Андрей Александрович ХРАМКИН, директор Института госзакупок
Ольга Константиновна ЛИСОВЕНКО, ведущий юрисконсульт экспертно-консультационного центра Института госзакупок
Российским, белорусским и казахстанским товарам предоставлены одинаковые преференции в сфере государственных и муниципальных закупок. С этой целью издан приказ Минэкономразвития России от 25 марта 2014 года № 155 «Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
ДВА ПЛЮС ОДИН
Государственный заказ является одним из мощнейших механизмов стимулирования как макро-, так и микроэкономических процессов в современном государстве и в той или иной форме активно используется целым рядом стран, в том числе и государствами с высокими экономическими показателями, как мера поддержки отечественных производителей и поставщиков. Российская Федерация в данном случае не является исключением. Ранее в рамках Закона №
Реализуя названные полномочия, Минэкономразвития России ежегодно начиная с 2008 года издает приказ, согласно которому даются преимущества товарам российского, белорусского и с 2014 года еще и казахстанского происхождения. При этом министерство не ограничивает возможность поставщиков, предлагающих иностранные товары, принимать участие в российских закупках для государственных и муниципальных нужд. Соответствующими приказами устанавливаются лишь определенные преимущества при сравнении предложений и выборе победителя закупки для лиц, предлагающих к поставке российские, белорусские и казахстанские товары. При этом не играют роли форма собственности, место нахождения, место происхождения капиталов участника закупки, принципиальным является именно то, товар чьего производства предлагает поставщик.
Министерство экономического развития РФ 25 марта 2014 года издало приказ № 155 «Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», который будет действовать до 31 декабря 2015 года. Далее, вероятно, названный документ будет скорректирован с учетом уровня развития промышленности и сложившейся ситуации на товарных рынках России.
РЕАКЦИЯ ЗАПОЗДАЛА
По сравнению с ранее действовавшими в рамках Закона №
Что касается самого механизма предоставления преференций, то по существу он не изменился. В конкурсе и запросе предложений при оценке заявок к предложениям с товарами российского, белорусского или казахстанского происхождения применяется понижающий коэффициент в размере 15%, но контракт заключается по предложенной участником цене. В аукционе если победитель предлагает иностранный товар (за исключением белорусских и казахстанских товаров), то при заключении контракта цена снижается на 15%.
Что же касается списка товаров, в отношении которых установлены преференции, то данный перечень формировался с учетом предложений Минпромторга России по ключевым направлениям поддержки отечественной промышленности. Например, включение в перечень широкой номенклатуры фарфоровой продукции является пусть несколько запоздалой, но логичной реакцией на ежегодный рост импорта дешевой фарфоровой продукции, в первую очередь из Китая, что уже повлекло за собой банкротство ряда российских фарфоровых заводов.
Меры защиты отечественного пищепрома направлены на снижение доли импорта и соответствуют утвержденной президентской Доктрине продовольственной безопасности Российской Федерации (утверждена указом Президента РФ от 30 января 2010 года № 120). Преференции российским лекарствам и медицинским изделиям прямо предусмотрены новой государственной программой «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности на
Любопытно, что Минпромторг России на этапе подготовки приказа № 155 рекомендовал установить преференции при закупке лекарственных средств в зависимости от стадии технологического процесса производства в диапазоне от 15% до 40% (как механизм, стимулирующий российских производителей осваивать современные технологии производства, а иностранных производителей — локализовать производство в России). Для поддержки производителей фарфоровой посуды предлагалось установление преференции в размере не менее 25%. Однако в данной редакции документ утвержден не был.
А ПЛАНОВ МНОГО
Государством были выявлены важные для отечественной экономики направления, где российские компании по тем или иным причинам не справляются с иностранными конкурентами (по ценовым причинам, как в случае с фарфором, или по технологическим, как в случае с медициной), и по этим направлениям был поставлен дополнительный барьер для зарубежных товаров. Вместе с тем установление таких условий допуска, как преференции в цене, не единственный механизм ограничения присутствия иностранных товаров на российском рынке государственного и муниципального заказа. Помимо этого Закон о контрактной системе предусматривает и возможность установления запретительных мер.
Так, в планах Минпромторга России (соответствующий проект постановления Правительства РФ уже обсуждается) — установление запрета на закупки иностранных медицинских изделий для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Под запрет может попасть жизненно необходимая медтехника: импортные томографы, флюорографы, рентгеновские комплексы, дефибрилляторы, инкубаторы для новорожденных. Еще одной из запрещенных позиций могут стать иностранные автомобили, причем помимо легковых машин в проект перечня входят грузовые автомобили, дорожные тягачи для полуприцепов, автобусы, троллейбусы, специальные коммунальные автомобили, краны, трубоукладчики, разгрузчики и погрузчики, самоходные машины, прицепы и полуприцепы, трамвайные вагоны. Проект постановления правительства также предусматривает допуск к государственным и муниципальным закупкам только соответствующих товаров российского, белорусского и казахстанского производства.
Установление таких условий допуска, как преференции в цене, не единственный механизм ограничения присутствия иностранных товаров на российском рынке государственного и муниципального заказа |
Представляется, что основным эффектом и результатом политики по поддержке отечественных, а также белорусских и казахстанских товаров станет укрепление позиций на рынке производителей таких товаров, расширение возможностей для их участия в государственном и муниципальном заказе и, как следствие, увеличение рынка сбыта. Кроме того, издание приказа № 155 имеет и определенный политический аспект. В последние годы Россия предпринимает активные шаги по созданию общего экономического пространства с рядом государств СНГ, в первую очередь с Белоруссией и Казахстаном, и предоставление преимуществ белорусским и казахстанским товарам при проведении закупок для обеспечения российских государственных и муниципальных нужд является весомым шагом по формированию общего экономического пространства трех стран.
ПРЕФЕРЕНЦИИ С ПОСЛЕДСТВИЯМИ Юлия Игоревна ОБАЛЯЕВА, руководитель дирекции по развитию ЗАО «Сбербанк-АСТ» Основная проблема приказа № 155 заключается в том, что он применятся только в случае, если поступили заявки, содержащие предложения о поставке товаров из стран Таможенного союза. Знать о поступлении заявок с преференциями не могут ни организатор закупки, ни ее участник. Если при проведении конкурса или запроса предложений наибольшая неприятность для участника — это проигрыш, то при проведении электронного аукциона ситуация полностью противоположна. Механизм предоставления преференции при проведении конкурса и запроса предложений будет приводить к меньшему снижению суммарной оценки заявки. Это связано с применением неценовых критериев. На стадии подачи заявки в аукционе ни участники, ни заказчик также не могут знать о заявках с преференциями. Об этом знает только участник, подавший такую заявку. Таким образом, участник, подавший заявку, содержащую предложение о поставке товара из иностранного государства, не знает, будет ли предложенная им цена снижена на 15%. Иными словами, делая последнее предложение о цене на аукционе, участник должен постоянно держать в уме возможность снижения его цены на 15%, потому что отказ от заключения контракта приведет к внесению такого участника в Реестр недобросовестных поставщиков. Такую ситуацию можно исключить, если дать победителю право в подобной ситуации без каких-либо негативных последствий отказаться от заключения контракта. О других болевых точках приказа. Подпункт «а» пункта 8 указывает на возможность комбинированных лотов, что может использоваться |