В октябрьском номере журнала "Бюджет" опубликована статья Петра Сергеевича Щербаченко, доцента департамента корпоративных финансов и корпоративного управления Финансового университета при Правительстве РФ, кандидата экономических наук, посвященная благотворительности в России. Мы публикуем ключевые цифры из этой статьи.
Исследования в данной сфере свидетельствуют о том, что уровень вовлеченности частных лиц и компаний, участвующих в социальных проектах благотворительных организаций, постепенно растет. По данным Форума доноров (организация, объединяющая фонды и компании, занимающиеся благотворительной деятельностью), сегодня в России зарегистрировано около 2,5 тысячи благотворительных организаций, из них около 500 — грантодающих (донорских). В докладе о состоянии и развитии фондов в России, подготовленном Форумом доноров в 2015 году, отмечены следующие приоритетные направления в работе благотворительных организаций:
образование и просвещение (82 фонда);
Это анонс материала из октябрьского номера журнала «Бюджет»
Как подписаться на журнал?
поддержка социально уязвимых групп населения (55);
развитие некоммерческого сектора (51);
здравоохранение (51);
наука (49);
культура и искусство (47);
спорт и здоровый образ жизни (45).
Несмотря неблагоприятную экономическую ситуацию, активность граждан в сфере благотворительности растет. По результатам исследования Британского благотворительного фонда CAF, опубликованного в январе 2016 года, Россия вошла в топ-10 из 24 стран, заняв восьмое место по объему частных пожертвований в благотворительные организации по отношению к размеру ВВП — 0,34%. Положительную динамику отмечает и Mail.Ru Group. В 2015 году рост частных пожертвований на платформе «Добро Mail.Ru» составил 32% по отношению к 2014 году, а средний чек за этот же период вырос с 350 рублей до 452 рублей.
Фонд CAF Россия также отмечает рост вовлеченности россиян в благотворительность в 2015 году. Так, по данным «Исследования частных пожертвований в России 2014–2015 годы», проведенного фондом, 50% населения в течение года совершали денежные пожертвования благотворительным организациям (по сравнению с 40% в 2014 году), выросла и доля жертвующих напрямую конкретным людям и семьям. При этом фонд отмечает уменьшение средней суммы пожертвований. Это привело к снижению объема средств, переданных в НКО, — 146 миллиардов рублей в 2015 году против 160 миллиардов в 2014 году.
По данным Форума доноров, примерно 10% от общего объема рынка благотворительности составляет спонтанная помощь от частных лиц, порядка 90% приходится на корпоративную благотворительность. На Западе процентное соотношение прямо противоположное: около 90% приходится на частную помощь.
Новые технологии и новые подходы
Мы наблюдаем, что в последние годы меняются форматы существования самих благотворительных организаций и формы поддержки. Если на первом этапе развития системной благотворительности в России фонды и НКО обращались за поддержкой в основном в крупные корпорации, то сейчас внимание переключается на средний и малый бизнес, а также на пожертвования от частных лиц. Небольшая, но системная и долгосрочная помощь от большого количества участников обеспечивает более устойчивую модель функционирования благотворительной организации, чем масштабные пожертвования от одного-двух меценатов. В связи с этим в последнее время все больше внимания уделяется развитию новых форм взаимодействия между частными жертвователями, благотворительными фондами и НКО, бизнесом и корпорациями, а также разработке инновационных инструментов, облегчающих такое взаимодействие.
Один из ярких примеров в этой области — краудфандинг. Это новая перспективная технология, которая в последние годы набирает популярность и в России. Краудфандинг — коллективное сотрудничество частных лиц, которые добровольно помогают (деньгами или иными ресурсами) другим людям или организациям, реализующим проекты в социальной сфере, в области культуры или бизнеса. Применительно к благотворительности этот инструмент помогает не только привлекать финансирование, но и находить единомышленников и партнеров. Важно, что взаимодействие инициаторов проектов и аудитории краудфандинговых платформ происходит напрямую, без посредников: общение с реальным человеком повышает уровень доверия и обеспечивает прозрачность всего процесса.
«Одной из главных особенностей российской благотворительности является вера в силу адресной помощи — передачу средств напрямую нуждающимся, минуя благотворительные организации. Эта черта свидетельствует о недоверии к НКО и непонимании ценности их работы, а в более широком смысле — о неверии в силу институтов гражданского общества в целом», — отмечает директор CAF Россия М. М. Черток. Краудфандинг в целях повышения эффективности своей благотворительной деятельности используют и крупные компании. Например, в 2015 году «МегаФон» с помощью Planeta.ru, одной из первых краудфандинговых платформ в Рунете, смог привлечь 3,3 миллиона рублей за счет частных пожертвований.