Прошедший год для России был непростым с экономической точки зрения. Завершился ряд крупномасштабных инвестиционных проектов: подготовка и проведение ХХII зимних Олимпийских игр в Сочи, строительство газо- и нефтепроводов, освоение и обустройство нефтегазовых и нефтяных месторождений. «Эти и другие факторы не могли не сказаться на экономике страны, — отметил руководитель ФНС М. В. Мишустин на итоговой коллегии ведомства, — однако налоговая служба справилась с поставленными задачами — обеспечила рост налоговых поступлений и выполнение показателей, предусмотренных законом о федеральном бюджете на 2013 год».
В 2013 году значительно замедлился рост макроэкономических показателей. В частности, рост ВВП снизился с 3,4% до 1,3%, рост промышленности — с 2,6% до 0,3%, инвестиции в основной капитал после роста в 2012 году на 6,6% сократились на 0,3%, сальдированный финансовый результат организаций в 2012 году вырос на 8,8%, а за январь — ноябрь 2013 года снизился на 15,6%, убытки увеличились в 1,6 раза. Тем не менее в консолидированный бюджет страны в 2013 году поступило 11,3 трлн руб., что на 3,4% больше, чем в 2012 году. В федеральный бюджет поступило 5,4 трлн руб., что выше 2012 года на 3,9%.
Замедление роста экономики стало основным фактором, оказавшим влияние на поступление двух бюджетообразующих налогов — налога на прибыль и НДС. Поступления налога на прибыль в 2013 году в консолидированный бюджет РФ составили почти 2,1 трлн руб., что на 12% меньше, чем в 2012 году, поступления НДС — около 1,9 трлн руб. и соответствуют уровню предыдущего года.
Правомерность возмещения НДС
На снижение темпов поступления НДС повлиял рост объемов его возмещения из бюджета. Для нивелирования ситуации с растущим объемом возмещений по НДС было подписано распоряжение Правительства РФ о предоставлении в ФНС России крупнейшими компаниями с государственным участием информации о поступлении (возмещении) НДС и налога на прибыль с пофакторным анализом. Как отметила руководитель УФНС по городу Москве М. В. Третьякова на итоговой коллегии управления, увеличение объемов экспорта и поставок нефти и нефтепродуктов, кредитование лизинговых компаний, реализация крупномасштабных инвестиционных проектов, связанных со строительством социально значимых и олимпийских объектов, дали прирост объемов возмещений в сумме более 34 млрд руб. Поэтому большое значение налоговая служба уделяла и уделяет вопросам недопущения необоснованного возмещения из бюджета и проверяет реальность проведенных сделок и завершенных проектов.
В Подмосковье, как было отмечено на итоговой коллегии УФНС по Московской области, налог на добавленную стоимость в 2013 году обеспечил 86% от общего вклада региона в федеральный бюджет, при этом также наблюдался рост заявленных к возмещению сумм, что обусловлено реализацией в регионе крупных инвестиционных проектов. Сумма фактически возмещенного НДС за истекший год составила 38 млрд руб. «В то же время суммы НДС, — говорит руководитель территориального подразделения ФНС Е. В. Макарова, — по которым налоговыми органами вынесены решения об отказе в возмещении с учетом сумм, отмененных вышестоящими налоговыми органами и судами, составили около 2 миллиардов рублей, превысив показатель 2012 года на 100 миллионов, что не может не свидетельствовать об улучшении качества мероприятий налогового контроля». В результате проводимой налоговыми органами контрольно-аналитической работы в 2013 году налогоплательщики Московской области самостоятельно уменьшили сумму НДС, ранее заявленного к возмещению, на 2,3 млрд руб., что почти на треть превышает уровень 2012 года.
Контроль за прибылью
Стагнационные процессы в экономике, повлекшие снижение объемов производства продукции при умеренном потребительском спросе и оказывающие негативное влияние на темп поступления налога на прибыль, вызывают необходимость совершенствовать механизмы администрирования этого налога. В этой связи основной задачей налоговиков остается выявление налогоплательщиков, минимизирующих налогооблагаемую прибыль. В данном направлении налоговыми органами разработан системный подход к проведению контроля за предприятиями. Проводятся выездные налоговые проверки, которым предшествует углубленный анализ налоговой и бухгалтерской отчетности. Итогом работы московских налоговиков стало уменьшение заявленных налоговых убытков на 189,4 млрд руб., что в 1,3 раза превысило уровень 2012 года. В результате было доначислено 2,5 млрд руб.
Активно работали комиссии по легализации объектов налогообложения и в Московской области. Налоговыми органами на комиссии в течение года было приглашено более 9 тыс. налогоплательщиков, из них 4 тыс. — убыточные предприятия. В результате 1,5 тыс. налогоплательщиков перестали заявлять убытки, а почти 3 тыс. уточнили налоговые обязательства по налогу на прибыль. Сумма самостоятельно уменьшенных налогоплательщиком убытков составила 11 млрд руб., что на 2 млрд руб. превышает уровень предыдущего года. Сумма самостоятельно увеличенной базы для обложения налогом на прибыль составила более 400 млн руб. Кроме того, на 1,7 млрд руб. уменьшено убытков в результате налоговых проверок.
Рост НДФЛ
Позитивный тренд наметился в администрировании таких налогов, как НДПИ — поступления в целом по России увеличились на 4,7% и НДФЛ — на 10,5%. И в Москве, и в Московской области наибольший прирост дал налог на доходы физических лиц. В Московской области поступления НДФЛ увеличились на 11,5 млрд руб. Для качественного администрирования этого налога налоговая служба, как сказала Макарова, тесно взаимодействует с органами власти, проводит работу по привлечению к постановке на учет подразделений организаций других субъектов РФ, работающих в регионе. В результате проведенной совместной работы на учет поставлено более 1,9 тыс. организаций. Постоянно в зоне внимания налоговиков находятся работодатели, выплачивающие среднюю заработную плату ниже среднеотраслевого уровня. В прошлом году УФНС по Московской области приглашало на заседания межведомственных комиссий более 2,6 тыс. работодателей. Результат — дополнительное поступление в бюджет около 100 млн руб. На комиссиях также заслушаны работодатели, не перечислившие в бюджет налог с фактически выплаченной заработной платы, после чего в качестве погашения налоговой задолженности в бюджет поступило более 1,3 млрд руб.
В Москве темпы роста поступления НДФЛ составили 111,7%. Одним из резервов увеличения поступления этого налога является привлечение физических лиц к декларированию доходов, полученных от продажи недвижимого имущества, транспортных средств, долей в уставном капитале, сдаче
жилья в аренду. В результате проведенных мероприятий в 2013 году дополнительно привлечено к декларированию доходов от указанной деятельности почти 112 тыс. физических лиц, что принесло в бюджет около 1 млрд руб.
Имущественные налоги
Рост поступлений по имущественным налогам составил 15%. Поступления по транспортному налогу, несмотря на введение льгот в ряде субъектов РФ, выросли на 18%, по налогу на имущество физических лиц — на 26%. Высокие темпы обусловлены как оптимизацией налоговых льгот, ежегодно проводимой индексацией инвентаризационной стоимости, пересмотром кадастровой оценки земельных участков, так и повышением эффективности налогового администрирования.
Поступление налога на имущество организаций в Москве составило 80,5 млрд, или 110,3% к уровню 2012 года. Стабильным источником формирования областного и местных бюджетов остаются имущественные налоги и в Московской области, на их долю приходится 18% поступлений консолидированного бюджета региона. «Поступления имущественных налогов, — отметила Макарова, — напрямую зависят от актуальности баз данных, качественного информационного обмена между различными органами власти». В связи с этим в 2013 году одним из главных направлений в администрировании имущественных налогов стала работа по актуализации баз данных. Базы данных налоговой службы Московской области сверялись с информационными ресурсами регистрирующих органов. В результате почти 19 тыс. организаций уточнили налоговые обязательства на общую сумму около 1 млрд руб.
Раскрытие потенциала региона — не менее важное направление для налоговиков. В 2013 году в результате тесного взаимодействия УФНС по Московской области с региональными и местными властями в налоговый оборот дополнительно вовлечено почти 104 тыс. объектов недвижимости с оцениваемым объемом дополнительных налоговых поступлений около 300 млн руб.
Налог по кадастровой стоимости
В 2014 году вступило в силу новое положение налогового законодательства, в соответствии с которым база для исчисления налога на имущество торговых объектов, объектов административно-делового назначения, общественного питания и бытового обслуживания по решению органов власти субъектов РФ может быть установлена в размере кадастровой стоимости. Новый порядок уже с этого года ввели только Москва и Московская область. Налогообложение с кадастровой стоимости будет применяться в отношении крупных торговых центров и офисных помещений. Предполагается, что это позволит значительно увеличить налоговые поступления в бюджет. «Все крупные города мира, — отметил Мишустин, — живут на налоги от объектов недвижимости».
Борьба с офшорными схемами
Развитие цифровых технологий и размывание географических границ позволяют бизнесу применять новые схемы оптимизации налоговых обязательств, используя низконалоговые юрисдикции и офшоры. Москва — лидер по применению таких схем, здесь огромное количество компаний, которые ведут транснациональную деятельность. По некоторым экспертным оценкам, до 25% крупнейших российских частных компаний с оборотом свыше 30 млрд руб. управляются из офшора. Прежде всего это компании стратегически важных секторов экономики.
Как отметил Мишустин, у налоговых органов уже есть определенные успехи в решении проблемы применения офшорных схем для ухода от налогов. Наработаны механизмы противодействия использованию схем минимизации налога на прибыль через выплату завышенных процентов по займам, полученным от взаимосвязанных офшорных компаний, — так называемой контролируемой задолженности. Высший Арбитражный Суд поддержал позицию службы, дав определение о применении специальных норм Налогового кодекса при расчете сумм процентов по контролируемым займам, которые не могут быть отнесены на расходы налогоплательщика. Одним из инструментов по выявлению подобных схем является контроль за трансфертным ценообразованием. В 2013 году ФНС впервые получила от налогоплательщиков информацию о контролируемых сделках. Сейчас на специализированном информационном ресурсе ФНС содержится более 4,6 тыс. уведомлений о контролируемых сделках.
Сложности в применении налогового законодательства возникают в отношении интернет-торговли. Интернет-магазины, рынок которых растет примерно на
С. В. МАРТЫНЕНКО