Версия для печати 2794 Материалы по теме
Совершенствуем работу и реализуем новые задачи

Людмила Борисовна АРЦЫБАШЕВА, руководитель Управления Федерального казначейства по Оренбургской области

Федеральное казначейство приобретает новые полномочия и решает новые задачи. В частности, только в 2018 году Управление Федерального казначейства по Оренбургской области (далее — Управление) участвовало в апробации и опытной эксплуатации 12 пилотных проектов (рисунок 1).
В то же время постоянно совершенствуются формы и методы работы по исполнению традиционных функций.

Генетическая функция

Казначейство является кассиром бюджетов бюджетной системы, и наша генетическая функция — обслуживание всех счетов бюджетов. Каждый платеж в пользу государства и от имени государства проходит через счета в казначействе. В 2018 году только на счета бюджетов Управления поступило доходов в сумме 444,4 миллиарда рублей, что на 27% больше, чем в 2017 году, и на 39% больше, чем в 2016 году. В I квартале 2019 года поступления доходов составили 108,2 миллиарда рублей, это на 18% превышает поступления за аналогичный период 2018 года и на 28% — 2017 года.

В 2018 году со счета № 40101 «Доходы, распределяемые органами Федерального казначейства между уровнями бюджетной системы Российской Федерации» Управления распределено доходов, поступивших от налогоплательщиков, на сумму 517 миллиардов рублей. В том числе в федеральный бюджет — 306 миллиардов рублей (70,9%). Доля перечисления в федеральный бюджет за 2017 год составляла 65,6%, в 2016 году — 58,7%. Рост доли перечисления в федеральный бюджет наблюдается ежегодно (рисунок 2).

Налоговые доходы составили 84% от общей суммы поступлений, в том числе налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) — 44%. Неналоговые доходы составили менее 16% от общей суммы. Приведенные данные показывают, что НДПИ является одним из основных источников формирования доходной части бюджетов (рисунок 3).

Особое внимание казначейство уделяет работе по сокращению невыясненных поступлений, в платежных документах по которым неверно заполнены реквизиты (ИНН/КПП получателя, код бюджетной классификации или балансовый счет). Такие платежи не могут быть отражены на лицевых счетах администраторов доходов бюджета, что приводит к несвоевременному формированию доходной части бюджетов. Регулярное взаимодействие Управления с администраторами доходов позволяет в установленные законодательством сроки уточнить невыясненные поступления и распределить их в соответствующие бюджеты бюджетной системы. Так, в 2018 году с кода бюджетной классификации 10011701010010000180 «Невыясненные поступления, зачисляемые в федеральный бюджет» уточнено на основании уведомлений об уточнении вида и принадлежности платежа и возвращено на основании заявлений плательщиков, банков, государственных или муниципальных учреждений около 1 миллиарда рублей. Только в январе 2019 года в рамках исполнения статьи 4 Федерального закона от 29 ноября 2018 года № 459‑ФЗ «О федеральном бюджете на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов» Управление перечислило невыясненных поступлений, зачисляемых в федеральный бюджет, прошлых лет (до 1 января 2016 года) на прочие неналоговые доходы федерального бюджета в размере 6 миллионов рублей.

Под потребность

Отметим, что поток денежных средств, перечисляемых в федеральный бюджет со счета № 40101 Управления, не является односторонним — из федерального бюджета в областной поступают средства в виде субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов. В процессе перечисления финансовой помощи из федерального бюджета в региональные используется механизм перечисления целевых средств под фактическую потребность. Очевидно, что необходимость внедрения данного механизма была обусловлена ежегодным увеличением не использованных субъектами РФ и муниципальными образованиями целевых средств, остатки которых возвращались в федеральный бюджет. Это свидетельствовало о нерациональном их использовании, и применение указанного механизма является одним из способов повышения ликвидности единого казначейского счета. Апробацию перечисления средств «под потребность» Управление осуществило в 2013 году силами трех пилотных ТОФК совместно с Министерством сельского хозяйства РФ. За истекший период 2019 года 20 федеральных министерств передали Управлению полномочия для реализации механизма «под потребность». С лицевых счетов по переданным полномочиям в 2019 году планируется обеспечить потребность по 111 видам межбюджетных трансфертов из федерального бюджета (рисунок 4).

С июля 2015 года в Оренбургской области при перечислении межбюджетных трансфертов из областного бюджета «под потребность» применяется метод Федерации (рисунок 5). Данный механизм мы поэтапно внедряем совместно с Министерством финансов Оренбургской области. В текущем году 12 главных распорядителей средств областного бюджета передали Управлению полномочия по перечислению из бюджета области в бюджеты муниципальных образований 42 целевых межбюджетных трансферта. По 23 из них применяется сквозной механизм перечисления (из федерального бюджета в бюджет субъекта РФ и далее в бюджеты муниципальных образований). Для осуществления переданных полномочий на 15 апреля 2019 года было открыто 383 лицевых счета.

Поделиться