25 апреля 2024 года
Реформы — 15 апреля 2014

Реформа местного самоуправления поможет исполнению «майских» указов

Российская Федерация

местное самоуправление, реформа, муниципалитеты, майские указы, реформа местного самоуправления

Версия для печати 3296 Материалы по теме
Вместо решения своих прямых обязанностей и приближения к народу муниципалитетам пришлось сокращать свои расходы и обязательства
Реформа местного самоуправления поможет исполнению «майских» указов

В Госдуму внесены поправки в закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». Вице-спикер Новгородской городской Думы Владислав Букетов в интервью «Российской газете» рассказал о возможностях новой реформы, а также о том, как заставить муниципалитеты эффективно работать.

Реформа местного самоуправления

Однозначно местное самоуправление (МСУ) нуждается в реформе. Все-таки 131-й закон создавался больше десяти лет назад, и это было другое время. В глазах населения муниципальная власть неотделима от государства. Но, по законодательству, это разные структуры. Это обстоятельство создает трудности для реализации государственной политики. В результате вся вертикаль власти задействована на исполнении «майских» указов президента без полноценного участия муниципалитетов. 

На сайте журнала есть библиотека статей, посвященная реформе местного самоуправления. Ознакомиться со списком материалов можно здесь.

Плюс весь объем полномочий муниципалитетов часто не обеспечен необходимым объемом ресурсов. Исправить эту ситуацию может более гибкое распределение полномочий и ресурсов между региональной властью (государственной) и МСУ. Вот для этого и нужна реформа, иначе высоки риски неисполнения указов.

Провал реформы 2003 года

В 2003 году параллельно с 131-м законом появилась бюджетная реформа, предполагающая уравнительно-распределительную бюджетную систему. Она выстроила жесткую бюджетную вертикаль власти, которая изымала средства местного бюджета «наверх», для централизованного перераспределения «вниз» с помощью дотаций, госпрограмм, субсидий и т.д. Поэтому «бедные» муниципалитеты могли получать финансирование за счет зарабатывающих, «богатых» муниципалитетов. Таким образом, муниципальные образования были лишены стимула к развитию. Вместо решения своих прямых обязанностей и приближения к народу муниципалитетам пришлось сокращать свои расходы и обязательства.

Как повысить эффективность?

Добиться эффективной работы муниципалитетов, можно через расширение и совершенствование полномочий органов представительной власти, то есть городской думы и ее депутатов. Управление, осуществляемое мэром, должно быть интегрировано в общую структуру городской власти.

Конечно, политикой должен заниматься депутатский корпус, а городским хозяйством — глава города и его команда. Такое распределение политических и хозяйственных функций приблизит власть к народу и повысит ее ответственность перед избирателями.

Опыт властей в Великом Новгороде

В прошлом году у нас состоялись муниципальные выборы и был переизбран на новый срок мэр города, обновился состав более чем половины городской думы. Депутаты, прошедшие эту избирательную кампанию, пришли с новой повесткой, с новыми пожеланиями.

Кто лучше слышит горожан? Мэр или городская дума? У мэра есть представительские функции, его выбрали горожане, но депутаты обеспечивают обратную связь с жителями города. Разрешение этого противоречия состоит в разграничении функций власти. Выражать мнение горожан должна представительная власть — городская дума, а администрация города должна заниматься исключительно хозяйственными функциями, которые могли бы контролироваться представительными органами власти и замыкаться на органах государственной власти.

Реформа, в первую очередь, направлена на поддержание интересов жителей, она создает условия для народного самоуправления.

Поделиться
Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно