Версия для печати 3202 Материалы по теме
Первые итоги ФКС
Контрактная система госзакупок действует без сбоев

С начала этого года вступил в силу новый закон о Федеральной контактной системе. О первых итогах работы ФКС и о том, что еще предстоит сделать, заместитель министра экономического развития Евгений Елин рассказал в интервью «Российской газете».

Количество жалоб сократилось

Минэкономразвития ежедневно получает статистику по количеству обращений. В последние два месяца их число резко упало. Если сразу после Нового года было порядка 15 тыс. обращений в день, то в феврале-марте всего около 8 тыс. ежедневно. Относительно мало закупок сейчас потому, что сотрудники закупочных подразделений — люди опытные, и они провели массированные закупки еще по 94-му закону.

Сам закупочный этап сложнее не стал, появилось лишь обязательное планирование. Хотя эффективные хозяйственники и раньше планировали свои закупки. Кроме того, если планированием должен заниматься непосредственно сам заказчик, то закупку может проводить контрактная служба либо другое уполномоченное ведомство. К примеру, комитет по здравоохранению региона планирует закупку лекарств, а уполномоченный орган субъекта уже непосредственно закупает.

Единый каталог товаров

Каталог мы вводим с 2017 года. Рассчитываем, что к этому времени каталог охватит если не все 100%, то основной объем закупаемых заказчиками товаров, работ, услуг. Это упростит работу заказчиков и контрактных служб. Им надо будет просто обращаться к меню и выбирать стандартный вид закупок.

Недобросовестные заказчики часто выдумывали различные сложные названия и тем самым «прятали» заказ: бензин называли прозрачной горючей жидкостью для заправки машин, использовали готические шрифты, латиницу. А теперь поставщик будет понимать, по каким ключевым словам он должен искать интересующие его позиции. Причем по-другому этот вид товаров или услуг назваться уже не сможет. С точки зрения властей каталоги станут элементом нормирования.

Нормирование предметов роскоши

В полном объеме нормирование можно будет завершить только после создания каталога: нормировать можно что-то конкретное. К середине года будут готовы основные требования по нормированию. При этом оно, скорее всего, будет не столько в денежном виде, сколько в натуральном.

Наиболее часто встречающийся вопрос — это дорогие или дешевые машины. До того, как перейти к ценам, надо будет определить, какие есть категории госслужащих, какие у них задачи стоят, для чего им нужен этот транспорт. А цены будут уже производной величиной.

Общественный контроль

Речь идет в первую очередь об общественном обсуждении крупных сделок. Для федеральных закупок порядок такого обсуждения мы отработали в 2012-2013 годах. С 1 января 2014 года общественное обсуждение закупок свыше 1 млрд рублей стало обязательным для всех заказчиков. При этом регионы вправе снизить планку. Ряд крупных закупок — например, закупки хладреагентов более чем на 10 млрд рублей — уже был отменен, то есть система работает.

Общественные обсуждения были и до этого. Отличие сейчас в том, что, во-первых, обсуждение начинается раньше — на этапе планирования. Во-вторых, появилась возможность отмены закупок по результатам обсуждения. В-третьих, будет обязательный очный этап, и притом сформулировано, где он должен проходить. Это возможно только по месту нахождения заказчика.

Мы в ближайшее время планируем также организовать экспертный совет. Вести работу совета предполагаем публично, через интернет-портал. Его деятельность будет направлена, в том числе на оценку хода внедрения контрактной системы (не только на федеральном уровне, но и на уровне субъектов, муниципальных образований). Мы говорим не только о контрактной системе, но и о закупках госкомпаний по 223-ФЗ.

Ранее

Более 70% крупных госзакупок проводится с ограничением конкуренции

Государство в 2013 году на госзакупках потеряло 265 млрд руб — исследование

Эффективное управление закупками под контролем

Поделиться