Версия для печати 3102 Материалы по теме
Долговые обязательства регионов на 1 ноября 2015 года составили 2,21 трлн руб
Проверки Счетной палаты: бюджетные кредиты и субсидии Минсельхоза

Счетная палата Российской Федерации опубликовала первый в 2016 году бюллетень. Краткое содержание материалов размещено на сайте ведомства. Мы публикуем основные выдержки, касающиеся бюджетной сферы и государственной экономики.

Предоставляя регионам субсидии на реализацию мероприятий по господдержке сельского хозяйства, Минсельхоз не учитывал их потребности

В отчете аудитора Бато-Жаргала Жамбалнимбуева представлены результаты контрольного мероприятия «Проверка эффективности предоставления Министерством сельского хозяйства Российской Федерации средств федерального бюджета на реализацию первоочередных мероприятий по государственной поддержке сельского хозяйства в 2015 году».

В отчете отмечается, что в рамках Антикризисного плана на господдержку сельского хозяйства из дополнительно предусмотренных средств федерального бюджета в сумме до 50 млрд. руб. на смягчение конъюнктурных и природно-климатических рисков, сохранение темпов кредитования агропромышленного комплекса по состоянию на 1 ноября 2015 года распределено 42,05 млрд. руб., или 84,1%.

При этом, несмотря на дополнительно выделенные средства федерального бюджета, Минсельхозом не была осуществлена корректировка Госпрограммы развития сельского хозяйства в части увеличения ресурсного обеспечения и изменения количественных значений целевых показателей. Также дополнительное увеличение бюджетных ассигнований (от 2,5 до 24,3 раза) не повлекло изменений значений показателей результативности использования субсидий в заключенных с регионами соглашениях.

Кроме того, при заключении соглашений о предоставлении субсидии бюджетам субъектов, Минсельхоз не учитывал их региональные потребности. Так, бюджету Владимирской области на мероприятия по раскорчевке выбывших из эксплуатации старых садов и рекультивации раскорчеванных площадей Минсельхоз выделил субсидию в сумме 1,06 млн. руб. При этом регион в этих деньгах не нуждался и, начиная с июня, направлял в Минсельхоз уведомления об отказе от лимитов 2015 г.

Отечественным производителям молочной продукции пока не удается компенсировать выпавшие объемы импорта

В отчете аудитора Бато-Жаргала Жамбалнимбуева представлены результаты экспертно-аналитического мероприятия «Анализ и оценка эффективности мер государственной поддержки, направленных на содействие импортозамещению в агропромышленном и рыбохозяйственном комплексах в 2014 году и истекшем периоде 2015 года».

В отчете отмечается, что в 2014 году уровень самообеспеченности продуктами, определенный Доктриной продовольственной безопасности, был достигнут по достаточно широкой номенклатуре сельхозпродукции: зерно, масло растительное и сахар. Уровень обеспеченности мясом и мясопродуктами составил 81,5% при пороговом значении, определенном Доктриной, - 85%.

Что касается объемов собственного производства рыбы и рыбопродуктов, то, как показал проведенный анализ, их было бы достаточно для удовлетворения внутреннего спроса, в том числе по нормам рационального потребления, если бы не высокая доля экспорта. За 2014 год экспорт водных биоресурсов составил 1,7 млн. тонн или 40%, за 9 месяцев 2015 года - 1,4 млн. тонн, что на 6,9% больше аналогичного периода 2014 г.

Наиболее сложная ситуация отмечается в сфере производства молока и молочных продуктов. Отечественным производителям молочной продукции пока не удается не только компенсировать выпавшие объемы импорта, но и восстановить объем производства молока на уровне 2012 года (31,8 млн. т). Уровень самообеспеченности молоком за счет собственного производства в 2014 году составил 78,6% при пороговом значении, определенном Доктриной, - 90%. Даже в случае реализации в полном объеме 166 инвестиционных проектов и 3 проектов в рамках механизма проектного финансирования в 2015-2018 гг. удастся заместить только 7,8% от объема импорта.

В 2014 году 26 регионов России нарушили условия предоставления бюджетных кредитов

В отчете аудитора Юрия Росляка представлены результаты контрольного мероприятия «Проверка соблюдения условий и порядка формирования государственного долга субъектами Российской Федерации (совместно с Контрольно-счетной палатой Астраханской области и Контрольно-счетной палатой Брянской области)».

В отчете отмечается, что долговые обязательства регионов на 1 ноября 2015 г. составили 2,21 трлн. руб. При этом внутренний государственный долг регионов составил 2,18 трлн. руб., увеличившись с начала 2015 года на 6% (за 2014 г. рост составил 20%). В структуре внутреннего государственного долга регионов наибольшие доли составляют бюджетные кредиты – 39%, коммерческие кредиты – 35%, государственные ценные бумаги субъекта – 20%.

По состоянию на 1 ноября 2015 г. бюджет Астраханской области имеет бюджетные кредиты в сумме на 11 млрд. руб. (рост за 2015 г. составил 41%), коммерческие кредиты в сумме на 23,9 млрд. руб. (рост - 42%). Бюджет Брянской области имеет бюджетные кредиты в сумме на 4,8 млрд. руб. (рост - 84%), коммерческие кредиты в сумме на 6,8 млрд. руб. (снижение - 22%). По итогам 2015 г. дефицит бюджета Астраханской области ожидается в размере 5,38 млрд. руб., Брянской области - в размере 2,16 млрд. рублей. Основные причины образования дефицита - увеличение расходов; уменьшение поступлений по налогу на прибыль организаций и сокращение поступлений по акцизам на нефтепродукты; применение региональных налоговых льгот по налогу на прибыль организаций, налогу на имущество организаций и транспортному налогу; функционирование КГН.

В отчете также отмечается, что за нарушения условий предоставления бюджетных кредитов в 2014 г. Счетная палата в 2015 г. направила в Минфин России уведомления о применении бюджетных мер принуждения в отношении Астраханской и Брянской областей. Всего условия предоставления бюджетных кредитов в 2014 г. были нарушены 26 регионами России.

Поделиться