Версия для печати 8906 Материалы по теме
В мае текущего года вступили в силу поправки в Закон от 21 июля 2005 года № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях», которые внедряют механизм частной инициативы
Концессия: перспективы частной инициативы

В декабрьском номере журнала «Бюджет» опубликован материал «Инвестиции в трубу», в котором рассказывается о сегодняшнем состоянии и перспективах концессии в ЖКХ. Мы размещаем часть материала, посвященную развитию частной инициативы в этой сфере и удачным примерам концессии в ЖКХ в регионах.

Передача концессионерам неэффективных муниципальных предприятий или сдаваемых в аренду объектов предполагает, что инициатором концессионного соглашения выступает государство или муниципалитет. Фактически госслужащие определяют, для какого проекта необходимы инвестиции, какие услуги и на каких условиях должен оказывать частный бизнес. Однако у такой схемы есть альтернатива — с предложениями по проектам могут выступать и сами инвесторы.

Материал опубликован в декабрьском номере журнала «Бюджет»

Как подписаться на журнал?

В мае текущего года вступили в силу поправки в Закон от 21 июля 2005 года № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях», которые внедряют механизм частной инициативы в концессионное законодательство. В соответствии с документом инвесторы, способные подтвердить возможность привлечь финансирование в размере не менее 5% от объема вложений, необходимых для реализации проекта, могут предложить государству заключить концессионное соглашение без проведения конкурса.

Концедент обязан в течение десяти дней после принятия решения о возможности заключения концессионного соглашения разместить на своем официальном сайте информацию об этом. В течение 45 дней другие заинтересованные инвесторы имеют право подать заявки на то же соглашение, и тогда потребуется проведение конкурса.

Эксперты высоко оценивают потенциал частной инициативы в концессии. Согласно докладу Центра развития государственно-частного партнерства (составлен вместе с группой Vegas Lex при поддержке Министерства экономического развития РФ) механизм частной инициативы сокращает сроки подготовки и заключения концессионного соглашения, а также экономит средства государства.

В целом большинство респондентов, опрошенных авторами доклада, положительно оценивают введение механизма частной инициативы. В связи с тем что концессия остается основным способом реализации ГЧП, интерес к частной инициативе достаточно высок. Однако существующая регламентация требует дальнейшего совершенствования, в том числе путем принятия подзаконных актов, так как на ряд вопросов законодательство пока не дает ответов.

Так, не понятно, как определить, какой орган будет осуществлять полномочия собственника в отношении объекта соглашения. Также участникам исследования предлагалось ответить, следует ли законодательно установить компенсации для инициатора концессии, если был проведен конкурс и в итоге был выбран другой концессионер. Большинство отметило, что это соответствует передовым зарубежным практикам.

Доклад Центра развития ГЧП дает рекомендации регионам по внедрению механизма частной инициативы в концессии у себя. Субъектам РФ необходимо закрепить порядок межведомственного взаимодействия при рассмотрении частной инициативы, если она носит межведомственный характер. Также предстоит работать над повышением компетентности специалистов органов исполнительной власти регионов и муниципальных образований в части рассмотрения предложения о заключении концессионного соглашения и объективности его оценки. Для этого, считают авторы доклада, нужно предусмотреть комплекс образовательных мероприятий.                                                                                         

Как финансовая группа в водопровод вложилась

Уже есть успешные примеры реализации концессии в ЖКХ в регионах. Один из них, по мнению Минстроя России, внедряется в Волгограде. В июне 2015 года администрация Волгограда и победитель конкурса ООО «Концессии водоснабжения» заключили договор, согласно которому концессионер в течение 30 лет обязуется оказывать услуги водоснабжения и водоотведения. В течение первых трех лет компания должна инвестировать 7 миллиардов рублей, общая стоимость проекта составляет 58 миллиардов. Срок окупаемости инвестиций составляет 15 лет при внутренней норме доходности 18,5%. При этом МУП «Горводоканал города Волгограда» продолжит свою деятельность в качестве оператора объектов и сетей водоснабжения и водоотведения на основании договора технического обслуживания.

В данном примере интересна сама процедура конкурса. Она состояла из двух этапов. Сначала комиссия провела публичный расчет дисконтированной выручки каждого из участников. На втором этапе конкурсные предложения были оценены по десяти критериям. Например, среди параметров был уровень аварий и засоров на удельную протяженность канализации, число удельных перерывов в подаче воды, удельный расчет электроэнергии и другие.

Еще один позитивный пример — концессия в Воронеже, где сети водоснабжения были переданы крупнейшему профильному частному оператору, компании «Росводоканал» (занимает около четверти российского рынка частных водоканалов и обслуживает свыше 5 миллионов человек; c 2003 года входит в состав «Альфа-групп», крупнейшим активом которой является Альфа-банк). К 2013 году, когда был заключен концессионный договор, долг от управления городским водоканалом составлял 800 миллионов рублей. Частному концессионеру удалось избавиться от долгов и начать привлекать инвестиции. Общий объем вложений к 2016 году должен составить 2 миллиарда рублей. Только за первые два года концессии аварийность сетей снизилась в три раза, удельный расход электроэнергии по водоснабжению уменьшился на 27%. На 3% упала потеря воды, число засоров снизилось на 20%.

Сейчас многие регионы связывают с концессией большие надежды. Так, Свердловская область планирует в рамках концессионных соглашений привлечь инвестиции на развитие 8,6 тысячи коммунальных объектов. В настоящее время власти муниципалитетов региона проводят инвентаризацию и технические обследования структур, планируемых к передаче по концессионным соглашениям, а также разрабатывают конкурсную документацию и проекты самих соглашений.

В области уже заключено 13 концессионных соглашений в отрасли ЖКХ на территории 11 муниципальных образований. Они охватывают такие сферы, как водоснабжение, производство тепла и электричества, обращение с твердыми коммунальными отходами. Объем частных инвестиций в проекты превышает 1,4 миллиарда рублей. В ближайшее время планируется подписать еще шесть соглашений, в муниципалитетах уже объявлены необходимые конкурсы.

Однако в регионе обращают внимание и на успех еще одного направления ГЧП — государственных гарантий. Их применение позволило реализовать проект по расширению головных сооружений водопровода Екатеринбурга. При общей стоимости проекта в 10,8 миллиарда рублей правительством области были предоставлены гарантии на 750 миллионов.

От скверов до моста

Хотя ЖКХ является основной сферой для муниципальных концессий и для этого механизма развития инфраструктуры в целом, есть интересные примеры привлечения частных средств и в другие отрасли.

Так, в Орехово-Зуеве удалось привлечь концессионера для инвестиций в городские скверы. В Череповце в концессию отдали принадлежащие городу банно-прачечные комплексы.

Самым крупным муниципальным концессионным проектом пока можно считать строительство моста через реку Обь в Новосибирске (так называемый четвертый мост через Обь). Стоимость проекта превышает 25 миллиардов рублей, пока он находится в разработке.

Региональные концессии также разнообразны: это социальная сфера (здравоохранение и спорт), транспортная инфраструктура, энергетика, ЖКХ. Среди примеров: строительство центра экстракорпоральной гемокоррекции и клинической трансфузиологии в Самарской области, возведение ледового дворца спорта в Ульяновской области, строительство комплекса по переработке и утилизации твердых бытовых отходов в Левобережье Саратовской области.

Что касается федерального уровня, то здесь стоит отметить проекты в автодорожной инфраструктуре. Также отдельного упоминания заслуживает проект «12-тонники» — создание центров организации платы за проезд на федеральных трассах грузовых машин массой свыше 12 тонн.

Поделиться