново. У мужчин радикальная смена образа происходит реже, как правило, внешность изменяется с возрастом, и проводить фотосессию часто им нет необходимости. Но в среднем раз в год портфолио желательно обновлять. И, конечно, обязательна фотосессия в связи с повышением в должности.
— Мужчина и макияж. Как вы прокомментируете такое сочетание?
— Мужской макияж перед съемками необходим. Он совершенно незаметен, но при этом поможет вам выглядеть достойно на фотографии или на экране. Если у вас глубоко посаженные глаза, неровный цвет лица, другие особенности внешности, камера их вытащит и преувеличит. Макияж эти недостатки скроет, и фотография будет в итоге выглядеть намного более естественной, чем снимок без макияжа, но обработанный фотошопом.
Я уже не говорю про чисто физиологические вещи, например такие, как жирная кожа. Если ее заранее не припудрить, под софитами она моментально начинает блестеть.
— Когда лучше привести в порядок волосы?
— Мужчинам советую сходить в парикмахерскую за неделю до фотосессии, а не накануне. Нужно, чтобы волосы успели привыкнуть к стрижке, немного отрасти и лечь естественно. А женщинам, наоборот, следует делать прическу непосредственно перед кадром.
Подготовила C. А. СТРЕЛЬНИКОВА
P. S. Продолжение интервью, где речь пойдет о подготовке к видеозаписи, читайте в следующем номере журнала «Бюджет».