Версия для печати 4499 Материалы по теме
Традиционно в число наиболее проблемных регионов включают те из них, где отношение госдолга к налоговым и неналоговым доходам бюджета превышает 100%
Долговая нагрузка и дефициты регионов: ключевые тенденции

В апрельском номере журнала «Бюджет» опубликована статья Александра Пахалова, руководителя проекта «Региональные рейтинги России» Национального рейтингового агентства (НРА). Мы приводим часть материала, в которой рассказывается о долговой нагрузке регионов, тенденциях, касающихся бюджетных дефицитов и бюджетных кредитов.

В 2015 году долговая нагрузка российских регионов продолжила расти. В абсолютном выражении суммарный госдолг (без учета долгов муниципальных образований) вырос на 229 миллиардов рублей и превысил отметку в 2,3 триллиона. Хотя темпы прироста показателя (10,96%) оказались существенно ниже, чем в прошлые два года (примерно 20% в 2014 году и 28,6% в 2013 году), его рост происходил относительно рекордного уровня начала года, поэтому ситуация не может не вызывать опасений.

Лидеры по долговой нагрузке

В разрезе отдельных регионов ситуация тоже не выглядит оптимистичной: в 66 регионах госдолг увеличился, в 15 регионах — снизился, в двух регионах (Сахалинская область и город Севастополь) госдолга по-прежнему нет вообще. Отметим, что снижение госдолга в большинстве из 15 упомянутых регионов было незначительным — на 1–2%, в то время как рост долговой нагрузки во многих субъектах РФ был весьма существенным и значительно опережал среднероссийский показатель. В некоторых из них (например, в Ненецком автономном округе и Тюменской области) резкий рост долга связан с эффектом низкой базы: они предпочитали поддерживать нулевой или близкий к нулю уровень долговой нагрузки, однако в сложных экономических условиях вынуждены были прибегнуть к заимствованиям. Ряд других субъектов (в частности, Хакасия) входит в число лидеров одновременно по уровню долговой нагрузки и по скорости ее роста.

Материал можно целиком прочитать в апрельском номере журнала «Бюджет»

Как подписаться на журнал?

Традиционно в число наиболее проблемных регионов включают те из них, где отношение госдолга к налоговым и неналоговым доходам бюджета превышает 100%. Таких регионов с каждым годом становится все больше: по итогам 2013 года их было семь, по итогам 2014 года — десять, по итогам 2015 года — уже четырнадцать. В это число входят несколько субъектов, в которых проблема сверхвысокой долговой нагрузки является по-настоящему хронической: ни они сами, ни федеральный центр не способны решить ее на протяжении нескольких лет. Например, в Мордовии, являющейся абсолютным лидером по уровню долговой нагрузки (отношение госдолга к собственным доходам бюджета по итогам 2015 года — около 182,5%), в 2015 году происходило дальнейшее увеличение госдолга: за год республика увеличила суммарный объем своих обязательств более чем на 26%.

Причем Мордовия нарастила свой долг не только за счет дополнительных бюджетных кредитов, которые фактически превратились в основной инструмент федеральной поддержки регионов, но и за счет банковских кредитов. Помимо Мордовии, вызывает беспокойство ситуация с госдолгом в Костромской, Смоленской, Астраханской и Еврейской автономной областях, Северной Осетии, Хакасии, Ингушетии, Забайкальском крае и Республике Марий Эл. Во всех перечисленных субъектах долговая нагрузка на пять и более процентных пунктов превышает «критическую» отметку в 100% от собственных доходов, и при этом в каждом из них в течение 2015 года госдолг увеличивался в абсолютном и относительном выражении.

С точки зрения структуры госдолга наименьшие риски среди перечисленных регионов мы наблюдаем в Северной Осетии и Ингушетии, где практически весь региональный долг (90% и 100% соответственно) сформирован за счет недорогих бюджетных кредитов. В остальных областях и республиках значительна доля коммерческих кредитов, проценты по которым существенно выше.

 Дефицит будет расти

Ситуация с дефицитами региональных бюджетов в последние 2–3 года оценивается нами как стабильно тяжелая. По итогам 2013 года дефицит бюджета имели 77 регионов, по итогам 2014 года — 75, а по итогам 2015 года — 76. Среди немногочисленных субъектов РФ с профицитом бюджета столичные мегаполисы (Москва и Санкт-Петербург), а также регионы со значительной ресурсной рентой (Тюменская и Сахалинская области, Ханты-Мансийский и Чукотский АО). Среди «несырьевых» субъектов РФ профицит зафиксирован только в Ленинградской и Владимирской областях, а также в Севастополе (в последнем случае, впрочем, он объясняется не успешным развитием экономики, а финансовой поддержкой федерального центра).

Интересно отметить, что в абсолютном выражении суммарный дефицит бюджетов регионов РФ в 2015 году снизился более чем в два раза и составил 171 миллиард рублей в 2015 году против 448 миллиардов в 2014 году. Однако этот результат во многом объясняется огромным профицитом бюджета Москвы, который по итогам 2015 года составил 144 миллиарда рублей.

Дефицит сохранился даже несмотря на то, что субъекты перешли в режим экономии: расходы консолидированных бюджетов выросли в 2015 году примерно на 1%. Это достаточно хороший результат с учетом того, что федеральный центр по-прежнему ставит перед регионами многочисленные задачи в социальной сфере, требующие дополнительных расходов.

Мы не прогнозируем дальнейшего сокращения суммарного бюджетного дефицита в 2016 году. Напротив, наиболее вероятным сценарием является его рост на 20–30%. Основными факторами роста станут необходимость увеличения бюджетных расходов на развитие социальной сферы и поддержку экономики (приближаются сроки достижения многих целевых индикаторов майских указов) и невозможность увеличения налоговых доходов на фоне снижения или стагнации в большинстве отраслей российской экономики.

Ситуация в бюджетной системе усугубляется еще и тем, что начиная с 2015 года дефицитной стала также и федеральная казна (ее дефицит составляет почти два триллиона рублей). Как следствие, у федерального центра сокращаются возможности для поддержки регионов с помощью безвозмездных перечислений или дешевых бюджетных кредитов. По некоторым инструментам поддержки ощутимое снижение произошло уже в 2015 году. Например, объемы дотаций на сбалансированность региональных бюджетов сократились в течение минувшего года на 34%.

Роста бюджетных кредитов не предвидится

Что касается бюджетных кредитов, то в минувшем году они оставались одним из основных инструментов финансовой поддержки регионов со стороны федерального центра. В 2015 году через них субъектам России было выделено более 160 миллиардов рублей (сальдо с учетом объемов погашения). При этом общее сальдо бюджетных кредитов, выданных регионам, сократилось примерно на 1% в номинальном выражении относительно 2014 года. Это говорит о том, что федеральный центр фактически не имеет возможностей для дальнейшего наращивания объемов бюджетного кредитования.

В результате замещения коммерческого кредитования бюджетным в 2015 году доля бюджетных кредитов в совокупной задолженности регионов выросла с 31 до 34,9%.

Важно понимать, что предоставление бюджетных кредитов позволяет снизить остроту долговой проблемы, но не решает ее. Во-первых, бюджетных кредитов на всех не хватит — как и прежде, их будут получать в первую очередь регионы с наиболее критической ситуацией с точки зрения возможностей обслуживания своего долга и регионы, которым в силу тех или иных обстоятельств недоступны альтернативные источники финансирования (традиционно это республики Северного Кавказа — Ингушетия, Северная Осетия, Чеченская Республика). Другим регионам по-прежнему придется использовать более дорогие источники заемного финансирования — банковские кредиты или облигации.

Во-вторых, как уже отмечалось выше, финансовые возможности федерального центра не безграничны и ресурсов для существенного расширения бюджетного кредитования нет. В сложившейся ситуации дешевых кредитных ресурсов может не хватить даже для спасения утопающих, то есть для поддержки наиболее проблемных регионов.

Поделиться