Абсолютное большинство (88%) иностранных компаний считают российский рынок недвижимости привлекательным для инвестирования, пишет «Российская газета» со ссылкой на исследование Ernst&Young. Согласно отчету , особенно востребованной в 2014 году будет жилая недвижимость — в него потенциально готовы вложиться 72% опрошенных инвесторов.
Слабая поддержка со стороны государства
Впрочем, на практике иностранцы предпочитают вкладывать средства в России в офисную, торговую и складскую недвижимость. Причем инвестиции осуществляются, как правило, в готовые объекты. По данным компании Jones Lang LaSalle, из $3,7 млрд вложенных зарубежными компаниями средств в российскую недвижимость доминировали инвестиции в бизнес-центры и склады, они составили в совокупности 88,4% от объема инвестиций во все сектора недвижимости. В то же время инвестиции в жилье не превысили 0,7%.
Мотивы поведения бизнесменов понятны. Риски при строительстве жилья в разы выше, чем при управлении готовым бизнес-центром, заполненным арендаторами. Еще меньше иностранцы заинтересованы в проектах комплексного освоения новых территорий, когда девелоперу помимо прочего приходится самостоятельно решать вопросы подведения сетей и строительства всей инфраструктуры.
За рубежом подобные проекты в преимущественно осуществляются в рамках государственно-частного партнерства (ГЧП). Государство на выбранном для строительства участке подготавливает всю необходимую исходно-разрешительную документацию, инженерную инфраструктуру, обеспечивает транспортную доступность и только потом привлекает застройщика.
Есть и альтернативный вариант взаимодействия, когда на этапе проектирования все участвующие в проекте стороны — власти, застройщики, сетевые компании, поставщики услуг ЖКХ — определяют, кто из них, что именно и в какие сроки реализует. Значительная часть переговоров ведется до вхождения инвестора в проект, благодаря чему он не теряет деньги из-за вынужденных простоев в строительстве по вине контрагентов.
Инфраструктурные проекты инвесторам пока тоже не интересны
В России дорожно-транспортная инфраструктура преимущественно финансируется за счет государственных средств. Зарубежные страны, напротив, демонстрируют активность частных инвесторов в этой сфере. По данным Deloitte, в Великобритании 10% всех инвестиций в дорожно-транспортную инфраструктуру — средства частных инвесторов, в Канаде 20% новой инфраструктуры разработано, построено и управляется частным сектором. А в Индии этот показатель с учетом ГЧП достигает рекордных 75% ($35,5 млрд.)
В России для бизнеса, причем как для отечественного, так и зарубежного, главным барьером на пути вложений в строительство инфраструктуры являются длительные сроки окупаемости — McKinsey Global Institute оценивает их в среднем в 15 — 20 лет. В коммерческой недвижимости этот показатель обычно в два раза ниже.
Повысить интерес частных инвесторов к строительству инфраструктуры могут преференции со стороны государства. В частности, налоговые льготы, облегчение процедур получения разрешительной документации, считают эксперты. В отдельных случаях увеличить рентабельность инфраструктурных проектов возможно за счет введения опций более эффективного использования участков. Так, строительство социального подземного многоуровневого паркинга для улучшения транспортной ситуации в городе можно стимулировать предоставлением девелоперу права возведения над ним торгового или офисного центра, отмечают игроки рынка.