Версия для печати 3614 Материалы по теме
Жесткий бюджет

Бюджет 2014 года и планового периода 2015 и 2016 годов, как отметил министр финансов России А. Г. Силуанов на парламентских слушаниях по бюджету, проведенных профильным комитетом Совета Федерации в начале октября, сформирован в непростых макроэкономических условиях. Темпы роста мировой экономики снижаются. В России первое полугодие 2013 года также характеризуется уменьшением роста ВВП. За период с конца 2011 года прирост ВВП в годовом выражении снизился с 5 до 1,2% во втором квартале 2013 года. В целом за первое полугодие 2013 года прирост ВВП составил 1,4%.

Параметры бюджета

Доходы федерального бюджета в 2014 году планируются в объеме 13,570 трлн руб. (18,5% ВВП), в 2015 году — 14,565 трлн руб. (18,3% ВВП), в 2016 году — 15,906 трлн руб. (18,3% ВВП). Расходы федерального бюджета в 2014 году запланированы в объеме 13,960 трлн руб. (19% ВВП), в 2015 году — 15,362 трлн руб. (19,3% ВВП), в 2016 году — 16,392 трлн руб. (18,9% ВВП). Дефицит федерального бюджета в 2014 году составит 389,6 млрд руб., или 0,53% ВВП, в 2015 году — 796,6 млрд руб. (1% ВВП), в 2016 году — 486,5 млрд. руб. (0,6% ВВП).

В предстоящую трехлетку сохранится стабильная налоговая нагрузка, которую не предполагается увеличивать на ненефтегазовый сектор. Кроме того, планируется постепенное снижение нефтегазовых доходов и увеличение ненефтегазовых. «Минфин России ставит задачу сократить ненефтегазовый дефицит федерального бюджета до 5% ВВП», — заявил министр финансов России А. Г. Силуанов. Он обратил внимание аудитории на динамику расходов и доходов федерального бюджета в последние годы. Можно заметить, что с 2008 года расходы бюджета растут быстрее, чем происходит рост ВВП. При сохранении текущей тенденции к 2016 году расходы вырастут на 33% в реальном выражении, а ВВП всего на 16%. Выход из создавшейся ситуации очевидный — повышение доходов бюджета и эффективности расходов.

Борьба с тенью

В целях повышения доходной части Министерство финансов РФ предлагает снизить экспортные пошлины на нефть и увеличить НДПИ. Предполагается, что это будет приносить бюджету порядка 40–50 млрд руб. ежегодно. Кроме того, со следующего года планируется целый ряд мероприятий по реализации закона о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем. «У нас серьезные резервы, которые находятся в теневом секторе экономики, — отметил Силуанов. — Как до них добраться? Эту задачу мы начнем решать вместе с налоговой службой».

Из этой же сферы и борьба с серой зарплатой, победа в которой позволит значительно увеличить налоговую базу по НДФЛ. Минфин планирует подготовить предложения по ужесточению санкций за зарплаты в конверте. «Хозяйствующий субъект, выплачивая заработную плату не по ведомости, не официально, а в конвертах, нарушает целый перечень законов, — сказал Силуанов. — Тут нарушение и уголовного законодательства, ведь где-то нужно брать эту наличку, а, как правило, это черный нал. Это и неправильная бухгалтерская отчетность, и по сути дела нарушение закона о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем». По мнению министра, потенциал увеличения сборов по НДФЛ достаточно велик. Также Силуанов предлагает законодательно закрепить снижение предельного объема наличных расчетов до 300 тыс. руб. Сейчас в Госдуме находится законопроект, в котором прописано ограничение наличных расчетов до 600 тыс. руб. Но это только первый этап работы.

Повышение эффективности расходов

Правительство РФ в последние годы активно проводит работу по повышению эффективности бюджетных расходов. Участники парламентских слушаний считают, что в этом направлении нужно продолжать работать, повсеместно внедряя механизм распределения бюджетных ассигнований в зависимости от достижения поставленных целей и результатов использования средств и усиления финансовой дисциплины всех участников бюджетного процесса.

Проект федерального бюджета на 2014 год и плановый период впервые составлен по программному принципу. «Это позволит создавать условия для более мощного развития экономики, а не просто распределять средства», — подчеркнула Председатель Совета Федерации В. И. Матвиенко. В настоящее время принято 40 государственных программ. Но многие из них постигла судьба первого блина. Не все программы отвечают благим целям исключения неэффективных расходов. «В целом они соответствуют положениям нормативно-правовых документов, которые регламентируют процесс их разработки, — отметила Председатель Счетной палаты РФ Т. А. Голикова. — Но, к сожалению, задача, которая была поставлена президентом в Бюджетном послании по формированию бюджета на базе государственных программ, в полном объеме и на необходимом уровне не реализована. Сегодня параметры бюджета существуют сами по себе, государственные программы и их паспорта, которые как дополнительные материалы сопровождают проект бюджета на 2014–2016 годы, существуют самостоятельно и никаким образом не пересекаются».

Голикова назвала некоторые, на ее взгляд, недостатки госпрограмм:

  • цели и задачи мероприятий, показатели госпрограмм не увязаны со стратегическими приоритетами развития, которые заявлены Правительством РФ;
  • государственные программы существенно варьируются по срокам их реализации — от 5 до 18 лет. Это затрудняет взаимоувязку содержащихся в них целей, задач и показателей;
  • в большинстве государственных программ отсутствуют разделы, которые содержат информацию о взаимо-связи со смежными госпрограммами. Это свидетельствует о преимущественно отраслевом, ведомственном подходе к формированию государственных программ;
  • полноценная система программ, позволяющая с помощью комплекса взаимосвязанных мероприятий и меж-отраслевого взаимодействия достигать поставленные цели и решать намеченные стратегические задачи социально-экономического развития страны, не сформирована;
  • по отдельным госпрограммам отсутствует положительная динамика показателей, несмотря на то что растут финансовые показатели их обеспеченности. Недостаточен состав и уровень показателей, в том числе по сравнению с уже достигнутой лучшей мировой практикой.

По словам Силуанова, государственные программы будут в ближайшее время доработаны и уточнены под бюджет, несмотря на большой объем такой работы. Кроме того, для повышения эффективности бюджетных расходов Министерством финансов РФ предусмот­рен ряд реформ. К примеру, реформа в здравоохранении предполагает почти полный с 2014-го и полный с 2015 года переход на принципы медицинского страхования. Реформа в образовании позволит оптимизировать деятельность учебных заведений и соотнести заработную плату работников этой сферы с их реальной нагрузкой. Значительно сэкономить бюджетные средства позволит и уменьшение трансфертов во внебюджетные государственные фонды, в частности в Пенсионный. Это произойдет в связи с тем, что с 2014 года граждане смогут выбрать, реализовывать им свое право на формирование накопительной части пенсии или ныне перечисляемые на это 6% от фонда заработной платы направлять на формирование распределительной части.

При подготовке проекта бюджета на 2014 год с учетом его жестких рамок реализован ряд мер: сокращение на 5% расходов на закупку товаров, работ и услуг для государственных нужд, на 2% — субсидий бюджетным и автономным учреждениям. На 2014 год приостановлена индексация оплаты труда государственным гражданским служащим и денежного довольствия военно­служащим, реализация отдельных заданий государственной программы вооружения перенесена на период после 2016 года.

Ранее

Бюджет 2014 года не является самым жестким — Татьяна Голикова

Что обещает консервативный диагноз для экономики России?

Региональные бюджеты-2014 борются с дефицитами и долгами

Обзор законодательства. Изменения в госзакупках и налог на богатых

Персоны и мнения. Госбюджет, ЖКХ и госзакупки

Поделиться