По поручению Президента РФ реформа контрольно-надзорной деятельности должна быть завершена до 1 января 2021 года. Ключевая идея реформы состоит в кардинальном изменении принципа государственного и муниципального контроля и в приведении их в соответствие с современными реалиями. Основой нововведения является риск-ориентированный контроль.
В настоящее время на различных федеральных площадках идет активное обсуждение вопроса, связанного с обновлением законодательной базы контрольно-надзорной деятельности. Отдельное внимание уделяется вопросам муниципального контроля.
Как отметил президент Союза российских городов, председатель Челябинской городской думы С. И. Мошаров, в данной сфере существует целый комплекс проблем, которые ставят под сомнение результативность и эффективность муниципального контроля. Согласно результатам опроса, проведенного Центром поддержки и сопровождения органов местного самоуправления РАНХиГС в 2018 году, главными проблемами, по мнению представителей муниципальных образований, являются:
1
Пробелы правового регулирования. Например, отсутствие четко закрепленного законодательством механизма о взаимодействии органов МСУ и органов государственной власти при осуществлении муниципального контроля.
2
Ограниченность полномочий органов МСУ в сфере проведения контрольных мероприятий по привлечению к ответственности по их результатам.
3
Высокие затраты местных бюджетов на осуществление муниципального контроля. Сегодня практически полностью отсутствует возможность пополнения бюджетов за счет поступающих штрафов.
4
Кадровый голод и ограниченный штат муниципальных служащих для квалифицированного осуществления различных видов муниципального контроля.
Важно отметить, что, несмотря на ограничения и существующие проблемы, представители всех видов муниципальных образований признают необходимость муниципального контроля, но не в том формате, в котором он существует сегодня.
По словам Мошарова, для проработки всех названных вопросов СРГ создал проектный офис «Муниципальный контроль». При Минэкономразвития России действует рабочая группа, в которую вошли представители федеральных министерств и ведомств, экспертного сообщества. Результатом такой совместной работы должен стать новый проект федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».
Как отметила эксперт Минэкономразвития России, координатор группы разработчиков проекта о государственном и муниципальном контроле (надзоре) М. А. Якутова, данный законопроект еще находится в проработке и публично пока не представлен.
«Законопроект, над которым мы работаем, значительно отличается не только от действующего Закона № 294, но и от первой редакции законопроекта с одноименным названием, который в 2018 году прошел первое чтение в Госдуме, — рассказала Якутова. — По сути дела, мы пишем новый закон о государственном контроле и муниципальном контроле в РФ».
Важной особенностью проекта является то, что в нем будут учтены интересы разных муниципальных образований: от городов-миллионников до сельских поселений. В том числе будет прописана потребность в тех или иных видах муниципального контроля и ресурсов для его осуществления.
Минэкономразвития России для согласования вопросов по теме муниципального контроля проводило совещание рабочей группы, на которое были приглашены специалисты, владеющие практикой муниципального контроля, представители СРГ.
По словам Мошарова, участники совещания в целом поддержали реформу, но предлагаемые нововведения, которые расширят возможности органов самоуправления по профилактике и оперативному устранению правонарушения, требуют дополнительного обсуждения и проработки.
М. И. КУЛЬКОВА