Закон о контрактной системе, который сменил в 2014 году закон о госзакупках 94-ФЗ, пока не сделал систему государственного заказа более эффективной. Как пишет газета «Ведомости», такие данные приводятся в докладе Высшей школы экономики «О системе закупок».
Институт приводит следующие факты. Доля закупок (если считать по объему затрат) у единственного поставщика осталась в 2014 году на уровне в 64,3% при госзаказе и 62,3% при муниципальном заказе. Эксперты ВШЭ называют этот способ закупки наиболее коррупционным. При этом конкуренция на торгах не выросла - в среднем на один тендер приходится две заявки.
Высокой остается доля конкурентных процедур, признанных несостоявшимся. Показатель составляет около 40%. При этом экономия на госзаказе упала по сравнению с 2013 года. В общей сложности в 2014 году было сэкономлено 3,8% средств против 6,9% в 2013-м.
Эксперты ВШЭ использовали статистику Росстата.
Мнение Счетной палаты
Ранее похожие выводы озвучила Счетная палата. По данным контрольного ведомства, после вступления в силу закона о контрактной системе экономия при проведении госзакупок снизилась с 7 (в 2013 году) до 5% (в 2014 году). Негативные тенденции отмечались по всем уровням проведения и способам осуществления закупок.
В Счетной палате объяснили ухудшение показателей недостатками нового закона о контрактной системе. Отмечалось, что он не изменил подходы и требования, установленные прежним законодательством. В результате целей, которые изначально ставились перед новым законодательством, достичь не удалось.
Так, не решена задача по пресечению необоснованных закупок: аудиторы Счетной палаты выявили целый ряд тендеров на товары с избыточными потребительскими свойствами (например, автомобили класса люкс). Кроме того, не удалось избавиться от коррупционных рисков.
В течение 2014 года Счетная палата провела более 100 контрольных мероприятий по проверку государственных закупок. В результате было выявлено 276 нарушений законодательства на общую сумму 39,6 млрд рублей.