«Бюджет — это язык цифр. Я никогда не понимал, как можно описывать его с помощью прилагательных», — сказал на встрече с журналистами председатель Комитета Госдумы по бюджету и налогам А. М. Макаров. И хотя цифр затем было приведено не слишком много, депутат подробно изложил свою позицию по актуальным вопросам бюджетной политики.
Федеральный бюджет на 2014 год впервые подготовлен в программном формате, что не помешало парламентарию заявить следующее: «За очень редкими исключениями никаких госпрограмм по факту нет». Если бы не второй, классический вариант документа, на котором настояла Госдума, было бы не ясно, кто что обеспечивает, уверен Макаров. Хотя по идее благодаря нововведению должны быть понятны результаты деятельности органов исполнительной власти. При формировании бюджета исключительно в виде госпрограмм законодатель был бы фактически исключен из этого процесса: программы самостоятельно утверждало бы правительство.
Самостоятельность правительства при распоряжении бюджетными средствами депутаты, кстати, намерены ограничить. Вспомнив мировой финансовый кризис и министра А. Л. Кудрина, только в 2010 году распределившего 2 трлн руб. в обход парламента, Макаров пообещал в январе-феврале 2014 года внести соответствующие поправки в законодательство. «У нас предусмотрено более 60 оснований, когда закон о бюджете фактически изменяется Министерством финансов на основании бюджетной росписи», — заметил председатель комитета. Такие полномочия, впрочем, есть не только у Минфина России. Вообще министерства сейчас должны заняться переделкой имеющихся госпрограмм, полагает Макаров.
Отдельно был затронут последний прогноз Минэкономразвития России о замедлении роста экономики. Депутат напомнил, что министерство скорректировало его в пятый раз за год, и добавил, что в данном случае скорее задал бы вопрос о профессионализме, а не о смелости прогнозистов. По словам Макарова, Госдума заранее предупреждала о том, сколько денег не хватит правительству, в том числе из-за последствий повышения страховых взносов для малого бизнеса с 1 января 2013 года. В парламенте свой прогноз не меняли, уточнил он. Что касается нагрузки на федеральный бюджет в 2014 году, то казна ее, по выражению народного избранника, переживет. Тяжелее придется регионам: по бюджетам субъектов РФ с их долгами ударит сокращение доли налога на прибыль.
Возможности для исправления экономической ситуации ограниченны, предупредил депутат. Бюджетные инвестиции велики, но малоэффективны. Повысить отдачу от них можно, изменив всю инвестиционную политику государства через создание независимого инвестиционного комитета с участием специалистов из-за рубежа. Все инвесторы, включая госмонополии, должны сначала ему доказать эффективность своих программ, считает Макаров. Правда, парламентарий добавил, что тогда в течение года или двух у нас вообще не будет инвестиций. Еще есть путь девальвации рубля, испытанный в 1998 году. Однако здесь возникает проблема инфляции и цены пресловутой буханки хлеба для пенсионера, врача или учителя. Также, по мнению депутата, «очень сложно развивать экономику, если главным фактором экономического развития является качество работы Следственного комитета». По его мнению, если бы СК перестал быть таким фактором, это сказалось бы на улучшении инвестиционного климата.
Идею принять бюджетную стратегию на срок до 2030 года Макаров в принципе приветствует, но с оговоркой — она должна предусматривать выход на определенные показатели. Тех, кто виноват в их невыполнении, надо снимать с работы, считает глава думского комитета. Объявив себя сторонником бюджетного правила, он вместе с тем подчеркнул: «Не надо тупо откладывать и ждать, когда будет совсем плохо». Подытоживая все сказанное, Макаров с горечью вернулся к тому, с чего начал: никого не интересует глубокий анализ — только лозунги и прилагательные.
Ранее
Госзаказ: как разбирать споры с подрядчиками и работать по 44 ФЗ с малым бизнесом
Государственный сектор в процессе перемен