Версия для печати 3799 Материалы по теме
Вместо потерь – новые ресурсы

Генеральный директор АНО «Федеральный центр компетенций в сфере производительности труда» (ФЦК) Николай Иосифович СОЛОМОН уверен: рост производительности труда в России не просто возможен, он уже наблюдается. По крайней мере, на тех предприятиях, которые стали участниками национального проекта «Производительность труда и поддержка занятости». О том, какую помощь оказывает им ФЦК, как оператор нацпроекта, и какие перспективы откроются перед нами, когда все его цели будут достигнуты, мы поговорили в этом интервью.

— Николай Иосифович, согласно одному из определений производительность труда — это фундаментальный показатель, который отражает в одной цифре многие аспекты деятельности предприятия, показывает фактическую эффективность производственных и административных процессов. Существует немало и других толкований этого термина, а также видов производительности труда (фактическая, наличная, потенциальная), методов, способов и формул ее расчета. Не могли бы вы доступно объяснить, что такое производительность труда? И какие способы ее повышения наиболее эффективны?

— Производительность труда — как температура у больного. Это индикатор общего состояния здоровья — то есть эффективности, рентабельности — предприятия, отрасли, страны. В общих чертах он демонстрирует соотношение затраченных ресурсов к полученным результатам. Показатель «производительность труда» должен стать таким же индикатором качества работы предприятий, как выручка и прибыль.

Распространено мнение, что изменить ситуацию и с конкурентоспособностью нашей продукции, и с уровнем благосостояния граждан можно только с помощью больших финансовых вливаний. «Дайте денег на новое оборудование, лучшие кадры, качественные материалы — и наша производительность увеличится сама собой», — часто говорят отстающие. На самом деле инвестиции в неэффективные производства только усугубят ситуацию. Начинать необходимо с внедрения на предприятиях культуры бережливого производства. Нужно выстроить стабильные процессы и приступить к их непрерывному совершенствованию, а уже затем задумываться о дополнительных инвестициях.

Примеры из нашей практики наглядно демонстрируют, насколько большой потенциал кроется в повышении эффективности использования внутренних ресурсов предприятий. Так, за относительно небольшой период времени работы специалистов ФЦК производительность завода опор линий электропередачи «АК Барс» в Татарстане выросла со 100 до 350 тысяч тонн в месяц на том же оборудовании и с тем же персоналом, и это только начало! Добиться улучшений удалось во многом за счет правильной организации производства. Например, вместо одновременного запуска десяти комплектов линий сейчас в поток запускается по две. Благодаря этому исчезла неразбериха и увеличилась скорость протекания производственного процесса. Японцы называют этот прием потоком единичных изделий. То есть в ряде случаев эффективнее запускать вообще по одному комплекту, но довести этот процесс до автоматизма — как на конвейере, сделав его непрерывным на всех переделах.

Другой пример: простая, четкая организация рабочего пространства и исключение неэффективных операций позволили корпорации Boeing увеличить производство моделей 737 с 15 до 28 экземпляров в месяц. И все это — без дополнительных инвестиций.

Инструментов бережливого производства много, и для каждого производства можно индивидуально подобрать наиболее эффективные.

44.png

— В каких сферах производства возможно (и необходимо) повышение производительности труда? И есть ли такие, где ее исчисление невозможно по определению?

— Вообще сложно назвать сферы, где производительность труда не важна. Даже для достижения личной эффективности инструменты бережливого производства незаменимы — правильное распределение ресурсов позволяет добиваться колоссальных личных побед.

Если же говорить об экономике страны, то сейчас в приоритете проекта пять базовых несырьевых отраслей: сельское хозяйство, обрабатывающие производства, транспорт, торговля и строительство. На их долю приходится 41 процент ВВП России, а трудятся в них более 40 миллионов человек (56 процентов от общего числа занятых). Между тем на долю добывающего сектора, который традиционно наиболее успешно развивается в нашей стране, приходится лишь 9 процентов ВВП, и трудятся там всего 1,1 миллиона человек (два процента занятых).

— В декабре 2018 года Федеральному центру компетенций в сфере производительности труда, который вы возглавляете, исполнился год. Расскажите, что уже удалось сделать? Над чем еще предстоит работать?

— Миссия Федерального центра компетенций — обеспечить предприятия страны специалистами, которые способны выстроить эффективные процессы, внедрить культуру бережливого производства. Глобальная цель, которая стоит перед нами, — охватить 10 тысяч предприятий в 85 регионах.

Сейчас в проекте участвуют 107 предприятий в 16 регионах. На их площадках работают специалисты нашего центра и партнеры из «Росатома», наиболее активно они поддерживают нас в Нижегородской области. Прогнозируется, что рост производительности на 70 процентах производств, завершивших свои проекты на выбранных потоках в 2018 году, составит более десяти процентов за год.

К активной работе именно с производствами мы приступили в середине прошлого года. Далее ежегодно мы будем подключать к проекту по 350 предприятий. Помимо работы на объектах мы готовим специалистов региональных центров компетенций, которые останутся на местах после нашего ухода. В результате примерно 20 процентов от планируемых 10 тысяч предприятий мы планируем закрыть силами представителей ФЦК. Остальное — за счет экспертов создаваемых региональных центров компетенций, внешних специалистов или сотрудников предприятий, которых мы подготовим.

— Среди задач ФЦК — помощь предприятиям, которые участвуют в нацпроекте, выйти на качественно новый уровень управления, обеспечить стабильный рост производительности и конкурентоспособности. Какая именно помощь имеется в виду? Каким образом она оказывается?

— Наши эксперты выезжают непосредственно на производственную площадку, встают рядом с производственниками и вместе с ними, с самого первого шага, начинают картировать весь производственный процесс, снимать все хронометражи. Как долго производится продукт, насколько загружены оборудование и персонал, какой уровень запасов по всему потоку, начиная от склада сырья и заканчивая складом готовой продукции…

Федеральный центр компетенций дает возможность каждой компании получить доступ к инструментам внедрения эффективного производства. Мы аккумулируем лучшие мировые и российские практики, используем профессиональную литературу, привлекаем экспертов из числа успешных бизнесменов и теоретиков. Сайт производительность.рф станет площадкой для обмена опытом. Здесь будут представлены лучшие примеры из практики участников проекта, готовые кейсы и решения.

Одна из главных задач центра — подготовить как можно больше специалистов в области эффективного производства на местах. За обучение у нас отвечает отдельное подразделение. На данный момент в Федеральном центре компетенций трудятся порядка 100 человек. И половина из них — именно такой, «площадочный» ресурс. Каждый наш эксперт может подготовить порядка десяти новых специалистов, а за пять лет реализации нацпроекта мы обучим бережливому производству порядка 20 тысяч человек.

— Как идет реализация национального проекта в части адресной поддержки предприятий? Можно ли уже отметить какие-либо успехи? Будут ли достигнуты указанные президентом целевые показатели: «Обеспечить рост производительности труда на средних и крупных предприятиях базовых несырьевых отраслей экономики не ниже пяти процентов в год к 2024 году»?

— Первые результаты нацпроекта уже видны. Так, в первый год работы экспертов федерального или одного из региональных центров компетенций в плотной связке с руководством и сотрудниками предприятий производительность труда в среднем увеличивается на 10–30 процентов. Достигается это за счет внедрения культуры и технологий бережливого производства.

Например, предприятие «Полипласт Новомосковск» по итогам 2018 года увеличило производительность труда на 20 процентов за счет сокращения на 40 процентов времени, затраченного на доработку продукции. Средне-Волжский механический завод прибавил 15 процентов к своей производительности за счет выстраивания потока единичных изделий и организации многостаночного обслуживания. На Суксунском оптико-механическом заводе рост производительности труда составил 12 процентов. Это результат комплекса мер: появления стандартов производственных ячеек, выравнивания загрузки операторов по номенклатуре и объему, поставки комплектующих по тянуще-восполняющей системе. Успешный пилотный проект на этом предприятии тиражируется на другие производственные потоки, что должно обеспечить рост производительности и в будущем.

— Самой высокой производительностью труда в мире отличаются, как ни странно, не Китай или Япония, а Люксембург, Норвегия и Швейцария. Можно ли для повышения производительности труда в нашей стране применить опыт этих государств? Или это сильно зависит от менталитета, традиций?

— Утверждение, что демонстрировать высокую производительность труда могут только какие-то особые люди с определенным менталитетом, — миф. Хотя бережливое производство — это действительно прежде всего определенное мышление. Недаром в Японии его называют философией. Именно благодаря философии бережливого производства региональная компания Toyota выросла в мировой автогигант с бюджетом, как у небольшого государства. Другое дело, что на формирование соответствующих ценностей в культуре на самом деле требуется время. Даже в отдельных компаниях на это нередко уходят годы.

Сегодня на один час, отработанный сотрудником в Норвегии, приходится более 70 долларов выручки, в США — 60, в среднем по Европе — более 50. В России, к сожалению, производительность труда пока вдвое ниже средней по странам ОЭСР. Значит, для достижения одинакового результата мы тратим вдвое больше ресурсов — временных, человеческих, материальных. Такая разница в себестоимости снижает конкурентоспособность произведенных в России товаров и услуг как на мировом, так и на внутреннем рынках.

В преодолении этого отставания кроется большой потенциал для роста ВВП. Повышение производительности труда будет способствовать импортозамещению, наращиванию экспорта, увеличению реальных доходов населения. Не секрет, что рост зарплат без одновременного роста производительности труда (например, при применении административных ресурсов) влечет за собой инфляционные процессы. Между тем предприятия — лидеры по производительности труда уже сегодня предлагают сотрудникам наиболее привлекательную в своих сегментах материальную мотивацию. Они могут позволить себе это за счет освобождающихся ресурсов. Но пока таких компаний в России не так много и представляют они в основном крупный бизнес. Чтобы преодолеть это отставание, необходимы специалисты, которые хотят и умеют работать эффективно в условиях современной экономики.

Подготовила В. И. МААНДИ

Поделиться