25 апреля 2024 года
Регистрация
Версия для печати 3239 Материалы по теме
Признание вины смягчит ответственность

Ольга Игоревна ЛОЗИЦКАЯ, старший преподаватель Департамента общественных финансов Финансового университета при Правительстве РФ, кандидат экономических наук

Нарушения при использовании межбюджетных трансфертов на реализацию государственных программ влекут серьезную ответственность. Нередко она выражается в миллионах рублей, которые взыскиваются из бюджета региона в доход федерального бюджета. Однако в некоторых случаях сумма ответственности может быть существенно снижена.

Условия предоставления субсидий

В целях реализации различных государственных программ на основании БК РФ, постановления Правительства РФ от 30 сентября 2014 года № 999 «О формировании, предоставлении и распределении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ» и распоряжений Правительства РФ о распределении субсидий из федерального бюджета субъектам РФ в соответствующем году регионы получают различные субсидии. К примеру, субсидии на реализацию мероприятий федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в РФ (2011–2018 годы)» предоставляются на основании соглашений, заключаемых региональными органами власти с Федеральным агентством по туризму.

По условиям соглашений о предоставлении бюджету субъекта РФ субсидии из федерального бюджета на реализацию проектов (мероприятий) федеральных программ регион обязан в том числе реализовать проекты в срок не позднее конца финансового года и достигнуть показателей результативности использования субсидии, указанных в приложении к соглашению.

Часто аналогичным образом органы власти субъектов РФ предоставляют межбюджетные трансферты муниципальным образованиям. Поэтому этот порядок интересен для региональных органов финансового контроля в отношении субсидий, предоставляемых муниципалитетам. Мероприятия по контролю за соблюдением получателем условий соглашения осуществляет федеральный орган, его заключивший и предоставивший средства субъекту РФ, в форме документарной проверки, тестирования и выездной проверки.

Не освоил — верни

Приведем пример. В результате контрольных мероприятий, проведенных в одном из регионов России, контролирующими органами было выявлено: вследствие того, что своевременно, в сроки, установленные соглашением, не были подписаны акты сдачи-приемки выполненных работ (оказанных услуг), не были достигнуты плановые значения показателей результативности использования субсидии по мероприятиям ФЦП «Развитие внутреннего и въездного туризма». Причиной нарушений стало то, что правительство региона в одностороннем порядке изменило срок реализации мероприятий проекта по созданию обеспечивающей инфраструктуры туристско-рекреационного кластера, и он вышел за пределы финансового года.

Использование средств субсидии из федерального бюджета за пре
делами конкретного года, а именно невозврат остатка неиспользованных средств субсидии в следующем финансовом году, является не только бюджетным нарушением (нарушение условий предоставления субсидии на указанные цели, в частности графиков выполнения мероприятий), но и нарушением постановления Правительства РФ, обязательного для исполнения.

Неиспользованные по состоянию на 1 января текущего финансового года межбюджетные трансферты, полученные в форме субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, за исключением межбюджетных трансфертов, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Президента РФ, подлежат возврату в доход бюджета, из которого они были ранее предоставлены. Возврат должен быть произведен в течение первых 15 рабочих дней текущего финансового года. Об этом говорится в пункте 5 статьи 242 БК РФ. Эта норма Бюджетного кодекса является императивной и направлена на обязательное исполнение участниками межбюджетных отношений ее положений. Такое регулирование введено законодателем в целях надлежащего исполнения операций с бюджетными средствами при закрытии текущего финансового года. А именно: средства неиспользованных по назначению межбюджетных трансфертов должны быть зачислены на единый счет федерального бюджета для дальнейшей их передачи в бюджет нового финансового года и распределения по целевым статьям расходов федерального бюджета.

В ходе выездной проверки было установлено, что регион в лице соответствующих органов исполнительной власти указанные обязательства, а также обязательства по достижению показателей результативности, установленных соглашением, при использовании средств субсидии не выполнил. Неиспользованные средства субсидии в порядке, установленном БК РФ, в федеральный бюджет (главному распорядителю) не вернул.

По утвержденным постановлением Правительства РФ № 999 формулам был произведен расчет объема средств, который следовало вернуть в федеральный бюджет. Однако в добровольном порядке средства не были возвращены. В связи с этим Министерство финансов РФ издало приказ о бесспорном взыскании средств, предоставленных из федерального бюджета другому бюджету бюджетной системы РФ, платы за пользование ими и (или) пеней за несвоевременный возврат средств федерального бюджета. Согласно ему в бесспорном порядке взыскивались в федеральный бюджет средства бюджета региона в размере 21,3 миллиона рублей.

Сумма нарушения за недостижение значений показателей результативности предоставления субсидии, рассчитанная по указанным формулам, составила 9,4 миллиона рублей, за несоблюдение графика выполнения мероприятий — 21,3 миллиона рублей. Однако действующий порядок предусматривает, что в случае одновременного нарушения субъектом РФ обязательств по соблюдению графика мероприятий и обязательств по результативности возврату подлежат только средства, рассчитанные в связи с нарушением субъектом РФ графика. Поэтому сумма нарушения была признана в размере 21,3 миллиона рублей.

63.png

Ответственность не приговор

Наглядно видно, что размеры ответственности при использовании средств межбюджетных трансфертов на реализацию государственных программ весьма велики и выражаются в миллионах рублей, которые взыскиваются в доход федерального бюджета. Правительство региона пыталось оспорить решения Минфина России о взыскании суммы в федеральный бюджет, пытаясь доказать, что считать сумму надо не по формулам, утвержденным Правительством РФ в постановлении № 999, а неким другим образом. Действия Минфина России решением Арбитражного суда Москвы были признаны правомерными, а сумма, предъявленная к взысканию из бюджета региона в федеральный бюджет, — рассчитанной верно, законно[1].

Однако у правительства региона была возможность освобождения от ответственности. Вместо обращения в суд с иском следовало предоставить Минфину России основания для освобождения субъекта РФ от применения мер ответственности.

В частности, можно было воспользоваться пунктом 20 правил, утвержденных постановлением Правительства РФ № 999. Согласно ему Правительством РФ может быть принято решение о неприменении мер ответственности при условии принятия высшим должностным лицом субъекта РФ (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) решения о применении мер ответственности к должностным лицам органов государственной власти субъекта РФ, по вине которых было допущено нарушение обязательства. Такое решение Правительство РФ может принять на основании заключения, подготовленного Минфином России и Минэкономразвития России, подтверждающего возникновение существенных негативных последствий для социально-экономического и бюджетно-финансового положения субъекта РФ в случае возврата средств субсидии в федеральный бюджет. Такое заключение формируется на основании обращения высшего должностного лица субъекта РФ или лица, исполняющего его обязанности. Такое обращение должно быть направлено до 15 апреля текущего года в Минфин России и Минэкономразвития России и содержать обоснование возникновения негативных последствий с приложением копий решений о применении мер ответственности к должностным лицам органов государственной власти субъекта РФ, по вине которых допущено соответствующее нарушение.

Если руководитель субъекта РФ накажет своих подчиненных — должностных лиц, виновных в допущении нарушения, а также обоснует возникновение в регионе существенных негативных последствий в случае возврата средств субсидий и с его позицией согласятся представители Минфина России и Минэкономразвития России, то регион может быть освобожден от ответственности

 


[1]Решение Арбитражного суда города Москвы от 1 августа 2018 года по делу № А40- 28384/18.

 




Поделиться
Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно