Содержащееся в новом законодательстве описание возможных методов определения начальных цен контрактов вызывает немало вопросов. Решить эту проблему должны Методические рекомендации по определению цен.
В. В. ПЕЧЕНКИНА, директор НОУ ППО «Учебный центр «Бюджет», доктор экономических наук
В соответствии с законом №
На сайте bujet.ru есть библиотека статей, посвященная определению и обоснованию НМЦК. Если вам необходимо больше материалов по этой теме, вы можете ознакомиться с библиотекой по ссылке.
Методические рекомендации (п. 1.4) определяют цели обоснования НМЦК: формирование плана-графика закупки, подготовка извещения об осуществлении закупки, подготовка документации о закупке. Однако в них не указано, может ли НМЦК отличаться, или она должна быть единой для перечисленных целей.
В соответствии со статьей 22 Закона №
Если тарифный, нормативный, проектно-сметный и затратный методы практически не претерпели изменений в использовании, то метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка), который является приоритетным (п. 3.2), существенно усложнен для применения.
Метод сопоставимых рыночных цен
В целях определения НМЦК методом сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) рекомендуется по результатам изучения рынка определить:
товары, работы, услуги, представленные на функционирующем рынке и соответствующие описанию объекта закупки;
товар, работу, услугу, наиболее полно соответствующие описанию объекта закупки.
Описание объекта закупки
Правила описания объекта закупки также изменились. В соответствии со статьей 33 Закона №
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер и содержать функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания на товарные знаки; знаки обслуживания; фирменные наименования; патенты; полезные модели; промышленные образцы; наименование места происхождения товара;
наименование производителя; другие требования, которые влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки;
2) использование стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями;
3) описание объекта закупки может включать в себя спецификации, планы, чертежи, эскизы, фотографии, результаты работы, тестирования, требования, в том числе в отношении проведения испытаний, методов испытаний, упаковки, маркировки, этикеток, подтверждения соответствия, процессов и методов производства в соответствии с требованиями технических регламентов, стандартов, технических условий, а также в отношении условных обозначений и терминологии;
4) документация о закупке должна содержать:
• изображение поставляемого товара, позволяющее его идентифицировать и подготовить заявку, если в такой документации содержится требование о соответствии поставляемого товара изображению товара, на поставку которого заключается контракт;
• информацию о месте, датах начала и окончания, порядке и графике осмотра участниками закупки образца или макета товара, на поставку которого заключается контракт, если в такой документации содержится требование о соответствии поставляемого товара образцу или макету товара, на поставку которого заключается контракт;
• указание на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования, если объектом закупки являются лекарственные средства. (Указанный перечень и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации.) В случае если объектом закупки являются лекарственные средства, предметом одного контракта (одного лота) не могут быть лекарственные средства с различными международными непатентованными наименованиями или при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями при условии, что начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает предельное значение, установленное Правительством РФ;
• показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги потребностям заказчика. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Не допускается включение в документацию о закупке требований:
к производителю товара; к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы); к деловой репутации участника закупки; к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов (за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом).
Заказчик устанавливает при необходимости требования:
к гарантийному сроку товара, работы, услуги; к объему предоставления гарантий их качества; к гарантийному обслуживанию товара; к расходам на эксплуатацию товара; к обязательности осуществления монтажа и наладки товара; к обучению лиц, осуществляющих использование и обслуживание товара.
Особенности описания отдельных видов объектов закупок могут устанавливаться Правительством РФ.
Подробнее см. журнал «Бюджетный учет»
Продолжение темы 20 февраля — Последовательность действий при осуществлении закупки