Счетная палата считает необходимым ужесточить нормирование государственных закупок, ввести систему его контроля и мониторинга. Об этом, как сообщает «Интерфакс», заявила председатель Счетной палаты Татьяна Голикова.
По ее словам, проверки палаты показали, что у ряда госзакупщиков нет утвержденных нормативных затрат по отдельным видам товаров и услуг. Также имеет место значительный разброс начальных цен - до 10 и более раз - на одни и те виды товаров по различным государственным органам.
Например, стол руководителя у разных ведомств может стоить при объявлении закупки от 10 до 100 тысяч рублей. Сейчас в законодательстве о государственных закупках (44-ФЗ) нет норм о контроле и мониторинге системы нормирования в сфере госзакупок.
Отмечается, что за 9 месяцев Счетная палата выявила более 100 нарушений в госзакупках на 34,2 млрд рублей, и количество нарушений сохраняется. По словам Голиковой, в некоторых случаях госзаказчики обходят закон, осуществляя закупки у единственного поставщика, который при этом сам работ не ведет, а передает их на субподряд. В результате выстраивается посредническая схема - и на каждом ее уровне часть средств остается у посредников.
Татьяна Голикова считает недостаточной прозрачность закупочной деятельности государственных корпораций, которые осуществляют закупки по 223-ФЗ.
Анализ положений о закупках 10 крупнейших корпоративных заказчиков, проведенный Счетной палатой, показал, что они применяют 27 различных способов закупки, при этом каждая корпорация использует от 1 до 3 электронных площадок. Например, сказала глава ведомства, потенциальному поставщику для участия в торгах компании «Сухой» нужно ознакомиться с порядком проведения девять способов закупок и пройти аккредитацию на трех электронных площадках.
«Многообразие способов закупок, большое количество электронных торговых площадок и необходимость дополнительных финансовых затрат приводит к сокращению возможностей для участия в торгах, и, как следствие, к ограничению конкуренции», - сказала глава Счетной палаты России.
По ее словам, 223-ий закон в его нынешнем виде позволяет корпоративному заказчику устанавливать неограниченное количество случаев закупок у единственного поставщика, уходя от конкуренции. В результате, по данным Счетной палаты за первое полугодие 2015 года, при госзакупках по 44-ФЗ относительная экономия составляет 7%, а при контрактах госкорпораций (223-ФЗ) - только 0,5%. У госкорпораций также в 2,5 раза выше доля закупок у единственного поставщика.