Версия для печати 4782 Материалы по теме
Рынок кредитных рейтингов. Новые условия

13 июля 2015 года вступил в силу Федеральный закон № 222‑ФЗ «О деятельности кредитных рейтинговых агентств в Российской Федерации, о внесении изменения в статью 761 Федерального закона “О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)” и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» (далее — Закон № 222‑ФЗ). Закон определил основу правового регулирования рейтинговой деятельности в России на современном этапе.

Сергей Владимирович БАРСУКОВ, директор департамента финансовой политики Минфина России

Единые правила для всех игроков

Рейтинги сегодня необходимы не только самим рейтингуемым лицам, но и широкому кругу потенциальных участников финансового рынка — например, кредиторам рейтингуемых лиц, а также инвесторам, принимающим решение о том, в какой финансовый инструмент вложить денежные средства. В связи с этим Закон № 222‑ФЗ, безусловно, представляет собой весьма важный элемент регулирования финансовой сферы.

Формируя систему регулирования, контроля и надзора в сфере деятельности кредитных рейтинговых агентств, закон не только защищает права рейтингуемых лиц и пользователей кредитных рейтингов (включая кредиторов и инвесторов), но и обеспечивает прозрачность и независимость деятельности кредитных рейтинговых агентств.

Закон № 222‑ФЗ устанавливает на территории России единые правила и для национальных, и для иностранных игроков. В соответствии с его нормами для того чтобы осуществлять рейтинговую деятельность на территории нашей страны, агентство должно быть создано в форме российского хозяйственного общества и внесено Банком России в реестр кредитных рейтинговых агентств.

При этом данное условие нельзя рассматривать как ограничение на присвоение агентствами кредитных рейтингов по национальной или по международной рейтинговой шкале. Международные рейтинговые агентства, которые не захотят создавать дочерние компании в России, а предпочтут присутствовать в форме филиалов, могут присваивать рейтинги от лица головного офиса. Однако в регуляторных целях они использоваться не могут, поскольку Закон № 222‑ФЗ предписывает органам власти и Банку России для российских объектов рейтинга применять только те рейтинги, которые присвоены по национальной шкале агентствами, внесенными в реестр. Таким образом, банки, которые захотят участвовать в размещении средств бюджета РФ, пенсионных средств, должны будут получать рейтинги российских агентств, а те, кто планирует осуществлять эмиссию ценных бумаг за рубежом, должны будут получать рейтинги международных агентств.

Расположенные на территории Российской Федерации филиалы иностранных кредитных рейтинговых агентств с даты внесения их в реестр филиалов и представительств иностранных кредитных рейтинговых агентств вправе осуществлять лишь отдельные элементы рейтинговой деятельности. Присвоение, подтверждение, пересмотр и отзыв кредитных рейтингов и прогнозов по ним осуществляются от лица иностранного кредитного рейтингового агентства.

Важной новацией Закона № 222‑ФЗ стала норма, запрещающая аккредитованным агентствам отзывать кредитные рейтинги, присвоенные по национальной рейтинговой шкале для Российской Федерации, в связи с решениями органов власти иностранных государств, то есть не по экономическим причинам. Например, это касается случаев введения ими санкций в отношении тех или иных юридических лиц.

Норма представляет собой своего рода защитный механизм для регуляторного использования рейтингов. Сегодня рейтинги используются в более чем 70 нормативных актах Правительства РФ и ЦБ для оценки кредитного качества либо эмитента, либо банковских институтов. Соответственно, риски, связанные с одномоментным отзывом рейтингов, как это случилось в 2014 году[1], очень высоки. Новый закон позволяет в дальнейшем застраховаться от подобных ситуаций.

Следует подчеркнуть, что появившиеся оценки, связанные с якобы нежеланием международных рейтинговых агентств работать в рамках Закона № 222‑ФЗ и их возможным уходом с российского рынка, несколько преувеличены. Агентства готовы осуществлять свою деятельность в новых условиях через филиалы и представительства в стране, что позволит им и дальше присваивать рейтинги по международной шкале. Между тем, такие рейтинги необходимы для того, чтобы наши эмитенты могли выходить на международные рынки.

Переходный период

Положениями Закона № 222‑ФЗ предусмотрен переходный период, необходимый для формирования нормативной базы, регламентирующей деятельность кредитных рейтинговых агентств, а также для приведения деятельности участников рейтинговой отрасли в соответствие с требованиями нового законодательства. Для международных агентств переходный период составляет 24 месяца, для российских — 18 месяцев. При этом в течение переходного периода все присвоенные кредитные рейтинги могут использоваться в регуляторных целях.

Отметим, что в настоящее время кредитные рейтинги международных рейтинговых агентств Fitch-Ratings, Standard & Poor’s, Moody’s Investors Service используются при инвестировании средств федерального бюджета, средств страховых взносов на финансирование накопительной пенсии, поступающих в течение финансового года в Пенсионный фонд Российской Федерации, временно свободных средств государственных корпораций, государственных компаний, накоплений для жилищного обеспечения военнослужащих.

В дальнейшем в соответствии с Законом № 222‑ФЗ для российских объектов рейтинга, в частности при инвестировании средств федерального бюджета, государственных внебюджетных фондов, государственных корпораций (компаний) и накоплений для жилищного обеспечения военнослужащих, будут применять кредитные рейтинги, присвоенные по национальной рейтинговой шкале для Российской Федерации.

У системы новый регулятор

С принятием Закона № 222‑ФЗ полномочиями по регулированию и надзору в сфере деятельности кредитных рейтинговых агентств наделен Банк России. Ранее, с 2010 года, действовала добровольная аккредитация рейтинговых агентств. Ее осуществляло Министерство финансов РФ, которое и вело реестр аккредитованных рейтинговых агентств (приказ Минфина РФ от 4 мая 2010 года № 37н «Об утверждении Порядка аккредитации рейтинговых агентств и ведения реестра аккредитованных рейтинговых агентств»).

История рынка рейтинговых услуг

Рейтинг составляется на основе анализа информации в соответствии с методологией и сопровождается распространением информации о присвоенных кредитных рейтингах и прогнозах по кредитным рейтингам.

Потребность в такой деятельности появилась в конце XIX века, а наиболее активное формирование произошло в начале XXI века. По мнению экспертов, в развитии мирового рынка рейтинговых услуг можно назвать следующие значимые периоды:

конец XIX века — 70-е годы XX века: в этот период преобладала американская рейтинговая культура;

70–90-е годы XX века: в эти годы формируются национальные рынки рейтинговых услуг;

начало XXI века — происходит глобализация рынка рейтинговых услуг и формирование мировой рейтинговой культуры.

В настоящий момент наиболее популярными в мире считаются три крупных рейтинговых агентства — Moody’s Investors, Standard & Poor’s, Fitch-IBCA.

Что касается российских национальных рейтинговых агентств, то, по официальным данным, к ним относятся Национальное рейтинговое агентство, «Эксперт РА», «Рус-Рейтинг» и AK&M.



[1] В 2014 году ЕС и США ввели санкции в отношении Российской Федерации, после чего международные агентства отозвали рейтинги некоторых компаний и банков.

 





Поделиться