Версия для печати 2152 Материалы по теме
Наталья Викторовна ПЕТУХОВА
Правила создания образа для официального портрета

Мы продолжаем публиковать материалы, посвященные внешнему виду чиновников. Сегодня предлагаем рассмотреть правила создания образа для официального фотопортрета. Ошибок помогут избежать советы одного из ведущих экспертов по стилю, соавтора свода правил «Дресс-код. Рекомендации для государственных служащих», члена Национальной ассоциации специалистов по протоколу (НАСП), преподавателя кафедры протокола и кросс-культурных коммуникаций РАНХиГС Натальи Викторовны ПЕТУХОВОЙ.

— Наталья Викторовна, в февральском номере журнала «Бюджет» вы подробно рассказали об альбоме «Дресс-код. Рекомендации для госслужащих», о наиболее часто совершаемых ошибках при составлении гардероба и дали советы, как их избежать. Сегодня предлагаю сосредоточиться на публичной стороне работы чиновника — публикациях в печатных СМИ. Много ли ошибок допускают чиновники в медиапространстве? Вообще тема ошибок в этой сфере актуальна?

— В наше время фактически появилось новое измерение, в котором мы в той или иной степени должны присутствовать, — оно в планшете и мобильном телефоне. Все мероприятия сейчас так или иначе попадают в Сеть. И, конечно, все ошибки во внешнем виде спикеров фиксируются, тиражируются и обсуждаются. А поскольку чиновник — это представитель государства, то репутационные издержки несет не только он сам, но и государство в его лице. Так что тема, как правильно выбрать гардероб для публичного выступления, записи в студии или делового портрета, чрезвычайно актуальна.

— Предлагаю начать с больного — портрета в печатные СМИ. По опыту знаю, что получить правильный портрет от автора материала — это редкая удача.

— Да, это боль и печаль. И хотя портрет — это статика, в нем нет движения, как во время видеосъемки или выступления, но даже в таком простом деле люди допускают массу ошибок. Например, предлагают к размещению в печати или на деловых ресурсах бытовые фото.

Если вы хорошо получились на пикнике или юбилее тещи, не надо присылать этот снимок в редакцию для печати с вашей статьей. Даже если вы были в приличном костюме, выглядите трезвым, это не то фото, которое можно пускать в дело. Во-первых, вам придется его обрезать — убрать веселящихся соседей, тарелки с едой, алкоголь. Сразу нарушается пропорция портрета. Часто после такой обрезки на фото остается только лицо. Во-вторых, как правило, эти снимки сделаны не профессиональными фотоаппаратами и не профессиональными фотографами, а кем придется на мобильный телефон. Такие фото не пройдут в печатных СМИ по качеству. К счастью, сейчас с этой проблемой мы сталкиваемся все реже, чиновники учатся правильно позиционировать себя в медиапространстве.

Другая проблема, увы, пока неискоренима. Портреты данной категории мы условно называем — театр мимов. Мимы, это актеры, которые жестами, без слов доносят до нас какую-то информацию. Жестами преувеличенными и вычурными, гротескными. Не уподобляйтесь им. Не нужно отражать на снимке, будто фотограф застал вас за каким-то чрезвычайно важным государственным делом, или вы очень торопитесь и уже практически ушли, и вам вовсе не до читателя, но вы сделали-таки одолжение всем — нашли секунду, чтобы сфотографироваться. Читателю кажется, что вы будто бы не хотите общаться, что он для вас не важен, а важны те дела, по которым вы так торопитесь. Побудьте с ним хотя бы на фото. Смотрите в кадр — в глаза смотрящего.

Избегайте сценок: я за креслом, я перед креслом, я держусь за ручку двери, я звоню по телефону. Это все не придает вам деловой вид, напротив, выглядит несерьезно и фальшиво. Представьте себе фотографию: председатель колхоза с лопатой. Мы же понимаем, что он не должен копать, его задача — грамотно и эффективно организовать работу людей. Его комплектация с лопатой неоправданна, и оттого он выглядит глупо.

Отдельно хочу сказать о фотографиях с ручкой в руке — это фотографии исключительно протокольные, которые фиксируют подписание каких-то документов. В иных случаях вспоминаем про председателя колхоза с лопатой. Основное орудие труда чиновника — это интеллект, вот его и надо демонстрировать на фотографии и в статье, а не ручки, телефоны, клавиатуры, мышки и прочие предметы.

Уважайте публику, которая читает вашу статью. Покажите, что в данный момент вы отложили все свои важные и срочные дела и целиком посвящены моменту. Читатель должен видеть ваши спокойные глаза, уверенность, сосредоточенность на деле.

— Есть гендерные различия? Мужчины и женщины допускают разные ошибки?

— Да, женщины собираются на фотосессию, как на свадьбу. Милые дамы часто забывают, что фото должно быть в рабочей обстановке, а внешний вид — соответствовать дресс-коду госслужащего и быть адекватным теме статьи.

Еще среди ошибок, которые допускают именно женщины, часто встречается такая — одетая по дресс-коду, полностью соответствующая моменту дама сидит на бархатном диване или банкетке или запечатлена на фоне штор, очень похожих на занавес в театре. Помните, интерьер тоже должен соответствовать дресс-коду и теме статьи, для которой проводится съемка.

— Что нужно сделать, чтобы получился хороший портрет?

— Порепетировать. Посвятить этому хотя бы 20 минут перед фотосессией. В процессе вы поймете, что, например, в полупрофиль слева у вас красивые скулы, а в фас виден второй подбородок. И вам проще и быстрее будет во время съемки выбрать удачный ракурс, позу.

При этом следите за тем, чтобы посадка была естественной. Нередко встречаю фотографии, на которых тело снято в фас, а голова в полупрофиль. В итоге лицо выходит красиво, но зато поза получается вымученной и искусственной.

Также я советую для фотосессии продумать несколько образов. В идеале вам надо будет в процессе съемки один-два раза переодеться. Женщинам, к примеру, рекомендуется поменять за фотосессию несколько образов, чтобы быть готовыми не только к материалам, связанным с профессиональной деятельностью, но и к темам на стыке профессионального и личного. И если интервью берут у вас как у представителя госструктуры на рабочем месте, но разговор идет не на служебные темы, а более неформальные, то можно смягчить и образ, надев вместо пиджака, к примеру, не нарушающую дресс-код трикотажную двойку. А если это интервью в домашней обстановке, что сейчас очень популярно, то можно надеть и сasual-варианты. Только не бытовые домашние: халаты, спортивные костюмы и летние сарафаны на тонких тесемках — оставьте это для частной жизни. Удобные брючки, юбки в паре с блузкой или футболкой с рукавом до середины плеча (не забываем, что плечом называется часть руки от ключицы до локтя), платья из однотонных тканей, трикотажные костюмы и даже джинсы для этого подойдут вполне.

93.jpg

Рекомендую во время фотосессии сделать как минимум еще и пару костюмных снимков. Один — в рабочей обстановке, лучше в темно-синем, сером или бежевом костюме или платье-футляре. И второй — так называемый парадный портрет: его рекомендуется сделать в позиции сидя за столом и в позиции стоя. Конечно, парадность предполагает и более парадные дорогие цвета — глубокий синий, золотисто-бежевый, отлично смотрится бордово-винная гамма. Дополните образ классическими лодочками на каблуке. Украшения — в рамках делового дресс-кода, про это мы много говорили в предыдущей статье.

На парадном портрете, как правило, в кадре должны присутствовать регалии власти: флаг, герб субъекта Федерации или страны и прочее. Важно отслеживать, чтобы на финальном снимке флаги стояли с положенной стороны: довольно часто при редакции фото фотографы отзеркаливают изображение, не обращая внимания на то, что положение предметов изменяется, а надписи становятся нечитабельными или вообще создают курьезное изображение. В Сети можно найти такие смехотворные и ужасающие по своему репутационному воздействию фото, когда при обрезке кадра из-за головы уважаемого человека читается часть слова «...едера...», или фото, где пика Георгия Победоносца бьет прямо в темя сидящего под ним человека. Согласитесь, не те ассоциации рождаются в голове читателя.

Что касается мужчин, то, даже если костюм вы решите не менять, изменить образ на более деловой или торжественный можно с помощью разных галстуков. Более насыщенные цвета галстуков и более глянцевая текстура ткани говорит о парадности. И немаловажная деталь: желательно, особенно для мужчины, чтобы на фотографии торс был виден полностью — то есть до ремня, при этом руки также должны быть видны полностью, вместе с кистью.

— Как человек должен быть одет, если предполагается съемка на выезде — на объекте, в полях, в шахте?

— Все в тот же деловой костюм, дресс-код никто не отменял. Но надо учитывать некоторые моменты. Каска и деловой костюм отлично сочетаются, однако необходимо соблюсти баланс ситуации. Например, соотнести стоимость и «лощеность» костюма с реакцией аудитории на такой образ. Если вы едете на производство, спускаетесь в шахту или инспектируете посевные площади, то наверняка ваш костюм не должен быть очень уж дорогим. И не потому, что вы его там запачкаете, а потому, что такой костюм не могут себе позволить окружающие. Необходимо научиться транслировать через внешний облик, что вы на одной волне с теми, к кому обращаетесь.

Женщинам, если предполагается репортажная съемка на выезде, стоит подумать о брючном костюме, устойчивом каблуке и прическе, которую не растреплет ветер.

— Цвет тоже может преподнести несколько сюрпризов — убить снимок или, наоборот, вытащить фотосессию. Какие вообще в отношении цветов есть рекомендации и лайфхаки?

— Общее правило — выбирайте цвета, которые вам льстят. Если говорить о палочках-выручалочках, то беспроигрышный вариант для мужчин — рубашка холодного розового цвета. Мы, стилисты и сотрудники служб протокола, называем этот цвет «антипохмелин». Если вы устали, накануне приболели, мало спали или строение вашего лица такое, что на нем легко закладываются тени, у вас синяки под глазами от недосыпа или курения — холодный розовый даст естественный отсвет на лицо и вытянет фотосессию, конечно, если ваш фотограф грамотно работает с освещением. Но важно, чтобы ткань рубашки была плотной.

Красиво на мужчинах в кадре смотрятся плотные хрустящие белые и голубые рубашки и очень плохо — тонкий матовый полупрозрачный хлопок и лен. Рубашки из льна, конечно, очень комфортные, но в кадре они выглядят безнадежно мятыми. Эти же советы применимы и в случае с видеосъемкой.

— А галстуки?

— То, что галстук вам не идет, неверно завязан узел и прочее, очень видно на фотографии. К примеру, узкий галстук, да еще и с тугим узлом на мужчине более 52 размера смотрится чужеродно, несолидно. Так же как и слишком широкий галстук на мужчине с тонкими чертами лица. Ширина галстука и его узла должна отвечать пропорциям лица, а не моде. Так же как и другие элементы одежды — узкие лацканы пиджака на крупном мужчине или широкие на тонкокостном тоже подадут вас в невыгодном свете.

Правила удачного портрета

1. Для официального портрета — только профессиональная съемка.

2. Адекватность портрета теме выступления.

3. Минимум раз в год обновляйте фотосессию.

4. Ваше портфолио должно содержать портреты в стиле «деловой» и «деловой-парадный». Неформальные образы и образы сasual — по потребности.

5. Мужчинам хорошо иметь в гардеробе рубашку холодного розового цвета.

6. Ширина галстука и его узла должна отвечать пропорциям лица и тела, а не моде.

7. Мужчинам не стоит надевать на съемку под рубашку майку.

8. Репетируйте.

9. Обязательно посмотрите итоговые фото.

— Как часто публичному человеку имеет смысл устраивать фотосессию?

— Главное правило — чтобы был эффект узнавания. Как только ваша внешность претерпела заметные изменения — женщина поменяла стрижку, перекрасила волосы в другой цвет, похудела или наоборот, — пора фотографироваться заново. У мужчин радикальная смена образа происходит реже, как правило, внешность изменяется с возрастом, и проводить фотосессию часто им нет необходимости. Но в среднем раз в год портфолио желательно обновлять. И, конечно, обязательна фотосессия в связи с повышением в должности.

— Мужчина и макияж. Как вы прокомментируете такое сочетание?

— Мужской макияж перед съемками необходим. Он совершенно незаметен, но при этом поможет вам выглядеть достойно на фотографии или на экране. Если у вас глубоко посаженные глаза, неровный цвет лица, другие особенности внешности, камера их вытащит и преувеличит. Макияж эти недостатки скроет, и фотография будет в итоге выглядеть намного более естественной, чем снимок без макияжа, но обработанный фотошопом.

Я уже не говорю про чисто физиологические вещи, например такие, как жирная кожа. Если ее заранее не припудрить, под софитами она моментально начинает блестеть.

— Когда лучше привести в порядок волосы?

— Мужчинам советую сходить в парикмахерскую за неделю до фотосессии, а не накануне. Нужно, чтобы волосы успели привыкнуть к стрижке, немного отрасти и лечь естественно. А женщинам, наоборот, следует делать прическу непосредственно перед кадром.

Подготовила C. А. СТРЕЛЬНИКОВА

P. S. Продолжение интервью, где речь пойдет о подготовке к видеозаписи, читайте в следующем номере журнала «Бюджет».

Поделиться