Версия для печати 3284 Материалы по теме
Объем расходных полномочий, закрепленный за регионами, отчасти является непосильным, считает Татьяна Голикова
Татьяна Голикова о состоянии региональных бюджетов и повышении эффективности расходов

На сайте Счетной палаты России опубликованы основные тезисы выступления главы ведомства Татьяны Голиковой на итоговой пресс-конференции. Мы размещаем часть материала, посвященную федеральному и региональным бюджетам, без изменений.

Влияние майских указов Президента на сбалансированность бюджетов регионов

Следующая тема, которая является для нас сверхчувствительной, – это состояние региональных бюджетов. К сожалению, предварительные итоги, которые мы сейчас подводим, свидетельствуют пока об ухудшающейся динамике бюджетов регионов. Мы, к сожалению, зациклились на том, что в структуре государственного долга регионов существенный объем занимают коммерческие кредиты, и что нужно заместить их бюджетными кредитами.

Однако, по нашему мнению, коммерческие кредиты - это следствие, а изучать надо причину: для чего в таком объеме коммерческие кредиты регионам? Видимо тот объем расходных полномочий, который сегодня за ними закреплен, отчасти является непосильным. Между Счетной палатой и Минфином возник профессиональный спор на тему: сколько стоят указы Президента от 7 мая 2012 года. Так, Минфин говорит, что они стоят 700 млрд. руб., а по информации регионов эта цифра существенно больше, например, на 2015 г. - 2,8 трлн. руб. Вот кто и как определил, сколько на сегодняшний день стоят указы Президента? К сожалению, никакой координирующей работы в этой части на федеральном уровне нет.

Министерство финансов считает, что не нужно вмешиваться в полномочия субъектов, в том числе с точки зрения того, как они оценивают стоимость майских указов Президента. Мы придерживаемся принципиально другой позиции: чтобы оценить исполняемость майских указов к установленным срокам, надо понимать, сколько они стоят, и хватит ли денег на это. И когда я задаю Минфину вопрос, откуда они взяли 700 млрд., они отвечают: мы посчитали по нормативам. По каким нормативам, по средним? Ответ: ну вот, по каким-то там нормативам посчитано. Я это вам вполне серьезно говорю. Поэтому сейчас это предмет нашей работы, чтобы все-таки понять, как на сегодняшний день складывается ситуация в этой области, и насколько реалистично исполнение указов Президента.

Я не сторонник того, что на сбалансированность бюджетов регионов повлияли только «майские» указы Президента. Вот, например, рост государственного долга регионов начался еще в 2012 г., когда указы Президента еще даже не начали реализовываться. Поэтому наша ключевая задача - выработка предложений по этой теме, так как она существенным образом влияет на общую сбалансированность бюджетной системы.

Об Антикризисном плане Правительства

У нас уже сформировался подход к тому, как мы смотрим реализацию мероприятий Антикризисного плана. Формально Антикризисный план Правительства выглядит таким образом: мероприятие и дата выпуска постановления Правительства, либо внесение законопроекта в Государственную Думу. Если это соблюдено, то формально исполнено. Мы оцениваем по-другому, по результатам, которые нужно было достигнуть благодаря реализации мероприятия. 

То есть мы смотрим, выпущен или не выпущен нормативный документ, как финансируются расходы, которые были предусмотрены на реализацию, с каким опозданием, как быстро они доходят до конечного получателя, и что конечный получатель в итоге с этими деньгами делает. Есть ли реальный результат от этого действия или его в принципе нет. Мы считаем, что оценка любого антикризисного мероприятия должна быть на протяжении всей жизни его реализации. И поэтому мы, когда докладывали по итогам I полугодия и за 9 месяцев, специально акцентировали внимание на том, что у нас будут расхождения с оценками Правительства.

Все мероприятия имеют как минимум среднесрочную, как максимум - долгосрочную перспективу. По статистике мы не видим каких-то серьезных результатов, которые мы достигли. Я думаю, что можно считать, что мы приняли какие-то решения, которые будут способствовать последующему импортозамещению.

Об импортозамещении

Когда Правительство сформулировало план по импортозамещению, оно, наверное, до конца еще не оценивало ситуацию по каким сферам нужно больше государственной поддержки и т.д.

Посмотрим на планы по импортозамещению. Их 20. Минпромторг, например. В нем 2300 позиций. Мы точно знаем, что по 462 делаются какие-то мероприятия. Сколько этот план может стоить? Аналитическая оценка 2,5 трлн. руб., при этом 1,9 трлн. приходятся на предприятия и их заимствования, 600 млрд. на средства бюджета. Пока нет, как это распределяется по годам. Но мы точно должны быть реалистами, мы же видим структуру нашего бюджета 2016 г.и понимаем, что пока таких ресурсов в бюджете нет.

Мне кажется, что ключевым является другое. Мы получили данные 2015 г., они уже сейчас - даже за 9 месяцев - говорят о том, что мы должны внести изменения в свои планы. Даже при тех ограниченных финансовых ресурсах выбрать приоритеты. Выбрать то, что нам необходимо в краткосрочной и среднесрочной перспективе и что может подождать.

Если возвращаться к Антикризисному плану, я на самом деле не фиксирую каких-то противоречий между нами и Правительством. Мы пытаемся проследить деньги до конечного использования. В том числе это дает возможность Правительству понять, где нужно и как нужно внести какие-то коррективы. Это не значит, стопроцентный консенсус. Но то, как реагируют федеральные органы власти и само Правительство, в том числе на наши предложения, свидетельствует о том, что все-таки мы совместно работаем, решаем одну задачу.

Об остатках средств федерального бюджета

В прошлом году было 126 млрд. руб. (переходящих остатков). В этом пока не знаю. Минфин, как я уже сказала, оценил, что это будет 157 млрд. руб., может оно так и будет. Я объясню почему. В том числе по нашему настоянию была изменена схема распределения субсидий, не то что о чем мы говорили, а были установлены сроки, если субсидии не распределены, они должны быть присоединены к дотациям – то есть к прямой финансовой помощи регионам. Но были исключения

Трудно предугадать цифру, какая будет. Есть такой психологический момент, когда они лихорадочно начали использовать деньги, понимая, что ужимаются параметры 2016 г. Традиционно самыми неиспользуемыми направлениями являются дорожные. В основном это связано с тем, что в IV-ом квартале только деньги отдаются, и они естественно не могут их использовать на цели, на которые они предназначались. 

Дальше вступает такая процедура, которая традиционна - они сначала поднимаются в федеральный бюджет, а потом соответствующее министерство подтверждает целесообразность их использования на следующий год, они обратно туда уходят, потом снова проходят процедуру, которая была в начале. Когда мы пришли в новом составе у нас были проверки по дорожным субсидиям: до 3-х лет деньги не использовались, они туда-сюда ходили, прирастая год от году в зависимости от того объема, который был выделен на цели дорожного строительства. К сожалению ситуация выглядит так. Это не сгущение красок. Это знаете что: это безалаберность, неорганизованность, забюррокраченность многих процедур. А по многим процедурам, к сожалению, присутствие элементов коррупции.


Поделиться