На субфедеральном уровне, в частности в Краснодарском крае, сегодня можно выделить три приоритета бюджетной и налоговой политики. Во-первых, это увеличение налогового потенциала и обеспечение роста собственных доходов консолидированного бюджета. Для выполнения этой задачи в регионе реализуется комплекс мер, направленных на развитие налогооблагаемой базы, государственную поддержку бизнеса, привлечение инвестиций, на улучшение качества администрирования доходов, а также система организационно-административных, контрольных и фискальных мер. Во-вторых, повышение эффективности бюджетных расходов. И в-третьих, высокоэффективная долговая политика.
Рост налогооблагаемой базы
В непростых условиях 2014 года экономика Кубани развивалась опережающими темпами по сравнению со среднероссийскими показателями. Драйверами роста в 2014 году стали транспортный и курортный комплексы, а также потребительская сфера, получившие дополнительный стимул к развитию в период проведения Олимпиады и российского этапа «Формулы-1».
Итоги года в сфере туризма оцениваются на уровне 10% прироста, транспорта — чуть более 25%. Высокие темпы роста демонстрируют и отрасли, не получившие «олимпийского ускорения». В сельском хозяйстве темп прироста валовой продукции составил около 3%, прирост промышленного производства — 2,6%. Постолимпийское снижение объема строительных работ оказалось не столь значительным, как прогнозировалось, — всего минус 32,7%. При этом почти на 20% выросли объемы жилищного строительства — по итогам 2014 года они оцениваются на уровне 4,7 миллиона квадратных метров жилья.
Объем инвестиций в край также значительно выше первоначальных постолимпийских прогнозов — 780 миллиардов рублей, и по сравнению с 2009 годом он увеличился на 43,6%. ВРП края достиг 1,66 триллиона рублей, прирост к предыдущему году — 0,4%, а с 2009 года его объем вырос на 22,7%. За последние шесть лет индекс промышленного производства увеличился на 29,5%, объем валовой продукции сельского хозяйства — на 13,1%, услуг транспорта — на 52%, объем строительных работ и ввода жилья — соответственно на 21,2 и 21,3%. Что касается уровня жизни населения, то реальная заработная плата по сравнению с 2009 годом увеличилась на 18,7%.
Инструменты развития
Одним из важнейших инструментов развития экономики был и остается бюджет Краснодарского края. С 2009 по 2014 год доходы краевого бюджета выросли почти в 1,6 раза (с 113 до 182 миллиардов рублей), собственные налоговые и неналоговые доходы — в два раза (с 72 до 147 миллиардов рублей). В указанный период бюджетные инвестиции на капитальные вложения в объекты государственной и муниципальной собственности увеличились в 1,3 раза (с 16,2 до 20,1 миллиарда рублей в год).
Бюджет Краснодарского края даже в самых сложных условиях остается бюджетом развития. Это результат как системной работы органов власти по наращиванию собственных доходов бюджета, так и взвешенной, эффективной долговой политики, основной принцип которой: минимум рисков и максимум использования преимуществ заимствований. В Краснодарском крае в полной мере реализован классический постулат финансовой деятельности — хороший хозяин распоряжается не своими, а заемными средствами, стимулируя инвестиционное развитие и тем самым приумножая собственный капитал. Реализуя долговую политику региона, мы осторожно подходим к наращиванию госдолга и осуществляем комплекс мер по снижению долговой нагрузки на бюджет, оптимизации расходов на обслуживание долга.
На 1 января 2015 года объем государственного долга Краснодарского края составлял 136,3 миллиарда рублей, и сложился он в основном в
В
Поступления в краевой бюджет от участников олимпийского строительства в
Эффективность долговой политики
Проведенный нами анализ практики заимствований в Краснодарском крае говорит о том, что каждый заемный рубль позволил привлечь в регион
Необходимо отметить, что существующий на сегодняшний день уровень долговой нагрузки края соответствует нормативному значению, установленному Бюджетным кодексом. При этом реализуется политика сдерживания роста государственного долга. Вопрос о превышении предельного размера не рассматривается, несмотря на то что в соответствии с федеральным законодательством до 1 января 2017 года государственный долг может превышать объем налоговых и неналоговых доходов бюджета региона.
Будет полезным детально проанализировать структуру долговых обязательств. Государственный долг регионов России в большей степени представлен кредитами кредитных организаций, а это наиболее дорогостоящий вид обязательств. В Краснодарском крае основным источником заимствований являются бюджетные кредиты из федерального бюджета, затраты на обслуживание которых минимальны. В 2012 году в соответствии с федеральным законодательством проведена реструктуризация обязательств края по кредитам федерального бюджета на общую сумму 37,3 миллиарда рублей на условиях отсрочки их погашения до 2023 года с рассрочкой до 2032 года. Ставка платы снижена до 0,5% годовых. По итогам 2014 года в структуре государственного долга доля бюджетных кредитов составила 46%, коммерческих кредитов — 39%, государственных ценных бумаг Краснодарского края — 6%, государственных гарантий Краснодарского края — 9%. Высокий удельный вес бюджетных кредитов в объеме долга характеризует край как перспективный регион, поддерживаемый федеральными органами власти.
К использованию других инструментов заимствований край подходит взвешенно. Банковские кредиты привлекаются Краснодарским краем на среднесрочный период —
Эмиссия государственных ценных бумаг является одним из механизмов инвестиционного развития края и источником привлечения долгосрочных ресурсов. Использование государственных гарантий по обязательствам третьих лиц позволяет создать условия для привлечения инвесторов, развития экономического потенциала края, увеличения налоговых поступлений в бюджет и при этом не влечет дополнительных бюджетных расходов, связанных с обслуживанием долга. Наличие в структуре государственного долга Краснодарского края разных видов долговых обязательств и распределение по годам выплат по их погашению снижает бюджетные риски, связанные с существующим объемом долга.
В крае применяются различные инструменты управления государственным долгом: оптимизация структуры долга; минимизация стоимости обслуживания долга; гибкое распределение бюджетной нагрузки, связанной с обслуживанием долга, исходя из сроков погашения долговых обязательств. Все это позволяет привлекать дополнительные финансовые ресурсы без риска потери платежеспособности и финансовой устойчивости края.
Экономический рост и оптимизация долга
Есть все основания полагать, что у экономики Кубани хватит запаса прочности, чтобы пережить период геополитической и экономической турбулентности. Мы рассчитываем, что в 2015 году в крае удастся избежать отрицательных темпов роста экономики, а неизбежное постолимпийское снижение объемов в строительстве будет компенсировано ростом в других отраслях. Согласно прогнозу в 2015 году темп прироста промышленного производства составит 5,5%, рост объемов транспортных услуг, связи, оборота розничной торговли — от 3 до 6%. На опережение будет работать экономика края и в среднесрочной перспективе до 2017 года. Ожидается, что в 2017 году объем ВРП края превысит 2 триллиона рублей и относительно 2013 года возрастет на 9,3%.
Важнейшими задачами в сфере управления государственным долгом в период
В целях оптимального выбора долговых инструментов для финансирования дефицита краевого бюджета и (или) погашения долговых обязательств планируется ежегодно анализировать условия и результаты размещения государственных ценных бумаг субъектов РФ и привлечения кредитов от кредитных организаций. В связи с поэтапным погашением в