Правительство России 13 февраля утвердило новый Кодекс корпоративного управления, согласно которому топ-менеджеры публичных компаний при увольнении не должны претендовать больше чем на два годовых оклада.
Впрочем, Кодекс носит рекомендательный характер, а большинство российских компаний и так уже давно следуют указанным в нем ограничениям. Для госкомпаний законом может быть установлен еще меньший размер «золотого парашюта».
Автором нововведения является российский ЦБ, а в основу принципа положены принятые в 2009 году рекомендации Еврокомиссии. Хотя на практике в мире типичный размер «золотого парашюта» — от трех-четырех годовых окладов и выше, отмечает президент Объединения корпоративных юристов России Александр Нестеренко, участвовавший в разработке кодекса.
Опрос «РБК daily» ряда крупнейших компаний в большинстве отраслей на предмет наличия у них собственных корпоративных кодексов дал следующие результаты. «Норникель» планирует разработать кодекс в этом году. В ВТБ, «М.Видео», «РусГидро», «Интер РАО» заявили, что адаптируют внутренние кодексы к требованиям нового варианта.
Во многих компаниях в кодексе не прописаны финансовые вопросы, зачастую размер «золотого парашюта» обговаривается в трудовом договоре топ-менеджера. В «РусГидро» и «ИнтерРАО» стандартная компенсация при увольнении составляет три месячных оклада, максимальная в «РусГидро» — шесть окладов. Размеры выплат в «Роснефти» ниже, а в «Россетях» «на несколько порядков ниже» границ, рекомендованных ЦБ в кодексе, заверили представители обеих компаний. Компенсационный пакет в ГК «Дикси» привязан к KPI увольняющегося сотрудника. В «Ростелекоме» и «Норникеле» не стали раскрывать размеры компенсаций.
Эксперты полагают, что, несмотря на отсутствие статуса закона, Кодекс, все равно сильно повлияет на правоприменительную практику. Глава корпоративного отдела ГК «Эталон» Дмитрий Иванов напоминает, что в соответствии с новыми правилами допуска ценных бумаг к организованным торгам для поддержания ценных бумаг в котировальных списках компания должна соблюдать требования к корпоративному управлению.
Справка
Ключевым поводом для дискуссии о допустимом размере «золотых парашютов» стал скандал с размером компенсаций экс-главы «Ростелекома» Александра Провоторова, привлекший внимание президента России . Выходное пособие топ-менеджера составило 233 млн рублей. (6,3 годовых оклада). Впрочем, это далеко не предельные для России цифры. Так, Владимир Стржалковский (экс-гендиректор «Норникеля») получил при увольнении 100 млн долларов, а бывший менеджер «СТС Медиа» Александр Роднянский — 25,9 млн долларов.
После скандала с Поворотовым в январе 2014 года Госдума приняла в первом чтении законопроект об ограничении размеров «золотых парашютов» для топ-менеджеров госомпаний их шестимесячным окладом.
Ранее
Обзор законодательства. Госзакупки, «золотые парашюты» и штрафы за задержку зарплат
Государственные компании раскрывают информацию о зарплатах
Сведения о зарплатах сотрудников госкомпаний станут открытыми