Версия для печати 2824 Материалы по теме
Владимир Климанов
Новый экономический курс и новые приоритеты

Экспертное мнение по ряду вопросов, касающихся регионального долга, налогового потенциала доходов бюджетов всех уровней, возможности сокращения расходов, «Бюджет» получил у Владимира Климанова, директора Института реформирования общественных финансов, заведующего кафедрой государственного регулирования экономики РАНХиГС при Президенте РФ, доктора экономических наук.

Интервью опубликовано в апрельском номере журнала «Бюджет». Мы размещаем на сайте сокращенную версию материала.

— Владимир Викторович, какой выход из сложившейся ситуации с региональным долгом вы видите?

— Если говорить о ситуации с госдолгом и дефицитом, то вопросов накопилось очень много, причем некоторые из них кажутся неразрешимыми. Что делать с таким объемом долга? Я не вижу альтернативы сильным, волевым политическим решениям. Принципиальной вины губернаторов в том, что они накопили такой объем долгов, здесь нет, как и злого умысла со стороны Минфина России. Если даже крупные и богатые регионы, такие как Красноярский край, влезают в коммерческие долги, а потом идут в Минфин России просить бюджетные кредиты, значит, что-то не так в финансовой системе в целом. Потому что в нормальной ситуации не только богатые регионы, например Москва или Ханты-Мансийский автономный округ, но и крепкие середняки не должны испытывать подобных трудностей. То есть проблема не в непрофессионализме команд губернаторов или плохом качестве управления региональными финансами — это комплексная ситуация, сложившаяся в основном в силу объективных факторов.

— Повлияли ли на нее майские указы президента?

— Конечно, повлияли. Гонка за наращиванием текущих обязательств ни к чему хорошему привести не должна была. Но, повторяю, не только этим объясняется размер долговой нагрузки. Ситуация-то классическая — с одной стороны, мало доходов и брать их больше неоткуда, с другой стороны — увеличивающиеся расходные обязательства.

Это сокращенная версия интервью. Полная доступна подписчикам журнала «Бюджет»

Как подписаться на журнал?

— А есть ли какой-то потенциал для наращивания доходов субъектов РФ?

— Вынужден сказать печальные вещи — потенциала не так много. Региональные бюджеты насыщаются за счет двух основных налогов — НДФЛ и налога на прибыль. В части НДФЛ этот потенциал исчерпан тем, что мы уже сильно нарастили зарплату в бюджетном секторе. И надо понимать, что дальше наращивать ее невозможно, потому что это придется делать в основном за счет заимствований. Вывод зарплат из тени в сфере бизнеса может дать эффект, но он будет незначительным и ситуацию не спасет. Хотя бы потому, что предприятия сейчас работают с относительно невысокой рентабельностью, и непонятно, где сам бизнес возьмет деньги для увеличения доли зарплаты в структуре своих затрат. А если удастся всех «обелить», то сразу сократится либо количество работников этих предприятий, либо число самих предприятий, либо уменьшится размер зарплат. Поэтому в моем понимании потенциал роста НДФЛ очень лимитирован.

Кроме того, в последние лет пять НДФЛ безоговорочно стал основным видом дохода почти во всех субъектах РФ. Это гораздо менее гибкий доходный источник, нежели налог на прибыль. Поэтому губернаторам стало гораздо сложнее работать с доходными источниками; они не могут, например, авансовым образом получить средства от предпринимателей в момент, когда деньги необходимы, или сыграть на перераспределении финансов, связанном с обособленными подразделениями, филиалами.

Что касается налога на прибыль, то прогноз выглядит также неоптимистично. Связано это с тем, что, находясь в условиях санкций и экономической изоляции, мы вынуждены ориентироваться на тот рынок сбыта предприятий, который замыкается в национальной экономике. А это не сулит огромной прибыли. Где потенциал наращивания прибыли, если новых рынков нет, покупательная способность не увеличивается, а модернизация производства требует существенных инвестиций, которые, в свою очередь, тоже не делаются, а если и производятся, то имеют сильно отложенные эффекты?

Не на руку бюджетной системе сыграло введение несколько лет назад института консолидированных групп налогоплательщиков. Выиграли производители, отдельные регионы, возможно, кто-то еще, но никак не бюджетная система России в целом и точно не большинство регионов.

— У каких налогов тогда есть потенциал?

— Один из самых больших скрытых потенциалов наращивания доходов консолидированных бюджетов субъектов РФ содержат налоги в сфере земельно-имущественных отношений. Но чтобы этот процесс заработал, он должен сопровождаться существенными реформами в «параллельных» сферах, потому что без адекватной защиты прав собственности, без создания новой судебной системы вряд ли реалистично говорить о формировании адекватного рынка земли и недвижимости в целом. Можно сколько угодно переходить на кадастровую стоимость, но если ни земля, ни имущество не станут предметом рыночных отношений, защищенных со стороны судебных органов, то потенциал здесь не будет таким большим, как нам кажется. Кроме того, здесь присутствует еще целый ряд вопросов социально-политического характера.

В регионах давно уже надо что-то делать с имуществом крупных федеральных структур, не только министерств, но и всевозможных сетевиков, естественных монополистов, которые используют эти территории. Здесь необходимы внятные последовательные шаги. Сейчас ситуация не сдвигается с места. От экспертного сообщества бессмысленно ждать какого-то нового рецепта; мы год из года твердим: ликвидируйте федеральные льготы по региональным и местным налогам по земле и по имуществу для разных структур.

— Что же делать в этой достаточно сложной ситуации?

— Необходим широкий поиск новых доходных источников. Нужно стимулировать создание новых производств, выпускающих новую продукцию.

— А малый бизнес?

— Да, это тоже серьезный доходный источник, но я бы обратил внимание скорее на средний бизнес. Нужно искать пути налогообложения среднего бизнеса, потому что у него сейчас формируется повышенная норма прибыли, которая не всегда оправданна. Лично я поддерживаю идею введения торгового сбора в Москве. Не думаю, что это загубит малый или средний бизнес. Другое дело, что юридический механизм не до конца просчитан, и уход в офшоры владельцев торговых сетей, торговых комплексов не исключен. Вот эту лазейку надо закрывать, а не бороться с теми, кто зарабатывает пусть даже несанкционированной, но мелкой торговлей. То есть акцент должен быть смещен от совсем малого к среднему бизнесу.

Что касается создания новых производств, то на федеральном уровне должна проводиться целенаправленная политика выявления конкурентных преимуществ отдельных регионов. Тут мы упираемся в то, что России необходима пространственная стратегия, которой нет, но которая должна быть разработана согласно принятому в 2014 году закону о стратегическом планировании. 

Поделиться