В 2018 году в число победителей Всероссийского конкурса «Лучшие кадровые практики в системе государственного и муниципального управления», который Минтруд России проводит с 2013 года, вошло Управление государственной гражданской службы Администрации главы Республики Коми. Поделиться опытом реализации кадровой политики мы попросили Ризиду Юнировну СУЯРГУЛОВУ, заместителя руководителя Администрации главы Республики Коми — начальника Управления государственной гражданской службы.
Приоритетная задача
— Ризида Юнировна, судя по результатам конкурса Минтруда России, кадровая работа в республике ведется на хорошем уровне.
— Реализация задач, обозначенных в указе Президента РФ № 204, невозможна без совершенствования кадровой политики в системе госуправления. Поэтому формирование высококвалифицированного и эффективного кадрового состава государственных органов и органов местного самоуправления Республики Коми входит в число приоритетных задач главы региона Сергея Анатольевича Гапликова и регионального правительства.
Вектор реализации кадровой политики в системе госуправления в республике определяют следующие тренды:
увеличение объема обрабатываемой для принятия управленческих решений информации, сокращение времени для разработки и принятия управленческих решений;
увеличение количества межведомственных задач и проектов;
цифровизация государственного управления;
сокращение штатной численности органов государственной власти республики.
Эти тренды предъявляют высокие требования к профессиональным и личностным качествам и компетенциям сотрудников. Привлечение, удержание и развитие профессиональных кадров является главным приоритетом нашей кадровой политики.
— Существует ли в органах государственной власти республики проблема нехватки кадров?
— Ежегодно кадровый состав органов государственной и муниципальной власти обновляется практически на четверть. Поэтому наша кадровая политика нацелена на выявление и привлечение на службу специалистов, отвечающих высоким требованиям, которые сегодня предъявляет динамичное социально-экономическое развитие региона. Для нас принципиально важны высокий интеллект и профессионализм, творческие способности, умение использовать современные цифровые технологии и, что не менее важно, умение слышать людей, поддерживать обратную связь с населением, выполнять свои обещания.
— Что конкретно вы предпринимаете?
— Чтобы на государственную службу пришли перспективные управленцы, мы проводим большое количество информационно-разъяснительных мероприятий для населения. Их главный идеологический посыл — «государственная служба — это пространство для реализации возможностей и самых дерзких проектов».
Для школьников и студентов это открытые уроки в школах и вузах, дни открытых дверей в органах власти, прохождение практики, дни карьеры, организация тематических площадок на молодежных форумах. В 2016–2018 годах в этих мероприятиях приняло участие более шести тысяч человек.
Для привлечения на госслужбу специалистов Правительство Республики Коми презентует себя в качестве работодателя на ярмарках вакансий: в 2016–2018 годах от участников поступило более двух тысяч обращений. Проходят конкурсы на включение в кадровый резерв и замещение вакантных должностей: за последние три года в них приняли участие более полутора тысяч человек.
Спецпроекты
— Новацией в государственной кадровой политике республики стал проект «Стажер». Расскажите о нем подробнее.
— Проект реализуется с 2014 года.Ежегодно с пятью выпускниками вузов, отобранными на конкурсной основе, мы заключаем срочные трудовые договоры на год. В течение этого срока каждый из молодых специалистов проходит стажировку в четырех государственных органах. Проект направлен на решение сразу нескольких задач. Это профориентация молодых специалистов, позволяющая им после года работы сделать осознанный выбор профессионального развития; повышение престижа государственной службы, развенчивание мифов о ней; развитие института наставничества; подтверждение необходимости тщательной профессиональной оценки кандидатов на участие в проекте.
За период реализации проекта в конкурсном отборе приняли участие более 200 человек, стажировку прошли 23 специалиста, 19 из которых по результатам стажировки трудоустроены в систему государственного и муниципального управления. Как отмечают участники проекта, стажировка — это отличная стартовая площадка, позволяющая оценить возможность практического применения в различных сферах госуправления имеющихся знаний и навыков по профессии и сделать осознанный выбор относительно своей дальнейшей карьеры.
Эффективным инструментом повышения качества управленческих кадров является проект «Команда Республики Коми» по формированию и развитию резерва управленческих кадров региона. Резерв формируется с 2008 года. Конкурсанты проходят тщательный отбор и оценку. Для эффективного развития резерва реализуется комплексная образовательная программа с учетом результатов оценки.
Как раз сейчас проводится новый набор резервистов: 5 апреля закончился прием документов от кандидатов, в апреле — мае пройдут конкурсные испытания, в июне будет сформирован новый состав резерва и начнется реализация программы развития резервистов. Она включает в себя мероприятия, направленные на развитие управленческих компетенций и профессиональных навыков, необходимых для эффективной работы в системе государственного и муниципального управления.
— Какие знания и навыки получают резервисты?
— Они проходят обучение по программам повышения квалификации по базовым направлениям — «Государственное и муниципальное управление», «Стратегия социально-экономического развития Российской Федерации и Республики Коми», «Управление проектами» и по отраслевым блокам — «Управление промышленностью, сельским хозяйством и природными ресурсами территории», «Экономика общественного сектора, управление общественными финансами и социальная политика», «Управление экономикой и экономическим развитием».
Также молодые люди принимают участие в тренингах по развитию управленческих навыков — «Управление конфликтами», «Управление персоналом», «Психология делового общения», «Эффективные переговоры», «Мотивационный менеджмент», «Технология принятия взвешенных управленческих решений», «Навыки публичных выступлений», «Управление многозадачностью», «Стресс-менеджмент», «Управление проектами». Осуществляют резервисты и проектно-экспертную деятельность, которая предполагает их участие в приоритетных проектах, направленных на решение ведомственных задач, стоящих перед государственными органами и органами местного самоуправления Коми.
— Каждому резервисту на определенном этапе конкурса назначают наставника. Кто им становится?
— Наставниками становятся министры, мэры городов, руководители крупных предприятий и организаций региона. Это повышает шансы участников проекта «Команда Республики Коми» на продвижение по карьерной лестнице. Тема наставничества стала у нас одной из первостепенных. Глава региона объявил 2019 год Годом наставничества в Республике Коми. Наш регион — первый в стране, где объявлен такой тематический год.
Повышение квалификации
— Как действующие сотрудники повышают квалификацию, наращивают компетенции? Достаточен ли применяемый инструментарий для решения задач в современных условиях?
— В современных условиях государственный служащий не может быть эффективным без постоянного и системного профессионального развития. Мы понимаем важность данного вопроса, поэтому в Коми проводится комплексная работа, направленная на повышение квалификации кадров. Ежегодно реализуется около 50 программ повышения квалификации для 35–40 процентов служащих. Развивается система непрерывного образования служащих с применением современных информационных технологий — создана площадка электронного обучения «Корпоративный университет государственных и муниципальных служащих Республики Коми». Реализуются модульные комплексные программы обучения для различных групп служащих — в сфере ЖКХ, управления имуществом, контрольно-надзорной деятельности, для новичков на государственной службе, руководящего состава. Расширена практика проведения тренингов, мастер-классов, деловых игр, направленных на развитие компетенций в области лидерства, стратегического мышления, эффективных коммуникаций, управления персоналом.
В дополнение к программам повышения квалификации организуются межведомственные семинары. Они дают возможность получения актуальных знаний от экспертов-практиков.
— Вы оцениваете результативность всех этих мер?
— В среднем по окончании обучения слушатели демонстрируют прирост компетенций на 30–35 процентов. Более 80 процентов слушателей удовлетворены качеством обучения.
Особое внимание мы уделяем обучению руководителей. Реализуем комплексные программы, основная цель которых заключается в формировании перечня вызовов, стоящих перед регионом по различным направлениям, развитии командных навыков при реализации региональной политики, развитии управленческих навыков. Слушателей ориентируют на применение проектного подхода. Также для обучения региональных управленческих команд высшего уровня используем федеральные ресурсы по таким направлениям, как «Цифровая экономика», «Моногорода», «Развитие региональных команд».
Подготовила С. А. СТРЕЛЬНИКОВА