Версия для печати 2187 Материалы по теме
В некоторых регионах стоимость работ по энергетическому обследованию сильно завышена
Вывод активистов ОНФ: закон об энергоэффективности не эффективен

Из-за формального исполнения Закона № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» государство теряет колоссальные средства. К такому выводу пришли активисты Общероссийского народного фронта, проанализировав закупки по проведению обязательного энергетического обследования объектов бюджетной сферы.

Выяснилось, что в ряде случаев затраты на обеспечение энергоэффективности учреждений в разы превышали типовые рыночные предложения. Так, например, Департамент жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы потратил более 2,4 млн рублей на проведение комплексного энергоаудита здания в Богоявленском переулке. 

Активисты ОНФ отмечают, что в данном случае стоимость работ по энергетическому обследованию сильно завышена: в Москве, а также в других регионах стоимость подобных услуг составляет порядка 600 тысяч рублей за объект.

Также отмечаются большой ценовой разброс на энергоаудит похожих объектов в разных регионах страны. Так, например, на изготовление и согласование энергопаспорта cредней образовательной школы №546 Санкт-Петербурга планировалось потратить 254,3 тыс. рублей. А в Усть-Удинском районе Иркутской области на энергетическое обследование 12 школ – 547 тыс. рублей. 

Фактически же контракт был заключен в Санкт-Петербурге за 33 тыс. рублей за одну школу, а в Иркутской области – за 7166 рублей (или 86 тыс. рублей за 12 школ). По мнению активистов причиной ценового разброса может служить не только халатность самих заказчиков, которые в большинстве закупок не прописывают необходимый объем работ по энергоаудиту. 

«Проблема в том, что нормативными документами и действующими методическими указаниями не определены количество измерений и порядок ценообразования при проведении энергоаудита, — объясняет эксперт ОНФ, член правления инфраструктурного альянса «Росинфра» Александр Борисов. — Следовательно, в различных регионах начальная максимальная цена контрактов определяется разными методами». 

Плюс ко всему активисты ОНФ проверили качество уже проведенных энергообследований, всего было проанализировано 255 энергетических паспортов муниципальных объектов городах Пенза, Белинского и Бековского районов Пензенской области. По ряду объектов не были прописаны затраты на внедрение энергосберегающих мероприятий, например по снижению потребления газа и воды.   

Зачастую в энергопаспортах обозначены типовые энергосберегающие мероприятия: установка приборов учета, индивидуальных тепловых пунктов, промывка систем отопления, установка отражающих экранов, замена окон, внедрение энергосберегающих систем освещения – без учета особенности систем электроснабжения и режимов работы различных бюджетных организаций. 

«Это говорит о том, что энергоаудит в большей части проводился «дистанционно» либо визуально без инструментального обследования, необходимого для оценки текущего состояния элементов энергосистем, выявления очагов потери энергоресурсов, — считает Борисов, — Не были предложены также мероприятия на конкретные технологическое процессы, оборудование».

«Мы на конкретных примерах увидели, почему активисты ОНФ считают проваленными плановые мероприятия по повышению энергоэффективности бюджетных организаций и общему снижению объемов потребления всех видов энергии на 15% к 2015 году», — прокомментировал результаты исследования Антон Гетта руководитель Дирекции проекта Общероссийского Народного Фронта «За Честные Закупки». 

То что данный федеральный закон исполняется формально, в масштабах страны приводит к колоссальным бюджетным потерям. Именно поэтому ОНФ заявил о необходимости совершенствования Закона № 261-ФЗ, дополнения его нормативными документами и эффективными методическими указаниями, которые в том числе установили бы порядок ценообразования при проведении энергоаудита. 

«С соответствующими предложениями мы в ближайшее время обратимся в Минэнерго России», – подытожил Антон Гетта.

Поделиться