Ольга Петровна ГРЕМЯКОВА, аудитор Счетной палаты Тульской области
Взаимодействие региональных органов государственного и общественного контроля было и остается насущной темой. А в условиях организации и осуществления мероприятий по мониторингу и контролю за ходом реализации национальных проектов и достижению поставленных в них целей оно приобретает новое актуальное значение. В связи с чем очень важно, чтобы в каждом регионе такое взаимодействие было выстроено эффективно, мобилизованы все имеющиеся ресурсы для достижения приоритетных целей и минимизации (предотвращения) возможных рисков. Об опыте Счетной палаты Тульской области в данной сфере — в нашей статье.
Взаимодействие в действии
В рамках осуществления своих полномочий контрольно-счетные органы взаимодействуют с различными ведомствами федерального, регионального и муниципального уровня, общественными организациями, а также используют информацию, полученную из обращений граждан. Такое взаимодействие осуществляется, как правило, на основании заключенных соглашений. Например, в Счетной палате Тульской области такие соглашения заключены с правоохранительными, налоговыми и иными надзорными органами, а также с Общественной палатой Тульской области. Кроме того, организовано взаимодействие со Счетной палатой РФ, контрольно-счетными органами муниципальных образований области в рамках организации совместных и параллельных мероприятий, проведения обучающих мероприятий, а также для разработки методических материалов и обмена опытом.
Поскольку реализация мероприятий национальных и региональных проектов будет осуществляться за счет финансирования федерального, регионального, местных бюджетов, данное взаимодействие должно стать еще более востребованным. Оно позволяет более полно охватить мониторингом и контролем распределение и использование выделенных бюджетных ресурсов, обеспечить мониторинг достижения утвержденных показателей данных проектов.
Важным моментом является и организация взаимодействия органов контроля при планировании и осуществлении контрольных мероприятий на объектах контроля. Для скоординированности их проведения по поручению губернатора области организовано взаимодействие всех контрольных органов региона — создана специальная рабочая группа. Взаимодействие организовано по следующим направлениям:
согласование планов проверок и уведомление участников рабочей группы о внесении изменений в план проверок;
проведение совместных (параллельных) проверок;
проведение совместных мероприятий (семинаров, конференций, круглых столов) по рассмотрению результатов проверок и выявление типичных нарушений при проверках, выработка совместных предложений по их устранению;
подготовка предложений по совершенствованию нормативной базы.
Полномочия контрольно-счетных органов
Хотелось бы остановиться на полномочиях контрольно-счетных органов (рисунок 1). Основным из них является контроль за соблюдением бюджетного законодательства и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, в ходе исполнения бюджета. Кроме того, региональные контрольно-счетные органы осуществляют полномочия по аудиту закупок, а также являются участниками стратегического планирования на уровне субъекта РФ. В связи с чем у нас появляется полномочие по проведению стратегического аудита.
Выступая в качестве органа аудита закупок, в пределах своих полномочий органы государственного контроля анализируют и оценивают результаты закупок. Ими устанавливаются причины отклонений, нарушений, недостатков, формируются предложения по их устранению и совершенствованию контрактной системы, систематизируется информация о реализации этих предложений.
При стратегическом аудите основной целью является оценка реализуемости, рисков и результатов достижения целей социально-экономического развития, предусмотренных документами стратегического планирования. На данном этапе также анализируются причины отклонений, нарушений и недостатков, разрабатываются предложения по совершенствованию нормативной правовой базы в области стратегического планирования.
Объединение всех этих направлений полномочий органов государственного контроля позволит наиболее полно оценить риски в реализации заявленных целей. А выстроенное взаимодействие — найти оптимальные решения по их предотвращению и минимизации.
Экспертиза госпрограмм
Оценку необходимых финансовых ресурсов для достижения установленных показателей мы проводим на этапе формирования государственных программ Тульской области (рисунок 2). Для этого осуществляем финансово-экономическую экспертизу проектов нормативных правовых актов по утверждению (изменению) государственных программ области; анализ соответствия показателей, установленных в госпрограммах, показателям, установленным в стратегических документах области; проверяем обоснованность бюджетных ассигнований на их реализацию; анализируем риски реализации мероприятий госпрограмм и готовим рекомендации и предложения по их предотвращению. Также с учетом выявленных рисков определяем мероприятия для проведения контрольных действий с выходом на объекты контроля.
Привлекаем общественный контроль
В Тульской области в рамках реализации указа Президента РФ № 204 сформирован портфель из 50 приоритетных региональных проектов, которые будут реализованы в составе 12 приоритетных программ, входящих в государственные программы региона. Определены ключевые цели, мероприятия и показатели по каждому из проектов. Утвержден план основных действий правительства области до 2024 года. Региональные документы стратегического планирования, все госпрограммы синхронизированы с майским указом. Просчитано необходимое ресурсное обеспечение достижения поставленных целей.
Всего до 2024 года для реализации портфеля региональных приоритетных программ и проектов потребуется порядка 65 миллиардов рублей. Это серьезные финансовые ресурсы, которые требуют организации региональными и муниципальными органами контроля постоянного и системного мониторинга, анализа и контроля. И здесь очень важная роль отводится взаимодействию с общественным контролем. Ведь многие проекты формируются по инициативе жителей области с учетом результатов голосования. Например, проекты «Формирование комфортной городской среды», «Народный бюджет», «Безопасные и качественные дороги», проекты в сфере образования, культуры и здравоохранения. Обратная связь от граждан, общественных организаций о реализации проектов очень важна в работе государственных органов контроля.
Счетная палата Тульской области проводит контрольные мероприятия по обращениям общественных организаций и граждан. Например, по обращению Ассоциации переработчиков по противодействию фальсификации молочной продукции по вопросу качества поставки продуктов питания в детские учреждения социальной сферы был проведен аудит в сфере закупок продуктов питания для образовательных учреждений Тульской области.
В ходе подготовки этого мероприятия Счетная палата в рамках взаимодействия обратилась в Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тульской области. Мы предложили специалистам Управления принять участие в контрольном мероприятии для выявления нарушений действующего законодательства в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и защиты прав потребителей при поставках продуктов питания в образовательные организации региона. По результатам мероприятия Счетной палатой области совместно с региональным Министерством финансов и управлением были подготовлены предложения и рекомендации. Они были рассмотрены на заседании комиссии по противодействию незаконному обороту промышленной продукции в Тульской области и рекомендованы для использования заказчиками области.
Контролеру нужен инструмент
Хотелось бы обратить внимание на проблему, с которой сталкивается каждый контрольный орган при осуществлении проверок, — это сбор и анализ необходимой информации. Аудит в сфере закупок охватывает все стадии закупочного цикла, от планирования до исполнения контракта. Это огромный массив разрозненной, неструктурированной информации. И на подготовительном этапе контролеры сталкиваются с трудоемким и очень затратным по времени процессом ее сбора и обработки.
При заданном курсе цифровизации экономики необходимо предусмотреть доступ органов государственного (муниципального) контроля к информационным ресурсам проверяемых объектов и создание в них «рабочего места контролера» либо аналитического блока по обработке всего массива информации. Решив данную задачу, можно повысить эффективность и качество проверок путем большего охвата анализируемой информации, а также сокращения времени на их проведение.
Например, сотрудники Счетной палаты области для более полного сбора и анализа документов на всех этапах закупок имеют доступ в закрытую часть региональной информационной системы в сфере закупок, в том числе и к закупкам малого объема (100 тысяч и 400 тысяч рублей). На перспективу в системе намечено создание необходимых аналитических отчетов. Создана рабочая группа по разработке показателей мониторинга закупок. Получен доступ к информационной системе по планированию бюджета и формированию бюджетной отчетности.
Предложения по совершенствованию контроля
Предлагаем Федеральному казначейству рассмотреть вопрос о включении в план работ по модернизации Единой информационной системы в сфере закупок создание личного кабинета контролера, который бы позволил по заданным параметрам формировать аналитические отчеты для наиболее полного и качественного анализа полученной информации. Также, на наш взгляд, целесообразно создать рабочую группу по данному направлению из сотрудников контрольно-счетных органов.
Кроме того, общественная организация «Гильдия отечественных закупщиков и специалистов по закупкам и продажам» ведет работу по созданию реестра передовых региональных практик в сфере закупок по различным направлениям. Предлагаем рассмотреть вопрос о включении в данный реестр и лучшие практики организации контрольной деятельности, в том числе по аудиту закупок, а также по организации взаимодействия государственных и общественных органов контроля. То есть создать новую страницу в формировании новых направлений передовых практик.