Версия для печати 4614 Материалы по теме
Трудные времена ждут бюджеты регионов в 2014 году

Ситуация с бюджетами в регионах будет усложняться, хотя территории прибегают к привлечению кредитов и размещению облигаций для финансирования дефицита, ищут возможности для экономии по расходам. Безусловно, для целого ряда регионов бюджетные проблемы окажутся трудно разрешимыми. Возможные варианты разрешения проблемы включают, в частности, целевые трансферты, коррекцию президентских указов, реструктуризацию бюджетных кредитов.

Растущий дефицит и источники его финансирования

У большинства субъектов доходы либо снизились, либо остались на уровне прошлого года. Если случилось увеличение, то только в пределах инфляции, между тем расходы выросли существенно. В целом по стране, по данным Минфина, рост доходов за 9 месяцев составил 1%, а расходов — 6-7%.

Регионы, где в январе-июне 2013 года доходы наиболее заметно превышали расходы, (%):

Сахалинская область — 71,52%

Чеченская республика — 22,58%

Ненецкий автономный округ — 20,82%

Кабардино-Балкарская республика — 19,51%

Московская область — 17,84%

Республика Дагестан — 17,11%

Республика Ингушетия — 16,91%

Санкт-Петербург — 14,92%

Камчатский край — 14,43%

Ленинградская область — 11,89%

Регионы, где в январе-июне 2013 года расходы наиболее заметно превышали доходы, (%):

Амурская область −12,08%

Вологодская область −12,64%

Удмуртская республика −12,89%

Республика Карелия −13,38%

Белгородская область −13,75%

Смоленская область −14,21%

Краснодарский край −16,92%

Новгородская область −19,20%

Республика Хакасия — 22,09%

Чукотский автономный округ — 54,31%

Источники: «Коммерсант», Федеральное казначейство

Благоприятно ситуация складывается, в частности, в Сахалинской области, где доходы выросли на четверть (за счет нефтегазодобычи) — она лидер и по поступлениям от налога на прибыль, в Ставропольском крае (благодаря хорошему урожаю), а также в Еврейской АО и Амурской области (за счет увеличение трансфертов на ликвидацию последствий паводка).

Для большинства других следствием превышения расходов над доходами в 2013 году стали проблемы с исполнением бюджетов. Дефицит бюджета Костромской области в текущем году, к примеру, вырос почти на 20% по сравнению с запланированными показателями. В Башкирии он увеличился с 15 до 20%, в Кабардино-Балкарии — с 8,5 до 13,58%. По данным «Финмаркета», к концу 3 квартала на Чукотке дефицит достиг 80% доходов, в Новгородской области было израсходовано на четверть больше полученных доходов, в Хакасии — на 19%, в Краснодарском крае — на 17%.

Источники финансирования

Ключевой источник финансирования дефицита — кредиты банков (в основном, госбанков — bujet.ru), на них приходится около трети долга регионов, приводят «Ведомости» данные рейтингового агентства Standard & Poor’s. В основном, заемщики привлекают кредитные линии на 3-5 лет под 8-9% годовых.

К финансированию дефицита за счет облигаций в 2013 году прибегли как минимум 28 регионов, отметил старший аналитик S&P Александр Балода. По его словам, размещение облигаций — трудный путь, не всем доступный. В этом случае регионам придется конкурировать с федеральным правительством, госкомпаниями и Москвой, которая, имея высокий кредитный рейтинг, по оценкам рейтингового агентства, в 2014-2015 годы займет около 400 млрд рублей (объем всего рынка субфедеральных облигаций сейчас около 500 млрд рублей). Это обернется для остальных либо ростом стоимости займов, либо недостатком спроса и осложнит возможность рефинансирования.

При этом сам по себе дефицит скорее полезен, чем вреден, он является индикатором того, что «экономика жива и развивается», сходятся во мнении министры финансов Пермского края и Нижегородской области. Тревожным фактором стоит считать растущие долги.

Экономить можно на ЖКХ

В шести регионах по итогам трех кварталов средств на счетах осталось больше, чем год назад — среди них Сахалин, Алтайский край и Камчатский край.

Восемь регионов, как пишет агентство «Финмаркет», имея провал по доходам, сумели сократить расходы: Мордовия — на 14%, Чечня — на 10%, Тюменская область — на 8%, Приморский край — на 4%.

По данным Независимого института социальной политики, расходы, главным образом, снижали по статьям, связанным с ЖКХ. На нем сэкономили три четверти регионов, особенно сильно — в Чечне (на 80%), в Чувашии, Приморском крае и Карачаево-Черкесии (на 50-60%), а также в трети регионов Сибири, Центра и Поволжья.

Однако этот тренд не является общим для всех регионов. К примеру, в Ингушетии расходы на ЖКХ выросли в 2,5 раза, в Калмыкии и Сахалинской области — в полтора раза, а в Тыве — более чем на треть. Регионы Дальнего Востока, за исключением Приморского края и Еврейской АО, в целом медленнее снижают расходы на ЖКХ, бюджетная поддержка отрасли обусловлена очень высокой стоимостью жилищно-коммунальных услуг.

Капитальные вложения

Экономили регионы и на капвложениях. Больше всех — Чечня (76,8%), Мордовия (55,6%), Приморье (49,6%) и Томская область (40,4%). Города-миллионники — Москва и Санкт-Петербург — сокращали адресные инвестиционные программы.

В целом по России экономия составила 10%. При этом, в 43 регионах бюджетные инвестиции выросли, в 9 из них — меньше, чем на уровень инфляции. По оценке «Финмаркета», бюджетный инвестиционный бум переживают Тыва (расходы на капвложения выросли в три раза), Еврейская АО (рост в 2,6 раза), Калмыкия, Новгородская область и Чукотский АО (рост почти вдвое).

Бюджеты-2014: трудности только усилятся

Пермский край. Законодательное собрание края подвергло резкой критике проект регионального бюджета на 2014 год и плановый период 2015-2016 годов в перерыве между первым и вторым чтениями, как писал «Коммерсант». Причина — почти предельный уровень дефицита, 14,8%. Однако он не превышает законодательно установленного 15%-ного ограничения, парировала министр финансов Прикамья Ольга Антипина. Но депутаты обеспокоены: в 2013 году источником покрытия дефицита бюджета в Пермском крае были кредиты коммерческих банков, также будет и в 2014 году.

Санкт-Петербург. «Мы находимся в ситуации, которая напоминает осень 2008 года. В следующем году (в 2014 году — www.bujet.ru) мы увидим рекордный дефицит бюджета, он может быть в разы больше, чем сейчас», — заявил еще в августе председатель комитета по финансам Санкт-Петербурга Эдуард Батанов. Осенью город сверстал бюджет с беспрецедентным дефицитом — 39,2 млрд рублей. И впервые за 10 лет власти заявили о намерении привлечь для финансирования дефицита кредит — всего 3 млрд рублей, как пишут «Ведомости», при невысоком уровне общего совокупного долга города — 20% от доходов.

«Наши главные внутренние резервы — налог на доходы физических лиц, акцизы и налог на имущество организаций — позволят лишь сохранить темпы роста доходов на уровне этого года. Собственные налоговые и неналоговые доходы бюджета без учета безвозмездных поступлений запланированы в объеме 107,6%, а общий объем доходов составит 103,4%», — заявил губернатор Георгий Полтавченко, представляя проект бюджета-2014 в Заксобрании.

Общий дефицит регионов — более 200 млрд

Похожая картина складывается по всей стране. Дефицит региональных бюджетов в 2014 году может составить 200 млрд рублей, сообщил министр финансов Антон Силуанов, выступая минувшей осенью в Совете федерации. Председатель СФ Валентина Матвиенко дала свой прогноз — 220 млрд рублей — и обратила внимание министра на сокращение объема помощи регионам из федерального бюджета: по ее данным, в 2014 году трансферты составят 1,361 трлн рублей, что на 6% меньше, чем в 2013 году.

«Долговая нагрузка на их (регионов — bujet.ru) бюджеты и так ставит под вопрос выполнение ими расходных обязательств», — предупредила главу Минфина спикер СФ. А. Силуанов, в свою очередь, заявил, что доходы регионов в 2014 году вырастут на 8,3%, в 2015 году на 7,6% и в 2016 году еще на 8,5%. Один из источников этого роста — сборы НДФЛ за счет повышения доходов граждан.

Соцобязательства на плечи регионов

Возросшие социальные обязательства, предусмотренные президентскими указами, как следствие, ложатся на плечи субъектов. Доля социальных расходов в разных регионах разная — к примеру, в Приморье и Воронежской области — 80%, в Кировской области — 62%, а в Красноярском крае — 30%. Но поскольку поставленные президентом задачи не обеспечены за счет средств федерального бюджета, они «съедают» почти всю доходную часть региональных бюджетов ближайшей трехлетки.

«Кроме повышения зарплат, в указах президента есть задачи по переселению из ветхого и аварийного жилья, по предоставлению жилья отдельным льготным категориям граждан, проведению капитального ремонта домов и коммунальной инфраструктуры. В Прикамье, по расчетам краевого министерства строительства, на выполнение этого указа до 2018 года потребуется 44 млрд руб. Это невероятная сумма. Таких средств нет в бюджете региона, не найдется и в федеральной казне для Пермского края», — сетует в интервью «Коммерсанту» министр финансов Прикамья Ольга Антипина.

Сколько средств нужно

«Ведомости» со ссылкой на расчеты S&P прогнозируют, что только за счет повышения зарплат расходы бюджетов в 2014 году вырастут в среднем на 7% (а в 20 регионах — более чем на 10%), в 2015 году еще на 10%. Чтобы исполнить этот «нефинансируемый мандат», потребуется около 1,7 трлн рублей в 2013-2015 годах и по 1 трлн рублей ежегодно в 2016-2018 годах. Доля расходов на зарплату увеличится с 24% в 2012 году до 35% в 2015 году, а примерно в 10 регионах превысит 50%. И даже при сокращении других затрат, финансировать указы регионам придется в долг, уверены аналитики агентства.

Руководитель направления S&P Борис Копейкин сообщил, что результатом такой социальной нагрузки станет рост долга регионов — в половине он превысит 60% от доходов, сегодня такая ситуация пока в 25% субъектов.

Объем госдолга в некоторых регионах России в 2013 и 2014 годах

Регион

Величина госдолга в 2014 году (в млрд руб.)

Величина госдолга в 2014 году (в % от доходов)

Величина госдолга в 2013 году (в млрд руб.)

ХМАО

33,7

20,3

2,3

Нижегородская обл.

66,5

67

56,2

Ульяновская обл.

13,3

46

9,9

Татарстан

87,3

62,9

85,5

Вологодская обл.

27,7

75,2

29,2

Источники: данные регионов и СМИ

Северо-Запад

Долг регионов Северо-Западного федерального округа, по данным «Ведомостей», в этом году стремительно растет. Увеличилось число проводимых аукционов на привлечение кредитов — в связи с сокращением федерального финансирования и собственных доходов. Если на 1 ноября прошлого года госдолг регионов СЗФО составлял 98,2 млрд рублей, то годом позже уже на 43,9% больше — 141,36 млрд рублей. По данным Минфина, в Новгородской области госдолг вырос на 40,8% до 11,7 млрд рублей, в Карелии — на 22% до 12,77 млрд рублей. В целом госдолг субъектов России за 9 месяцев года вырос на 13,8% и сегодня превышает 1,5 трлн рублей.

Приволжье

Большинство регионов Приволжского федерального округа давно живут в долг. В числе тех, кто максимально нагружен кредитами, «Коммерсант» называет Нижегородскую область. Дефицит в 2014 году вырастет на 30%, а удельный вес госдолга в бюджете составит 67%. Замминистра финансов региона Наталья Лобанова заявляет, что за счет собственных доходов бюджета можно профинансировать только социальные статьи. Программы развития, например строительные, планируют финансировать за счет привлечения займов.

Центральный округ и Сибирь

Рязанская, Тверская области и Москва — лидеры по размеру госдолга в ЦФО. В Сибири быстрее всех пока наращивают долги Красноярский край и Новосибирская область — в сентябре 2013 года, в сравнении с сентябрем 2012-го, их госдолг вырос на 75%, сообщает Лента.ру.

Регионов, долг которых превышает 100% доходов, в России сегодня порядка 10. Среди них — Мордовия, Костромская, Белгородская и Вологодская области.

Реструктуризация долгов

Смоленская область обратилась в Минфин с просьбой реструктурировать долг перед федеральным бюджетом, который превышает 21 млрд рублей и составляет в общем объеме доходов 60%. «Государство списывает долги беднейшим африканским странам, а своим регионам — нет, требует отдавать. Я считаю, что это неправильно. Тем более что госдолг сегодня — проблема не одной Смоленской области, а целого ряда регионов», — подчеркнул вице-губернатор Игорь Скобелев. В Минфине же подобные заявления назвали популистской атакой. Замминистра финансов Леонид Горнин отметил, что списание бюджетных кредитов применяется в исключительных случаях.

Возможные варианты

Федеральный центр выделяет целевые трансферты — например, на выплату зарплаты, а Минфин рефинансировал бюджетные кредиты на 40 млрд рублей, но объем этот явно недостаточен, считает замдиректора направления S&P Карен Вартапетов.

Так, по словам эксперта, если в текущем году Минфин планировал предоставить регионам порядка 75 млрд рублей, то по факту оказалось почти 160 млрд. На 2014 год запланировано 80 млрд, которых также, скорее всего, не хватит, убежден К.Вартапетов. В нынешней ситуации необходимая дополнительная федеральная поддержка может составить 2% ВВП ежегодно.

Б. Копейкин из S&P, в свою очередь, говорит, что если президентские указы не скорректируют и федеральной помощи не предоставят, то для сильных регионов фактором выживания станет повышение качества управления, а слабым останется только уповать на центр — ни социальную, ни транспортную, ни коммунальную инфраструктуру они развивать не смогут.

Возможно, до 2018 года все бюджетные кредиты будут реструктурированы, не исключил представители Минфина в беседе с «Ведомостями»: «Есть и такой вариант, как рефинансирование коммерческого долга бюджетным», —уточнил он. Но пока бюджетное законодательство формально не нарушалось, поводов к этому нет.

Ранее

Бюджеты регионов за год ушли в минус

Отставки-назначения-2013. Перестановки в регионах

Отставки и назначения-2013. Новые министры финансов и экономики

Законодательство. Зарплаты и доходы бюджетников в 2013 году

Поделиться