О современных требованиях, предъявляемых к кадрам на государственной службе, мы поговорили с Андреем Витальевичем КЛИМЕНКО, директором Института государственного и муниципального управления НИУ ВШЭ.
— Как вы оцениваете ситуацию с уровнем профессиональной подготовки кадров для госсектора с учетом требований мультизадачности?
— Ситуация очень разная и зависит от конкретного ведомства, региона, сферы полномочий. Однако в целом, учитывая постоянные изменения и новые вызовы в системе госуправления, квалификации и навыков всегда не хватает.
Негативное влияние на уровень кадрового потенциала оказывают текучка кадров на госслужбе, отсутствие преемственности, неукомплектованность штата. Хроническая проблема — неадекватный уровень и архаичная система оплаты труда, не позволяющие привлечь высококвалифицированных специалистов. Так, более чем в 70 процентах федеральных ведомств зарплата в 2018 году была ниже, чем в среднем по Москве, что негативно влияет на отбор кадров. В регионах в среднем ситуация несколько лучше.
— Как институт реагирует на вызовы, которые формирует государство?
— Университет не может постоянно реагировать на вызовы. Он должен придерживаться долгосрочной стратегии. Конечно, мы учитываем глобальные тенденции и то, что важно для нашего российского госуправления. Например, задолго до развертывания национальных проектов мы обращали внимание не только на дисциплины, посвященные разным сторонам проектного подхода, но и на включение студентов в реальную проектную работу по тематикам, сформулированным федеральными ведомствами.
В качестве обязательных у нас приняты курсы из области Digital Culture (цифровая культура). Большое внимание уделяем управлению общественными финансами, в том числе БОР. При этом стараемся теоретическую подготовку, дающую фундаментальное понимание проблем и широкое видение, совмещать с выработкой практических навыков. Наверное, к этому стремимся не только мы, но и наши коллеги.
— Какие запросы со своей стороны формируют ваши студенты и что ожидают от ваших выпускников ведомства всех уровней, нуждающиеся в кадрах?
— Вопрос о студентах очень сложный. Всем им нужен успех в жизни, но каждый понимает его по-своему. Даже обучаясь на программах ГМУ, они могут не стремиться к карьере чиновника. Мы должны для них предоставить более широкий выбор в рамках общественного сектора экономики, также обозначить исследовательский трек.
Что касается ведомств, то им нужны готовые специалисты по очень конкретной тематике, но ни один вуз не готовит узких специалистов под текущие задачи управления. Поэтому для выпускников нужен период адаптации, практики, наставничества. Однако какие-то универсальные навыки, востребованные в управлении, можно и нужно дать. Например, умение быстро собирать и анализировать информацию, подготавливать внятные аналитические записки и обоснования решений. Есть спрос на умение использовать современные количественные и качественные методы в рамках доказательной политики. Необходимы и организационные навыки. Не каждый станет лидером, руководителем, но попробовать должен.
— Как мы смотримся на международном уровне?
— Если вопрос относится к программам по государственному и муниципальному управлению в НИУ ВШЭ, то две из них (программы бакалавров и магистров) в 2017 году получили международную аккредитацию. То есть их качество признано соответствующим европейскому уровню. Это пока единственные образовательные программы в России по направлению ГМУ с международной аккредитацией.
Критерии аккредитации не только включают оценку содержания курсов дисциплин, но также учитывают взаимодействие с выпускниками и работодателями, организацию учебного процесса, квалификацию и публикационную активность преподавателей. Последнее зависит от включенности преподавателей в исследования, проекты, что во многих наших вузах является узким местом.
— Назовите сильные и слабые стороны России и зарубежья в подготовке кадров для госуправления?
— Одной из сильных сторон работы с кадрами, которую мне приходилось наблюдать за рубежом, является упреждающая подготовка к изменениям. Например, разрабатываются изменения в бюджетный процесс, и уже на стадии их подготовки с участием авторов новаций планируются курсы повышения квалификации, обязательные для всех, кто будет работать с бюджетом. У нас обратная ситуация.
Что касается вузов, то в их образовательных программах важен баланс теории и практики, выработки умений анализировать различную информацию, принимать управленческие решения и организовывать их исполнение.
Подготовила С. А. СТРЕЛЬНИКОВА