№1 январь 2014 — 27 января 2014

Ставка на кластерную политику

Версия для печати 2302 Материалы по теме
Ставка на кластерную политику

Тульская область в рамках Стратегии социально-экономического развития региона к 2030 году планирует создать 30 террито­риальных кластеров. Заместитель председателя правительства Тульской области Денис Владимирович ТИХОНОВ рассказал о Концепции кластерной политики региона.

— Денис Владимирович, расскажите о целях Концепции кластерной политики Тульской области.

—Начну с того, что сегодня страны, вставшие на путь интенсивного инновационного развития, избрали для себя новую модель организации экономики — не отраслевую, а кластерную. По оценке экспертов, к настоящему времени кластеризацией охвачено уже более 50 процентов мировых экономик, что обеспечило им значительный прирост ВВП. Опыт развитых стран убедительно доказывает эффективность и закономерность возникновения разного вида кластеров. Поэтому их формирование стало важной частью российской государственной политики в области развития экономики регионов, основным элементом системы стратегического планирования.

Ключевые задачи, которые сегодня стоят перед Тульской областью, — обеспечение комплексного роста качества жизни людей и их социальной среды за счет проведения активной инвестиционной, инновационной, кластерной и ответственной социальной политики, дальнейшая диверсификация экономики за счет развития новых сфер экономической деятельности на основе опережающего роста высокотехнологичных производств и создания высокопроизводительных рабочих мест. Думаю, что ни у кого не вызывает сомнение утверждение, что их эффективное решение возможно только на основе комплексного и сбалансированного подхода к развитию территории, мобилизации всех внутренних и внешних ресурсов.

Необходимо скоординировать развитие производства и территории, обеспечить оптимальный баланс интересов всех участников экономической деятельности — власти, бизнеса, общественных объединений, населения. Это позволит найти наилучшие способы и механизмы реализации поставленных задач и эффективно решать вопросы, наиболее важные для жителей области. И здесь нужны долгосрочная стратегия и четкий сценарий развития.

Ранее

Госзаказ: как разбирать споры с подрядчиками и работать по 44 ФЗ с малым бизнесом

Внутренние факторы в экономике повлияли на итоги года

Рост зарплаты бюджетников вызовет рост средней зарплаты по стране

Персоны и мнения. Стагфляция и «плавающий» рубль для лечения экономики

Сегодня правительством Тульской области по поручению губернатора В. С. Груздева разработана стратегия устойчивого развития региона до 2030 года в формате форсайт-проекта. Формируя стратегический план действий, мы увязали в комплексе вопросы развития различных сторон государственной и общественной жизни. В рамках стратегии-2030 разработаны бюджетная стратегия, инвестиционная и инновационная стратегии развития. Цель — формирование действительно эффективной системы управления ресурсами региона, приносящей конкретную отдачу как в виде экономического роста, так и в виде растущего благосостояния каждого из жителей нашей области, создания условий для развития и процветания не только нынешних, но и будущих поколений.

— Стратегией предусмотрено проведение активной инвестиционной,
инновационной и кластерной политики, что создаст условия для роста ВРП темпами выше среднероссийских и выхода региона на лидирующие позиции в Центральном федеральном округе. Это обусловило выбор сценария развития Тульской области — интеллектуальная индустриализация. Какие основные направления развития он в себя включает?

—Данный сценарий и определил основные направления развития:

· развитие специализированных кластеров, определяющих конкурентоспособность и эффективность экономики региона;

· формирование современной транспортной, коммуникационной и бизнес-инфраструктуры;

· формирование эффективной системы подготовки квалифицированных кадров.

В целях формирования эффективного портфеля ресурсов территории — высококвалифицированного человеческого капитала, конкурентной продукции, динамичных рынков, инноваций и высокоэффективных основных фондов и их концентрации на потенциальных полюсах роста правительством области разработан проект Тульской агломерации. По сути Тульская агломерация уже во многом сформированное образование, сегодня она дает в стоимостном выражении 73 процента объема обрабатывающего производства региона и 72 процента объема производства и распределения электроэнергии, газа и воды. Производительность труда здесь выше, чем в среднем по региону. Требуется ее доформирование и оптимизация.

Реализация кластерной политики позволит синхронизировать развитие производства и территории. Даст возможность сконцентрироваться на потенциальных точках роста, оценить их, выявить и объединить бизнес-инициативы с гос­программами. Аккумулировать в этих точках весь ресурсный потенциал и быстро получить результат. Такой подход позволит не только оптимизировать действия на уровне принятия государственных управленческих решений, но и реализовать новые возможности ведения бизнеса, внедрить новые технологии и развивать коммерчески жизнес­пособные продукты. Создаст систему управления финансовыми ресурсами и экономическим потенциалом для сбалансированного развития территории и обеспечения высокого качества жизни населения.

— Можно привести примеры наиболее перспективных региональных кластеров?

—Среди 30 приоритетных и потенциальных территориальных кластеров Тульской области выделено 13, обладающих значительным инновационным потенциалом. Это, например, газохимический кластер. Якорными предприятиями кластера выступают крупнейшие компании химической отрасли: ОАО «Новомосковская АК „Азот“», ООО «Новомосковский хлор», ОАО «Пластик», ОАО «Щекиноазот». На базе компаний уже сформированы мощности, позволяющие производить линейку продукции в рамках вертикально интегрированных продуктовых цепочек. Например, Ефремовский биотехнологический кластер по производству и переработке сельскохозяйственной продукции. В него войдут производства комбикормов, растительных масел и жиров, солода, продукции из мяса скота и птицы, пищевых ингредиентов. Якорное предприятие — ОАО «Каргилл».

В машиностроении инвестиционная активность будет сосредоточена на расширении производства, освоении и выпуске современных систем вооружения для оборонного комплекса, а также расширении спектра продукции для инфраструктурных отраслей (железнодорожного и транспортного машиностроения, оборудования для нефтегазовой отрасли) в рамках транспортного, оборонного кластеров, кластера нефтегазохимического машиностроения. Якорными предприятиями станут ЗАО «Тяжпромарматура», ЗАО «Тулажелдормаш», ОАО «Комбайнмашстрой», ОАО «Конструкторское бюро приборостроения», ОАО «НПО „Сплав“», ОАО «АК „Туламашзавод“» и целый ряд других предприятий машиностроительного комплекса. Возрождение станкостроительной отрасли позволит организовать серийное производство многоцелевых станков для машиностроения и военно-промышленного комплекса, а также мобильных станков для малого и среднего бизнеса.

Сегодня детально прорабатываются конкурентные возможности, риски и потенциал кластеров. Ключевыми направлениями, способствующими формированию точек роста Тульского региона, являются:

· комплексное освоение территории, предполагающее строительство комфортного и доступного жилья общей площадью более 2,5 миллиона квадратных метров с развитой социальной инфраструктурой;

· создание и комплексное развитие рекреационных зон, центров общественной активности культуры, образования и спорта, позволяющих сохранить, эффективно и бережно использовать историко-культурное наследие, реализация проектов в сфере культуры и образования, реализация экологических проектов;

· создание технопарков и новых промзон в Ленинском, Узловском муниципальных районах, городском округе Новомосковский. По экспертным оценкам, в этих районах будет построено не менее 13 миллионов квадратных метров производственных, офисно-деловых площадей, на которых будет создано 60–65 тысяч новых рабочих мест, в том числе 35–40 тысяч в производственном секторе;

· инфраструктурное развитие территорий: строительство новых автомобильных дорог, реконструкция и капитальный ремонт существующих автомобильных дорог. Строительство автодороги, объединяющей федеральные трассы Москва — Крым (М2) и Москва — Дон (М4). Реализация проекта по строительству транспортного коридора федерального значения Белоруссия — Калуга — Тула — Рязань — Ульяновск.

Эффективным инструментом, способствующим развитию территориальных кластеров, является формирование индустриальных парков. Это наиболее перспективный способ привлечения в регион новых производителей, как российских, так и иностранных. Сегодня задачу по разработке и реализации проектов по развитию индустриальных парков в Тульской области реализует ОАО «Корпорация развития Тульской области». Приоритетным направлением деятельности корпорации является организация государственной поддержки при создании индустриальных парков, технологических кластеров и промышленных зон на территории региона. Наиболее значимый проект корпорации — индустриальный парк «Узловая» общей площадью 2 тысячи гектаров, на котором планируется разместить производства мирового уровня в сфере машиностроения и станкостроения. Это самый большой территориальный кластер в Тульской агломерации.

— Вы назвали предприятия, относящиеся к абсолютно разным отраслям экономики. На чем все же будет сделан основной акцент кластерной политики региона?

—Акцент сделан именно на разнообразие. Устойчивое развитие требует диверсификации экономики за счет развития новых сфер экономической деятельности. Реализация кластерной политики будет направлена в первую очередь на стимулирование развития территориальных кластеров, обладающих значительным инновационным потенциалом, с учетом особенностей отраслевой структуры экономики области, уже имеющихся производств, а также мировых тенденций развития технологий.

Это, как уже было отмечено выше, нефте- и газохимия, машиностроение и оборонно-промышленный комплекс, металлургия, легкая и пищевая промышленность, а также сельское хозяйство, рекреация и туризм. Сегодня Тульская область имеет все предпосылки для активного развития массового туризма, что создает реальную возможность создания на территории области туристко-рекреационного кластера, который помимо строительства гостиничных комплексов мировых стандартов предполагает также развитие новых объектов туристского показа (музеев, общественно-деловых комплексов), туристско-рекреационной инфраструктуры (туристских информационных офисов) и торгово-развлекательной сферы.

— Планы масштабные, но за счет каких источников будет финансироваться создание кластеров?

—Основной ресурс — инвестиции, как частные, так и государственные в рамках развития государственно-частного партнерства. В этой связи создание благоприятного инвестклимата является одним из приоритетных стратегических направлений экономической политики региона. Решение данной задачи связано с формированием благоприятной законодательной базы в сфере стимулирования инвестиционной деятельности, снятием инфраструктурных ограничений развития и выстраиванием партнерских отношений между властью и бизнесом, в том числе при реализации проектов государственно-частного партнерства.

Для этого в Тульской области только за прошедший год было принято восемь законов в сфере развития бизнеса, созданы региональный инвестиционный фонд и корпорация развития государственно-частного партнерства. Действует система предоставления государственных гарантий, субсидий для промышленных и производственных компаний, развивается бизнес-ориентированная финансовая система кредитования. В регионе созданы абсолютно равные прозрачные механизмы ведения бизнеса, гарантирующие права и интересы инвесторов независимо от их государственной принадлежности. Это ведет к тому, что российский и зарубежный бизнес активно развивается на территории региона: приходят новые компании с интересными проектами, продолжается расширение и модернизация уже существующих производств.

Сегодня в Тульской области работают известные во всем мире компании, такие как «Каргилл» (США), «КНАУФ» (Германия), «Юнилевер» (Великобритания, Нидерланды), «ЭсСиЭй» (Швеция), «Хайдельберг» (Германия) и другие. Всего в регионе действует более 200 компаний с иностранным участием. За 2,5 года Тульская область привлекла 188 миллиардов рублей инвестиций в основной капитал. Индекс промышленного производства за девять месяцев 2013 года составил 108,6 процента. Этот результат достигнут в непростых экономических условиях. Он заметно выше среднего уровня по Центральному округу (97,9 процента) и Российской Федерации (100,1 процента) и является третьим результатом в ЦФО. Результат привлекаемых инвестиций характеризуется объемом поступивших доходов. Объем собственных доходов бюджета Тульской области за девять месяцев прошлого года составил 37,7 миллиарда рублей. Рост — 118 процентов.

В рамках исполнения соглашения между Агентством стратегических инициатив по продвижению новых проектов и правительством области в регионе в полном объеме внедрен стандарт деятельности правительства Тульской области по обеспечению благоприятного инвестиционного климата. Как следствие — увеличение притока прямых инвестиций в регион. По результатам исследования «Точка зрения инвесторов», проведенного известным консалтером KPMG совместно с РСПП, Тульская область является регионом, способным не только эффективно работать с уже действующими инвесторами, но и внедрять новые современные механизмы и формы взаимодействия с бизнесом для формирования благоприятного делового климата и привлечения новых партнеров. По результатам данного исследования область заняла 14-е место среди регионов России.

В текущем году запущены новые производства: ООО «ЭсСиЭй Хайджин Продактс Раша» (6,5 миллиарда рублей), ООО «Интеркрос Центр» (3,8 миллиарда рублей), «Краснобор» (2 миллиарда рублей), «Каргилл» (1,2 миллирда рублей), «КНАУФ ГИПС Новомосковск» (1,2 миллиарда рублей), ОАО «Трансмаш» (600 миллионов рублей). На Новомосковской ГРЭС, входящей в состав ОАО «Квадра», запущена в эксплуатацию парогазовая установка мощностью 190 МВт (7,7 миллиарда рублей). В настоящее время в стадии завершения находится инвестиционный проект ОАО «Тяжпромарматура» по строительству уникального кузнечно-прессового производства в поселке Суходол Алексинского района сметной стоимостью 6 миллиардов рублей.

В регионе открылся уникальный R&D центр компании Unilever, созданный по лучшим мировым технологиям. Основной задачей центра является проведение научных исследований и внедрение передовых инновационных технологий в производство. Он включает в себя экспериментальные лаборатории и производство с современным оборудованием. В его работе задействованы лучшие ученые, половину из которых составляют туляки.

— Расширение ответственности регионов за состояние собственной экономики и социальной сферы определило серьезную конкурентную борьбу между ними за выбор своего стратегического места и роли в геополитическом пространстве страны, которые позволяют предельно эффективно использовать региональные ресурсы, специфику и свой потенциал...

—Именно поэтому комплексное, агломерационное развитие территорий должно стать новой точкой роста, новой парадигмой сбалансированного территориального развития. Мы понимаем, что сегодня успех в привлечении инвестиций определяется конкурентоспособностью продукта, предлагаемого инвестору. Имеющимся потенциалом региона важно эффективно распорядиться, раскрыть его в полной мере в современных условиях. Не только вновь создавать технопарки, но и приглашать прямого инвестора на те промышленные площадки государственной и муниципальной собственности, которые недостаточно эффективно используются.

И роль региональной власти — выступить гарантом добросовестных хозяйственных взаимоотношений, заинтересовать инвестора своим предложением, обеспечить удобной инженерной и социальной инфраструктурой, то есть создать такие условия, в которых его бизнес покажет наибольшую эффективность. Особенно нужны инвестиции в долгосрочные проекты. Именно на реализации этого направления акцентировал внимание Президент России В. В. Путин на Петербургском форуме. Мы должны создавать новые высокопроизводительные рабочие места как путем привлечения инвестиций в строительство новых производств, так и путем модернизации уже существующих. Основная задача — сохранение и развитие ключевых компетенций, а не массовое создание сборочных производств.

В то же время инвестиционная емкость крупных инфраструктурных проектов, в том числе межрегионального и федерального значения, — это миллиарды рублей. Чтобы их финансировать, ресурсов любого регионального бюджета крайне недостаточно. Здесь требуется концентрация ресурсов всех потенциальных участников проекта — федеральных, региональных, муниципальных, бизнеса. Поэтому сегодня на первый план выходят вопросы эффективного взаимодействия бизнеса и власти.

— В чем вы видите нереализованность инновационного потенциала Тульской области? В каких отраслях регион себя еще не раскрыл,
но благодаря стратегии социально-экономического развития имеет шансы это сделать?

—Говоря о развитии инновационного потенциала Тульской области, в первую очередь хочу отметить работу по созданию в регионе инновационного территориального кластера оборонной промышленности на базе Тульского государственного университета. ТулГУ, как известно, является крупнейшим научно-образовательным учреждением региона, готовящим кадры высшей квалификации для оборонно-промышленного комплекса. Исторически сложившийся подход к образовательному процессу позволяет учащимся университета буквально со студенческой скамьи принимать непосредственное участие в разработке современных систем вооружения на предприятиях Тульской области и соседних регионов. За последние десять лет только по заказам оборонных предприятий Тульской и других областей университетом выполнено более 100 научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.

Упомяну, что в рамках проводимой работы по дальнейшему инновационному развитию оборонной промышленности в ТулГУ создан бизнес-инкубатор «Технопарк „Высокоточные системы“». Основная цель его деятельности — отбор перспективных проектов в сфере высокоточных систем вооружения, которые в перспективе могут стать коммерчески успешными, и создание благоприятных условий работы авторам этих проектов. Стоит также отметить, что в нашем регионе наряду с организациями-разработчиками расположены предприятия-изготовители продукции военного назначения. Таким образом, все эти предприятия и организации фактически могут выступать единым технологическим комплексом по производству вооружения и военной техники.

Как видите, на текущий момент в Тульской области фактически сложилась основная инфраструктура, позволяющая создать на базе госуниверситета и оборонных предприятий региона инновационный кластер оборонной промышленности. Напомню, что предложение о создании кластера было внесено губернатором Тульской области Груздевым в адрес заместителя председателя Правительства РФ Д. О. Рогозина и получило одобрение. Министерством образования и науки России было предложено сделать проект создания инновационного кластера в Тульской области пилотным и разработать долгосрочную программу его развития для определения возможных мер государственной поддержки кластера на федеральном уровне.

Создание инновационного кластера позволит нам существенно повысить эффективность работы по подготовке инженерных и научных кадров для оборонно-промышленного комплекса, сформировать задел передовых научных и инновационных разработок в сфере вооружения и военной техники, укрепить и расширить кооперационные связи организаций Тульской области, обеспечить рост объемов производства высокотехнологичной продукции военного и специального назначения. При успешной реализации данного проекта наш положительный опыт будет распространен Минобрнауки России и на другие регионы страны. Так что в данном случае мы можем оказать существенное влияние не только на региональную, но и на федеральную государственную политику.

— Что в перспективе должна принести реализация кластерной концепции Тульской области?

—Самые масштабные инвестиции будут бессмысленны, если они не конвертируются в повышение качества жизни людей. Нам будет необходимо обеспечить финансирование многих стратегических проектов для устойчивого экономического роста, но при этом обеспечить безу­словное выполнение всех социальных обязательств перед нашими жителями.

При успешной реализации кластерной политики и развитии кластеризационных процессов в региональной экономике мы получим целый комплекс положительных эффектов как для организаций и предприятий-участников кластеров, так и для социально-экономического развития региона в целом. Среди них и обновление фонда средств производства, и повышение эффективности внедрения исследований и разработок в производственную практику, и расширение номенклатуры выпускаемой продукции, и увеличение экспортной выручки предприятий кластера, и повышение производительности труда, рост заработной платы, улучшение условий и качества труда. В конечном итоге формирование конкурентоспособных кластеров в Тульской области скажется на динамике роста региональной экономики и валового регионального продукта, приведет к повышению уровня бюджетной обеспеченности области за счет увеличения налоговых поступлений, развитию социальной инфраструктуры территорий базирования кластеров, улучшит нашу инвестиционную привлекательность.

Определенные положительные результаты есть уже сегодня. По данным Туластата, число высокопроизводительных рабочих мест в 2012 году составило 73,7 тысячи. За 2013 год создано почти 11 тысяч рабочих мест. Доля инвестиций в ВРП в 2012 году — 26,7 процента (при плане 22 процента). Оценка 2013 года — 28,5процента. По состоянию на 1 сентября 2013 года ввод в эксплуатацию жилья в 1,9 раза превышает аналогичные данные за 2012 год. По России этот показатель составил 108 процентов.

Среднемесячная заработная плата по региону превысила 22,2 тысячи рублей. По данному показателю Тульская область вошла в пятерку лидеров ЦФО. Уровень регистрируемой безработицы по области на 1 сентября 2013 года составил 0,86 процента при среднероссийском уровне 1,2 процента. По итогам 2012 года Тульская область вошла в двадцатку субъектов РФ, достигших наилучших результатов по наращиванию налогового потенциала и привлечению инвестиций. По оценке агентства «РИА Рейтинг», область заняла 28-е место по качеству жизни из 83 регионов Российской Федерации.

Поделиться