Версия для печати 1857 Материалы по теме
Высокая степень активности

Всероссийский совет местного самоуправления и Агентство стратегических инициатив разработали Единый стандарт деятельности местного самоуправления по улучшению условий инвестиционного климата (С 2.0) (см. интервью с В. С. Тимченко, «Бюджет», 2013, № 10). Определены пилотные муниципалитеты, которые начали работать над реализацией этого проекта. В числе пионеров — города Сургут и Тольятти. Глава города Сургута Дмитрий Валерьевич ПОПОВ рассказывает о своем опыте.

— Дмитрий Валерьевич, какие у Сургута были предпосылки для участия в эксперименте по внедрению стандарта 2.0?

— С позиции стратегического развития инвестиционная деятельность в Сургуте характеризуется высокой степенью активности. О позитивном состоянии экономики городского округа свидетельствует подтвержденный международным рейтинговым агентством Standard&Роог’s по итогам 2011, 2012 годов и первого полугодия 2013 года долгосрочный кредитный рейтинг ВВ+, рейтинг по национальной шкале RuAA+, прогноз «Стабильный».

У нас есть опыт в сфере развития торгово-развлекательных зон. В рамках реализации крупных инвестиционных проектов наблюдается интенсивное развитие строительной отрасли и становление города как транспортно-логистического центра и основного потребительского рынка товаров и услуг всего региона. Сфера потребительского рынка товаров и услуг остается и значительным сегментом рынка труда, где преимущественно заняты представители малого и среднего предпринимательства. Они же в подавляющем большинстве являются налогоплательщиками, использующими специальные налоговые режимы, и обеспечивают налоговую базу местного бюджета.

Ранее

Рост зарплаты бюджетников вызовет рост средней зарплаты по стране

Контроль над госкомпаниями усилится

Обзор законодательства. Госзакупки, «золотые парашюты» и штрафы за задержку зарплат

СП: регионам может не хватить бюджетных средств на выполнение «майских указов»

Заметна динамика по количеству субъектов малого и среднего предпринимательства и налоговым поступлениям в бюджет города от их деятельности:

• 2010 год — 10 943 субъекта, 763,5 миллиона руб­лей налоговых поступлений;

• 2011 год — 11 409 субъектов, 921,5 миллиона рублей;

• 2012 год — 11 600 субъектов, 1155,4 миллиона рублей.

Администрация Сургута прилагает значительные усилия для улучшения инвестиционного климата в городе. К примеру, мы выступили экспериментальной площадкой по внедрению программного комплекса «Обеспечение автоматизированных систем в строительстве», что позволит в перспективе организовать работу с заказчиками и инвесторами в режиме «одного окна». По данным ежегодного исследования Всемирного банка и IFC Doing Business, Сургут занял первое место по оперативности получения разрешения на строительство.

В марте 2013 года в целях обеспечения благоприятного инвестиционного климата разработан соответствующий раздел Стратегии социально-экономического развития ХМАО-Югры до 2020 года и на период до 2030 года. Сформированный перечень планируемых к реализации объектов города Сургута на перспективу до 2030 года был направлен губернатору Югры. Некоторые предложения начали реализовываться еще до утверждения Стратегии ХМАО — 2030. Так, в мае 2013 года распоряжением администрации города создана рабочая группа по снижению административных барьеров и повышению прозрачности административных процедур при реализации инвестиционно-строительных проектов, деятельность которой направлена на сокращение сроков согласований, количества процедур, предшествующих регистрации прав собственности на объекты недвижимости. В августе уже подготовлен проект стандарта деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в муниципальном образовании. Предполагается, что с внедрением стандарта будет регламентирован порядок взаимодействия органов местного самоуправления, органов государственной власти субъекта РФ, федеральных органов власти и инвесторов в вопросах привлечения инвестиций.

Сегодня определены приоритеты развития муниципального образования. Крупными инвестиционными проектами, представляющими интерес для города, остаются:

• жилищное строительство. До конца текущего года будут введены в эксплуатацию жилые объекты девяти строительных компаний общей площадью 288,9 тысячи квадратных метров. В последующие годы прогнозируется наращивание объемов жилищного строительства. В целом за период 2014–2016 годов планируется построить более 900 тысяч квадратных метров жилья. В отрасли задействованы в основном средства населения и предприятий;

• строительство объектов социальной сферы, то есть объектов, необходимых для повышения качества жизни и социального благополучия сургутян. В 2014–2016 годах из основных объектов планируется построить:

— в сфере образования — 13 детских садов на более чем 3,8 тысячи мест, три общеобразовательные школы на 2,6 тысячи учащихся, станцию юных натуралистов. Часть объектов будет финансироваться за счет бюджетных средств, в том числе адресной инвестиционной программы «Сотрудничество», часть — с привлечением частного капитала;

— в сфере здравоохранения — две поликлиники на более 1,1 тысячи посещений в смену, больницу на 120 койко-мест, бюро судебно-медицинской экспертизы. Финансирование — за счет бюджетных средств и адресной инвестиционной программы;

— в сфере культуры и спорта — дом искусств на 1,1 тысячи мест, две детские школы искусств, десять объектов спортивного направления (спортивные центры и комплексы). Будут использованы средства ОАО «Сургутнефтегаз», бюджетные инвестиции и реализован механизм частного партнерства.

Предполагается развитие дорожно-транспортной инфраструктуры. По оптимистическому варианту прогноза 2014–2016 годов предусмотрено увеличение финансовых затрат на строительство дорог в обход Сургута, а также строительство и реконструкция городской транспортной инфраструктуры с привлечением бюджетных средств, в том числе программы «Сотрудничество». Как вариант решения реконструкции здания железнодорожного вокзала рассматривается привлечение инвестора с учетом поддержки округа и Свердловской железной дороги. Развитие электроэнергетики и обрабатывающих производств будет продолжено за счет собственных средств предприятий и привлеченных средств.

— Кстати, Дмитрий Валерьевич, в апреле 2013 года в конкурсе муниципальных образований, который проводит Минэкономразвития России, в номинации «Лучший глава муниципального образования» вы заняли второе место. Представленный вами проект был связан с инвестициями?

— На конкурс был заявлен проект по строительству быстровозводимых сооружений с привлечением частных инвестиций. Суть проекта заключается в привлечении инвестиций с учетом возможных законных решений по использованию в данном направлении бюджетных средств и иного имущества муниципального образования. Порядок заключения инвестиционных договоров утвержден постановлением администрации города от 17 февраля 2012 г. № 876. Проект муниципально-частного партнерства по строительству быстровозводимых спортивных сооружений — ноу-хау Сургута.

20 апреля 2012 года был проведен конкурс на право заключения инвестиционного договора на реализацию проекта «Обеспечение образовательных учреждений города Сургута спортивными центрами с универсальными игровыми залами для проведения учебного предмета „Физическая культура“». В соответствии с требованиями конкурса были запланированы проектирование и строительство четырех спортивных центров на территории существующих образовательных учреждений, площадь каждого — не менее тысячи и не более 1,5 тысячи квадратных метров. Инвестиционными условиями данного конкурса были основные характеристики создаваемых объектов, сведения о месте размещения создаваемого имущества, сведения о наличии (отсутствии) инженерных сетей, технико-экономические показатели, требования к эксплуатационным характеристикам, требования к комплектации оборудования, срок реализации проекта. Также инвестору было предложено задание на проектирование. Срок реализации инвестиционного проекта — с 20 апреля 2012 года по 30 марта 2013 года. Финансирование работ по проектированию и строительству объектов возложено на инвестора за счет его собственных или привлеченных средств. После ввода объектов в эксплуатацию администрация города Сургута возместила затраты по реализации инвестиционного проекта.

Несмотря на то что сроки реализации отдельных этапов проекта инвестором не были соблюдены из-за непреодолимых обстоятельств (срыв сроков поставки металлоконструкций заводом-изготовителем), по состоянию на 25 марта 2013 года проект был стопроцентно реализован: введено в эксплуатацию четыре спортивных сооружения. И могу отметить, что данный проект позволил сократить время на выполнение работ по проектированию и строительству объектов.

Кроме того, с помощью механизма государственно-частного партнерства начато строительство общеобразовательных школ на 800 учебных мест в каждой. В 2013 году проведено два конкурса на реализацию инвестиционных проектов «Спортивное ядро в микрорайоне 35А» и «Хореографическая школа в микрорайоне ПИКС». В октябре 2013 года проведен инвестиционный конкурс в целях реализации программы «Доступная среда в городе Сургуте». Программа подразумевает приведение помещений муниципальной собственности в соответствие с действующими нормативами для обеспечения доступа маломобильным группам населения. Кроме того, в рамках реализации окружной программы «Новая школа Югры на 2010–2013 годы и на период 2015 года» с 2012 года привлечены инвесторы для строительства на территории города Сургута объектов общего и дошкольного образования. Частным инвесторам предоставлены земельные участки в аренду на период строительства объектов. Проектирование и строительство школ и детских садов осуществляется за счет средств инвестора. Муниципальное образование выкупает детский сад или школу в муниципальную собственность за счет средств окружного (95 процентов) и местного (5 процентов) бюджетов. На уровне региона частным инвесторам, занятым в строительстве образовательных учреждений, предлагается компенсация процентной ставки по банковским кредитам.

Хотелось бы сказать и о том, что в Ханты-Мансийском автономном округе с 2014 года будет сформирован инвестиционный фонд, направленный на реализацию инвестиционных проектов в части создания объектов транспортной, энергетической и (или) инженерной инфраструктуры, необходимой для обеспечения функционирования создаваемых инвестором объектов капитального строительства.

— Какие негативные факторы мешают приходу в Сургут инвесторов?

— Основная причина, которая препятствует приходу инвесторов на территорию муниципального образования, — недостаток средств местного бюджета для осуществления последующего выкупа объектов, необходимых для оказания муниципальных услуг. Кроме того, реализовать инвестиционные проекты комплексной застройки территорий города не позволяет отсутствие площадок, обеспеченных инженерной и транспортной инфраструктурой.

— Что было предпринято региональной властью и органами местного самоуправления для реализации стандарта 2.0?

— В целях обеспечения благоприятного инвестиционного климата в декабре 2012 года принято распоряжение правительства ХМАО-Югры, которым утвержден план мероприятий по внедрению Стандарта деятельности исполнительных органов государственной власти округа. В июне 2013 года проведен мониторинг внедрения данного стандарта по обеспечению благоприятного инвестиционного климата. Из 15 обозначенных в нем пунктов выполнено 13, оставшиеся два находятся в процессе исполнения.

15 августа 2013 года подготовлен проект Стандарта деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в муниципальном образовании. Кстати, в 2013 году заключен муниципальный контракт на выполнение научно-исследовательских работ по совершенствованию системы управления градостроительным развитием города Сургута. В рамках данной работы планируется приведение градостроительных документов в соответствие с требованиями действительности и создание условий для развития города в целом. Предполагается, что одним из результатов работы будет концепция инвестиционного развития Сургута и размещение всей документации в свободном для населения и потенциальных инвесторов доступе. Таким образом, администрацией города в настоящее время ведется подготовка нормативных документов для внедрения единого стандарта.

— Расскажите, пожалуйста, о проблемах, с которыми приходится сталкиваться в работе по улучшению инвестиционного климата, и способах их решения.

— Сложности, например, возникают при передаче инвестору земельного участка, особенно если на нем находится объект муниципальной собственности, снос которого с целью возведения на его месте нового здания предусмотрен проектом. Имеются проблемы с определением стоимости создаваемого инвестором объекта. Но, к сожалению, для решения многих задач у местной администрации нет полномочий.

Остро стоит проблема ветхого жилья. В решении жилищных вопросов правительство Югры идет нам навстречу, денежные средства выделяются иногда даже сверх плана, но не всегда мы их осваиваем. Причина известна: застройщика не устраивает цена за квадратный метр, которую устанавливает округ. Так как прав регулировать цены на жилищном рынке у города нет, Сургут вышел в правительство ХМАО-Югры с инициативой предусмотреть в целевых программах возможность администрации выступать заказчиком определенных домов, внося долю в строительство за счет средств городского и окружного бюджетов. В настоящее время правительством автономного округа вносятся изменения в жилищные программы, затем последует широкое обсуждение этих документов. Кстати, рассматривается вопрос о включении в адресную инвестиционную программу округа строительство целого ряда объектов социального назначения. В результате в Сургуте появится региональный кампус.

— Многие эксперты скептически отнеслись к возможности внедрения стандарта 2.0 на территории всей России. Что вы можете сказать по этому поводу с точки зрения практика?

— По нашему мнению, внедрение единого стандарта позволяет проанализировать существующую ситуацию в муниципальном образовании и определить возможности и приоритеты дальнейшего развития. Но при этом может привести к дополнительным отчетам муниципалитетов перед регионами.

Поделиться