Вадим Александрович МИХАЙЛОВ, начальник отдела казначейского сопровождения Управления Федерального казначейства по Саратовской области
Первый свой опыт казначейского сопровождения субсидий для сельского хозяйства Управление Федерального казначейства по Саратовской области (далее — Управление) получило в 2017 году, когда открыло семь лицевых счетов, на которых отражалось лишь несколько направлений государственной поддержки. А именно: поддержка начинающих фермеров, развитие семейных животноводческих ферм и развитие материально-технической базы сельскохозяйственных потребительских кооперативов. Руководство региона отметило положительный эффект применения нового механизма и приняло решение о переводе с 2018 года на казначейское сопровождение максимально широкого перечня субсидий.
Открытие лицевых счетов
В 2018 году в Саратовской области на казначейское сопровождение переведены следующие сельскохозяйственные субсидии:
на возмещение части затрат на закладку и уход за многолетними плодовыми и ягодными насаждениями и виноградниками;
на возмещение части затрат на приобретение элитных семян;
на возмещение части процентной ставки по долгосрочным, среднесрочным и краткосрочным кредитам, взятым малыми формами хозяйствования;
на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства;
на государственную поддержку сельского хозяйства в области развития мелиорации сельскохозяйственных земель Саратовской области и др.
Перечисление средств из областного бюджета началось в первом квартале 2018 года, когда в регионе традиционно в самую активную фазу вступает подготовка к весенне-полевым работам. Поэтому задачей номер один для Управления стало недопущение срыва сроков ее проведения. В оперативном режиме — в течение трех дней — сельхозпроизводителям области было открыто порядка полутора тысяч лицевых счетов (рисунок 1).
В целях скорейшего доведения субсидий на оказание несвязанной поддержки в области растениеводства и обеспечения выполнения запланированных мероприятий в установленные сроки Управление обратилось в Федеральное казначейство с предложением упростить ряд процедур по открытию лицевых счетов. В частности, было предложено распространить технологию резервирования лицевых счетов на сельхозпроизводителей, а также использовать для открытия соглашения о предоставлении субсидий, разработанные Министерством сельского хозяйства Саратовской области в электронном виде.
Но наиболее важной стала наша инициатива по предоставлению специалистам территориальных органов Федерального казначейства права заверения карточек образцов подписей. Суммы предоставляемых небольшим крестьянским (фермерским) хозяйствам субсидий незначительны, а стоимость нотариального заверения карточек образцов подписей составляет не менее 1,5 тысячи рублей. Поэтому Управление обратилось в центральный аппарат Федерального казначейства с просьбой рассмотреть возможность оформлять карточки в присутствии должностного лица органа Федерального казначейства, который проставит отметки об удостоверении полномочий и подписей. Инициатива была поддержана и нашла отражение в приказе Федерального казначейства[1].
Адаптация клиентов
Другой, не менее важной для Управления задачей стало создание максимально комфортных условий для адаптации клиентов к работе по новым правилам. С этой целью было проведено несколько совещаний с участием представителей Министерства сельского хозяйства Саратовской области, районных управлений сельского хозяйства, сельскохозяйственных товаропроизводителей (в том числе в режиме видеоконференций).
На них подробно обсуждался порядок проведения операций при казначейском сопровождении средств (начиная с заключения соглашения о предоставлении субсидии и открытия лицевого счета и заканчивая его закрытием после исполнения всех обязательств). Кроме того, разъяснялись алгоритмы взаимодействия с органами казначейства, порядок подключения к электронному документообороту и его преимущества по сравнению с традиционным бумажным (рисунок 2). Но ввиду небольшого количества проводимых платежных операций абсолютное большинство получателей субсидий приняло решение обслуживаться с применением бумажного документооборота.
На территории Саратовской области активно функционируют многочисленные сельскохозяйственные организации различных форм собственности, предприятия пищевой и перерабатывающей промышленности, потребительские кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства. Причем это многообразие представлено во всех муниципальных районах. В связи с этим основная нагрузка по обслуживанию данной категории клиентов пришлась на территориальные отделы Управления. Подразделения выступили в роли так называемых фронт-офисов, они непосредственно взаимодействовали с аграриями и оказывали им всестороннюю помощь в оформлении заявлений на открытие лицевых счетов, карточек образцов подписей, сведений об операциях с целевыми средствами, платежных поручений для проведения расходных операций, консультировали по применению нормативных правовых актов.
Всего в 2018 году сельскохозяйственным товаропроизводителям Саратовской области было открыто более трех тысяч лицевых счетов, на которые перечислено 2,3 миллиарда рублей государственной финансовой поддержки. Объем проведенных платежей с лицевых счетов составил почти 2,16 миллиарда рублей, или 95%. Подавляющее большинство платежей — это возмещение ранее понесенных расходов — две третьих всех кассовых выплат (рисунок 3). Это обусловлено самим характером субсидий — большинство из них предоставлялось на возмещение части затрат сельскохозяйственных производителей.
Для проведения операций получатели субсидий представляют в органы Федерального казначейства платежные поручения и первичные документы, подтверждающие возникновение обязательств по оплате товаров, работ и услуг, — договоры, товарные накладные, акты выполненных работ (оказанных услуг) и т. д. На этапе проведения выплат казначеи проверяют соответствие планируемых расходов предмету и целям соглашения о предоставлении субсидии. При этом помимо первичных документов рассматриваются сведения об операциях с целевыми средствами, в которых обозначены все направления расходования ассигнований, а также планируемые суммы выплат по ним. Каждое из направлений можно детализировать до необходимого уровня, выделив, к примеру, приобретение запасных частей, горюче-смазочных материалов, объектов основных средств и т. д. Тем самым можно разложить субсидию, предоставленную конкретному сельскохозяйственному товаропроизводителю, на составные части с последующим проведением анализа основных направлений ее использования.
Плюсы казначейского сопровождения
Помимо обеспечения контроля за целевым использованием средств казначейское сопровождение субсидий способствует, во-первых, повышению прозрачности движения бюджетных средств от ГРБС до конечного получателя. Раньше деньги из бюджета сельскохозяйственным товаропроизводителям направлялись на их расчетные счета, открытые в кредитных организациях, и при этом никак не выделялись в составе общего остатка. Теперь бюджетные средства, отраженные на лицевых счетах, открытых в органах Федерального казначейства, подсвечиваются уникальным идентификационным кодом, присваиваемым каждому заключенному соглашению.
Во-вторых, механизм способствует повышению уровня информированности ГРБС, поскольку они, являясь уполномоченными органами на предоставление средств государственной поддержки, могут получать полную информацию о ходе исполнения аграриями своих обязательств, включая сведения о произведенном кассовом расходе и остатке средств на лицевых счетах на любую календарную дату.
Еще один важнейший аспект — наличие аудиторского следа. Хранящиеся в информационных системах Федерального казначейства первичные и расчетные документы в дальнейшем могут быть запрошены органами государственного (муниципального) финансового контроля при проведении проверок в отношении получателей средств господдержки.
Справка
Саратовская область — один из крупнейших аграрных регионов страны. Согласно данным областного правительства, в 2016 году сельское хозяйство обеспечило более 13% валового регионального продукта[2]. На поддержку сельхозпроизводителей из федерального бюджета в рамках Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия поступают значительные средства. Так, в последние годы отрасль получает пятую часть средств, выделяемых региону, что уступает только финансированию социальной сферы.
История казначейского сопровождения
Задача по осуществлению предварительного фактического контроля за расходованием бюджетных средств в важнейших отраслях ставилась еще в XIX веке. Так, в период правления Александра III (1881–1894) в декабре 1882 года были утверждены Правила о контрольной проверке операций по постройке оборонительных сооружений у города Ковно (территория современной Литвы) и деревни Оссовец (территория современной Польши). На основании этого документа у контрольных учреждений появлялось право на проверку отпуска денежных средств и фактически выполненных работ по постройке сооружений, инвентаризацию материалов, хранящихся на складах и т. д. А на следующий год свет увидели Правила о контрольном надзоре за постройкой и эксплуатацией казенных железных дорог, которые конкретизировали направления текущего контроля. Он осуществлялся, в частности, при приеме и освидетельствовании приобретаемых материалов и имущества для нужд железной дороги; при освидетельствовании проведенных работ и используемых материалов и т. д.[3]
[1] Приказ Федерального казначейства от 28 декабря 2018 года № 42н «О Порядке открытия лицевых счетов территориальными органами Федерального казначейства юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям при казначейском сопровождении целевых средств в случаях, предусмотренных Федеральным законом “О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов”».
[2] Официальный сайт Правительства Саратовской области: saratov.gov.ru.
[3] Сакович В. А. Государственный контроль в России, его история и современное устройство в связи с изложением сметной системы, кассоваго порядка и устройства государственной отчетности. Ч. 1-2 / [соч.] В. А. Саковича. Санкт-Петербург: Типо-литография Берман и Рабинович, 1896–1897. XXIV, 358, XXIV, 91 с. [Электронный ресурс] // URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01003554018 (дата обращения: 19.02.2019).