Госзаказчики с 1 января 2014 года обязаны осуществлять не менее 15 процентов совокупного объема закупок у субъектов малого предпринимательства. Ситуацию комментирует председатель комитета по финансовым рынкам Ассоциации менеджеров России Вадим Валерьевич ВЯЛЬШИН.
— Как бы вы оценили нынешнюю степень участия малого бизнеса в государственных и муниципальных закупках?
— Нет той массовости, которую планировал, кстати, и Президент России. Были установлены индикативные показатели доли участия субъектов малого бизнеса в системе госзаказа, но на сегодняшний день мы их не достигли ни в Москве, ни в других регионах. Контрактов пока мало. А вовлечение мелких предпринимателей в госзаказ могло бы обеспечить определенную стабильность экономики, притом что прогноз ее развития на ближайшие десять лет консервативный.
— Может быть, несбывшиеся ожидания связаны с изъянами Федерального закона №
— Мне кажется, время критики этого закона прошло вместе с ним. О нем уже можно говорить либо хорошо, либо никак. Надо смотреть вперед и обращать внимание на федеральную контрактную систему. При всех его недостатках прежний закон работал. Мы оцениваем его роль как положительную и систематизирующую. Наверное, через сколько-то лет и контрактная система претерпит изменения — надеюсь, к лучшему.
— А есть ли у субъектов малого предпринимательства стремление расширить свое присутствие в сфере госзаказа?
— У них есть желание получить контракты, которые будут оплачены. А заказчики хотят, чтобы были субъекты, которые могут выполнять контракты. И скорее не призывы, а регулярная деятельность будет способствовать этому процессу. Гарантии, по сути, есть: госзаказчик в России надежен и платежеспособен.
— Насколько, по вашей оценке, малый бизнес готов к участию в процессе закупок как организационно, так и в финансовом отношении?
— С точки зрения бизнес-процесса, думаю, готов. Об этом свидетельствует статистика: менее 0,5 процента неисполнения от общего объема госзаказа. А вот организационно и финансово нет. Банки согласно нормам Центробанка предъявляют завышенные требования к субъектам малого бизнеса, которых рассматривают как клиентов на получение банковской гарантии. Например, компания должна несколько лет существовать на рынке, иметь положительный баланс. Но если объем заказа крайне мал, то она способна его выполнить, а согласно критериям банка нет! Известны факты, когда собственники компаний идут в микрофинансовые организации и берут кредиты под высокие проценты как физические лица и при этом все равно выполняют условия контракта. Есть еще одно препятствие — отсутствие инфраструктуры по вовлечению предпринимателей в систему госзаказа, особенно в регионах.
— Как можно изменить ситуацию с банковскими гарантиями?
— Требования в рамках контрактной системы достаточно жесткие, срок выдачи гарантии очень короткий. Поэтому рынок принадлежит не столько банкам, сколько брокерам. Большинство предпринимателей работают через них. Банк требует залога, обеспечительных мер. Понятно, что многие субъекты, выполняя контракты на
Контрактная система обязывает создать специальный реестр банковских гарантий, и банки будут обязаны на следующий день после их выдачи размещать соответствующую информацию. Сейчас есть несколько реестров, которые некоторые банки совместно с торговыми площадками ведут в добровольном порядке, однако этого недостаточно.
— Что же дальше?
— Многие брокеры видят тенденцию к тому, что указанные услуги будут предоставляться банками, и сотрудничают с ними и компаниями-интеграторами. У нас в комитете по финансовым рынкам Ассоциации менеджеров есть специальная рабочая группа, которая разработала автоматизированную модель выдачи гарантий без залога. Она удовлетворяет требованиям банков и не обременяет клиентов. Ведь перешли же в свое время банки на массовое потребительское кредитование, а там совсем другой процент невозврата.
Подтвержденная статистика свидетельствует: субъектам малого бизнеса тоже можно давать гарантии, хотя по ним есть свои специфические требования. Компании-интеграторы важны для банков, и не только крупных сетевых, так как они могут обеспечить поток клиентов. Издержки банков при этом существенно меньше, им поставляется уже готовый клиент. А следующий шаг — выдача ему кредита. Если банк выдал гарантию, то он подтверждает, что клиент надежен. Зачем клиенту брать еще где-то кредит под
— Готовы ли крупные компании честно сотрудничать с мелкими предпринимателями, привлекая их к реализации своих проектов?
— Тут мы говорим скорее про Федеральный закон №
Ранее
Госзаказ: как разбирать споры с подрядчиками и работать по 44 ФЗ с малым бизнесом
Государственный сектор в процессе перемен
Государственные компании раскрывают информацию о зарплатах
Персоны и мнения. Стагфляция и «плавающий» рубль для лечения экономики