Версия для печати 2202 Материалы по теме
Основа для развития создана

Благодаря принятым руководством страны решениям по поддержке ключевых отраслей промышленности, укреплению финансовой дисциплины в прошлом году в России были сформированы стабильные и предсказуемые условия для развития экономики. В текущем году необходимо закрепить достигнутые результаты. О том, какие задачи сегодня стоят перед Министерством финансов РФ, шел разговор на расширенной коллегии ведомства 26 марта 2019 года.

В прошлом году впервые за последние семь лет федеральный бюджет был исполнен с существенным профицитом в 2,6% ВВП. И это произошло в условиях, когда цены на нефть уже давно не самые высокие. Благодаря применению бюджетного правила значительно увеличился объем Фонда национального благосостояния и средств дополнительных нефтегазовых доходов на специальных счетах — почти до 8,5 триллиона рублей. Бюджеты регионов 2018 года исполнены с профицитом в 500 миллиардов рублей, региональный госдолг снизился на 5%.

Для закрепления положительных результатов и достижения еще более масштабных в стране запущены национальные проекты. Все соглашения по предоставлению субъектам РФ межбюджетных трансфертов на их реализацию были заключены в середине февраля. Тем не менее деятельность по реализации нацпроектов требует некоторых корректировок. «В будущем работу по конкретным мероприятиям национальных проектов нужно начинать раньше, не дожидаясь заключения соглашений. Регионы могут запускать конкурсные процедуры в рамках национальных проектов уже в начале года», — подчеркнул Председатель Правительства РФ Д. А. Медведев. Поэтому в текущем году там, где это возможно, необходимо организовать заключение дополнительных соглашений по реализации национальных проектов до 2024 года, чтобы регионы могли планировать свою работу на несколько лет вперед. Кроме того, как отметил Медведев, для эффективной реализации национальных проектов необходимо упростить законодательство о контрактной системе, которое на сегодняшний день довольно сложное и недостаточно гибкое.

Концентрация ресурсов

Первый заместитель Председателя Правительства РФ — министр финансов РФ А. Г. Силуанов рассказал о том, какие задачи стоят перед Минфином России на текущий год. В первую очередь они касаются достижения национальных целей развития в сфере экономики. Темп роста ВВП Российской Федерации должен быть выше темпов развития мировой экономики. Также необходимо обеспечить вхождение России в пятерку крупнейших экономик мира. Все это может быть достигнуто только при наличии стабильных условий ведения бизнеса.

Как отметил первый вице-премьер, большая часть работы по обеспечению предсказуемости экономических, финансовых, и налоговых условий уже сделана. В частности, введено бюджетное правило, зафиксированы ключевые параметры налоговой системы, определены правила индексации тарифов. Предстоит создать прозрачную систему неналоговых платежей, и Минфин России сейчас готовит предложения по изменению налогового законодательства. «Часть неналоговых платежей должна войти в состав государственной пошлины, по остальным должна быть ограничена возможность их установления. Это повысит предсказуемость работы бизнеса», — сказал Силуанов.

Что касается создания справедливых конкурентных условий, то сегодня необходимо устранить все еще имеющее место конкурентное преимущество теневого сектора за счет улучшения администрирования налогов. Применение современных технологий, использование баз больших данных уже позволили существенно продвинуться в этом направлении. В текущем году эта работа должна быть расширена за счет мер по обелению теневых зарплат, выявления и постановки на учет имущественных комплексов, внедрения систем прослеживаемости ввоза товаров и их прохождения от границы до розницы.

Важнейшая задача Министерства финансов РФ — это концентрация ресурсов на достижении приоритетных национальных целей. При этом национальный проект не является единственным инструментом их достижения. За шесть лет на реализацию национальных проектов будет потрачено чуть более 18 триллионов рублей. Общий же объем ресурсов государства за шестилетний период составит 240 триллионов. Ресурс огромен, и сейчас стоит задача инвентаризации мероприятий государственных программ для анализа их вклада в достижение национальных целей. «В этой связи требуется упростить процедуру формирования и корректировки государственных программ, перевести их в форму электронных документов и применять в отношении них принципы проектного управления. В 2019 году необходимо сформировать соответствующую методологическую и нормативную базу, чтобы в следующем уже приступить к реализации программного принципа, основанного на проектном подходе», — считает министр финансов.

Несмотря на то что 90% межбюджетных трансфертов на реализацию нацпроектов распределены законом о федеральном бюджете, а уведомления об объеме выделяемых ресурсов, которые являются основанием для внесения изменений в бюджетную роспись, доведены до регионов еще в декабре прошлого года, темпы этой работы пока низкие. И хотя закупочные процедуры можно было проводить еще с начала 2019 года, по состоянию на 26 марта по национальным проектам заключено всего чуть больше двух тысяч контрактов. Примерно на 3% объема распределенных межбюджетных трансфертов. 21 регион не заключил ни одного контракта, а 30 регионов заключили 1–3 контракта.

Учесть все резервы

Председатель Счетной палаты РФ А. Л. Кудрин в своем выступлении остановился на рисках, которые необходимо учитывать при достижении национальных целей. Проведена большая работа по национальным проектам, выделены действительно немалые средства. Но реализация национальных проектов не обеспечит достижение национальных целей в полном объеме. «И мы еще ждем планов достижения национальных целей, подготовка которых обозначена Основными направлениями деятельности Правительства РФ до 2024 года. Пока они не представлены, и мы не можем до конца оценить все меры и финансовые ресурсы, которые потребуются для достижения национальных целей», — сказал Кудрин.

В частности, увеличение темпов роста экономики не обеспечивается только выполнением национальных проектов. Требуется решение более широкого спектра задач, институциональные изменения, связанные со снижением административной нагрузки на бизнес, с совершенствованием регуляторной среды, сокращением контрольных мероприятий и в целом с улучшением качества государственного управления. По мнению председателя Счетной палаты, резервы, которые способствовали бы экономическому росту, пока недостаточно учитываются. Например, этот ресурс есть в снижении доли государства в экономике. Но в ближайшие три года планируется провести приватизацию на сумму 24 миллиарда рублей, что является самым низким плановым показателем за последние 15 лет. То есть мера по снижению доли государства пока поставлена на паузу, а это, по мнению Кудрина, уменьшает внутренний драйв в экономике, ориентацию на частный сектор.

Кроме того, Счетная палата считает, что для достижения более высоких темпов развития экономики нужно увеличить вложения в образование и здравоохранение, в том числе в процентах к ВВП. За предыдущие шесть лет за счет всех источников здравоохранение, например, было профинансировано на сумму около 17,3 триллиона рублей, в предшествующий шестилетке 2012 год расходы на отрасль составили 2,4 триллиона рублей. То есть в номинальном выражении рост объемов финансирования был, но в реальном расходы снизились на 2,5%. «Если сохранить планирование расходов на здравоохранение в тех же процентах к ВВП, то за шесть лет они составят порядка 25,7 триллиона рублей. К базовому, 2018 году прирост расходов в номинальном выражении составит около 4,8 триллиона, из которых 1,7 триллиона будет направлено на реализацию национальных проектов. Остальные расходы номинального прироста станут в основном исполнением или индексацией текущих и старых обязательств. В составе общих номинальных расходов финансирование отрасли составит около 6,5%. По мнению Кудрина, этого недостаточно для осуществления серьезного прорыва в улучшении качества жизни, увеличении продолжительности жизни.


Во взаимодействии с Минфином

Министр экономического развития РФ М. С. Орешкин отметил, что только благодаря новой макроэкономической реальности, в которой сейчас живет страна, России удалось избежать экономического кризиса после падения цен на нефть в конце прошлого года. «Новая реальность позволила нам пережить спокойно все внешние колебания», — сказал он. Но новые цели развития, которые характеризуются очень амбициозными показателями, возможно достигнуть только при полной концентрации ресурсов и работе на результат в единой команде.

По словам председателя Центрального банка РФ Э. С. Набиуллиной, макроэкономическая стабильность не может заменить собой экономического роста, но является его основой. Важную роль в обеспечении стабильности играет бюджетное правило. Именно благодаря ему все реально почувствовали снижение зависимости экономики от цены на нефть.

В прошлом году бюджетное правило с разных сторон подвергалось проверке на прочность. В момент роста цен на нефть активизировались дискуссии о том, надо ли изменить цену отсечки, чтобы профинансировать дополнительные расходы. «Минфин занял консервативную позицию, и мы активно поддерживаем здесь Министерство финансов, потому что именно следование бюджетному правилу способно стабилизировать рынок. А если участники рынка будут ожидать, что при росте цен у нас цена отсечки растет, при снижении цен — падает, это не будет способствовать стабилизации», — отметила Набиуллина.

В прошлом году Центробанк в связи с резко возросшей волатильностью на валютном рынке два раза приостанавливал покупку валюты и такой позиции будет придерживаться и впредь — в случае повышенной волатильности покупки будут приостанавливаться полностью, а не частично. Бюджетное правило в совокупности с мерами денежно-кредитной политики действительно довольно устойчиво защищает финансовую стабильность, тем не менее председатель Центробанка в качестве слабого места отметила отсутствие в стране длинных внутренних денег. «Собственная инвесторская база, наличие мощных институциональных инвесторов делают финансовые рынки страны более стабильными. И важно, чтобы это были инвесторы с долгосрочными стратегиями. Поэтому для того, чтобы обеспечить и улучшить финансовую стабильность, мы должны думать о внутренних инвесторах. Надеюсь, что нам с Минфином и другими ведомствами совместными усилиями удастся сформировать такой институт», — сказала Набиуллина.

Не тормозить процесс

Как сказал председатель Комитета Государственной думы РФ по бюджету и налогам А. М. Макаров, некоторые процедуры, регламентированные Федеральным законом о контрактной системе, только создают иллюзию защищенности денег. На самом же деле устоявшиеся годами стереотипы нужно менять потому, что они не учитывают объемы и значение новых задач. По мнению депутата, 44‑ФЗ нужно править — на те цели, для достижения которых создан этот нормативный правовой акт, он не работает.

Также сегодня проблемной является ситуация с иными межбюджетными трансфертами, в рамках которых в основном финансируются мероприятия национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги». Правительство РФ утверждает распределение по этим трансфертам к 1 апреля, и регион может выйти на конкурсные процедуры только после 15 апреля. Деньги в регион придут только к августу, когда начинать дорожное строительство в большинстве территорий уже не имеет смысла. «Получается, что мы теряем целый бюджетный цикл. Поэтому к следующему бюджетному циклу нам стоит вообще отказаться от понятия “иные межбюджетные трансферты”», — заключил Макаров.

Е. П. Беспалова

 

Поделиться