К концу года в России может не остаться регионов с профицитным бюджетом. По итогам трех кварталов текущего года их было 25, в 2012 году — 55. Динамика доходов и расходов за 9 месяцев в большинстве субъектов РФ разнонаправлена: поступления в лучшем случае остались на уровне прошлого года, в худшем — снизились, расходы же, напротив, по оценкам Минфина, выросли на
2013 год стал для большинства регионов годом серьезных бюджетных проблем, когда в условиях увеличения объема социальных обязательств, а также растущего дефицита и госдолга пришлось в буквальном смысле решать вопрос, на что будет жить территория.
Дефициты бюджетов
По данным Федерального казначейства и Министерства финансов, совокупный дефицит консолидированных региональных бюджетов по итогам 9 месяцев текущего года составил 73,8 млрд рублей. В конце первого полугодия был профицит — правда, ничтожный, всего 5 млрд рублей, пишет «Коммерсант» со ссылкой на данные Казначейства. Эксперты назвали его «эффектом сезонности», объяснив, что в первые шесть месяцев расходы традиционно ниже, чем во втором. Для сравнения: за 9 месяцев
Превышение расходов над доходами в размере почти 74 млрд — результат снижения положительного сальдо исполнения региональных бюджетов, причем провал по доходам обеспечили, в основном, регионы-локомотивы, сообщает агентство «Финмаркет». И указывает на две причины.
Влияние снижения сборов налога на прибыль
Первая и основная причина — резкое снижение собираемости налога на прибыль. Сальдированный финансовый результат предприятий за шесть месяцев текущего года уменьшился, в сравнении с первым полугодием 2012 года, на 21,7%. Нет прибыли — нет налога на прибыль, поступления в бюджеты с января по июнь уменьшились на 26%, информирует «Коммерсант».
Только в 13 регионах сборы выросли, у подавляющего же большинства проблемы. Среди наиболее пострадавших — Карелия, лишившаяся 60% ожидаемых отчислений, Ямало-Ненецкий автономный округ недополучил 56%, Тюменская область — 40%, Самарская область — 30%, Москва — 19%. Такие налоговые потери не могли не сказаться на формировании доходной части региональных бюджетов. В целом по стране по итогам трех кварталов падение составило 17,2%, уточняет «Финмаркет».
Снижение/увеличение поступлений от налога на прибыль в ряде регионов России по итогам 9 месяцев 2013 года, (%)
Регион |
Изменение поступлений |
Свердловская область |
— 7,9 |
Пермский край |
— 8,6 |
Москва |
— 19 |
Самарская область |
— 30 |
Тюменская область |
— 40 |
Ямало-Ненецкий АО |
— 56 |
Карелия |
— 60 |
Санкт-Петербург |
+18,5 |
Кабардино-Балкария |
+28 |
Сахалинская область |
+57 |
Источник: «Финмаркет»
Налог давал треть поступлений
Налог на прибыль — основной источник доходов субъектов, который до сегодняшнего дня обеспечивал треть всех поступлений в бюджеты — составляющая весьма чувствительная к изменениям на рынке. У экономистов это называется «налог на грани» или «margin taxation»: при позитивной рыночной конъюнктуре сборы растут стремительными темпами, при негативной же легко обнуляются.
Слабая рыночная конъюнктура и рост издержек на рынке металлургии, угледобычи, нефтегазодобычи, кокса сыграла в снижении собираемости главную роль, но был и второй фактор, определивший падение. Это введение в России системы консолидированных групп налогоплательщиков (КГН), которая предполагает распределение налога на прибыль по регионам пропорционально производственной базе (стоимости основных средств) и численности работников. Вступление в силу норм закона привело к выпадению доходов ряда региональных бюджетов, сообщает РБК со ссылкой на ФНС.
По данным налоговой службы, после запуска системы консолидированных групп налогоплательщиков в 42 регионах выросли поступления от налога на прибыль, а в 34 регионах, наоборот, снизились. В 7 регионах введение системы не повлияло на объем поступлений. Это следует из данных сценарного анализа Федеральной налоговой службы, озвученных на заседании комитета Госдумы по бюджету.
Низкие показатели деятельности компаний
Общее снижение поступлений в консолидированные бюджеты регионов в результате создания КГН составляет 11 млрд рублей. «Потери от КГН не такие существенные. Давление оказывает не сама система, а макропоказатели и низкие финансовые результаты деятельности компаний в этом году. Сценарный анализ показывает, что большинство регионов выиграло от создания системы. Хотя бюджеты таких регионов, как Москва, потеряли очень существенно», как было отмечено ФНС на заседании бюджетного комитета Госдумы.
В связи с потерями от КГН рассчитывает на дополнительную федеральную помощь Белгородская область. «Мы направили обращение (по вопросу возмещения потерь бюджета от КГН — bujet.ru) президенту и председателю правительства. Этот вопрос поднимался не только нашим субъектом. Самые большие потери у нас», — цитирует РИА «Новости» представителя департамента финансов и бюджетной политики Белгородской области Станислава Лисютина. После присоединения Стойленского горно-обогатительного комбината в консолидированную группу НЛМК (Новолипецкий металлургический комбинат), выпадающие доходы от перечислений предприятия в бюджет региона составили 80%, а доходы бюджета упали на 17% от плана, сообщил замначальника департамента финансов Андрей Изварин.
Федеральные субсидии
Снижение объема федеральных трансфертов — вторая причина значительного провала большинства субъектов по доходам. Минфин в 2013 году уменьшил поддержку на 7%.
«Урезали», в первую очередь, сильных: Краснодарский край — на 54% (ввиду завершения олимпийских строек — bujet.ru), Калининградскую область — на 52%, Тюменскую — на 41%, Москву — на 39%. Сильно «просела» Чечня, которой на 16% сократили федеральный трансферт, обеспечивавший 82% всех доходов республики.
Динамика снижения доходов и федеральных трансфертов в ряде регионов РФ за 9 месяцев 2013 года, (%)
Регион |
Снижение доходов |
Снижение объема трансфертов |
Тюменская область |
— 29% |
— 41% |
Чеченская республика |
— 16% |
— 19% |
Краснодарский край |
— 15% |
— 54% |
Калининградская область |
— 11% |
— 52% |
Ямало-Ненецкий АО |
— 10% |
н/д |
Москва |
— 1,3% |
39% |
Источник: «Финмаркет»
Интересно, что, к примеру, для Мордовии, которая лидирует в России по уровню госдолга (он составляет более 190% от доходов), объем федеральной поддержки сокращен. Увеличили ее Еврейской АО и Амурской области, а также Санкт-Петербургу — сразу на треть.
Продолжение темы см. 24 декабря
Ранее
Обзор законодательства-2013. Государственные услуги
В конце года власти дорабатывают пенсионную реформу и занимаются банками
Госструктуры приостановили размещение средств в банках