Версия для печати 2312 Материалы по теме
Как готовят госуправленцев в Москве и чему могут поучиться регионы

Как развивается система образования для работников госсектора? Как выстроить долгосрочную стратегию самообучения? Какими навыками, кроме узкопрофессиональных компетенций, должен обладать госслужащий? Об этом и многом другом мы поговорили с ректором Московского городского университета управления (МГУУ Правительства Москвы) Василием Юрьевичем ФИВЕЙСКИМ.

 — Наши подписчики и эксперты — руководители федеральных, региональных и муниципальных государственных структур — отмечают, что вузы дают хорошие теоретические знания для работы на госслужбе, но не дают практических навыков. Согласны ли вы с этим утверждением?

— Я бы сказал немного жестче: вузы далеко не всегда дают современные теоретические знания, достаточные для выполнения работы. Этому есть простое объяснение: программы в университетах не успевают меняться вслед за реальностью. За время учебы в бакалавриате или магистратуре технологии могут уйти вперед, и полученная студентами теория уже перестанет быть актуальной.

049-1.png

Если говорить про практику, то я в целом согласен с вашим утверждением. Большинство университетов не ориентированы на обучение практическим навыкам. Основное решение данной проблемы — дать студентам возможность во время учебы стажироваться в различных организациях и участвовать в реальных проектах.

— Как вы модифицируете программы вашего вуза для того, чтобы студенты получили практические знания?

— Мы стараемся сделать так, чтобы наши выпускники могли начать работу без долгого периода адаптации. Для этого мы работаем по нескольким направлениям.

Первое — это привлечение практиков в преподавательский состав. Занятия ведут не только эксперты из академической среды (доктора и кандидаты наук, доценты, профессора), но и сотрудники органов власти Москвы. Они рассказывают о практических аспектах управления городом, знакомят студентов с интересными городскими кейсами, лучшими практиками управления городским хозяйством, не тратя много времени на теорию.

Второе — организация стажировок для студентов. Помимо стандартной практики, наши студенты имеют возможность работать по запросу городских властей в проектах, которые здесь и сейчас реализуются городом. В этом мы имеем преимущество перед другими вузами, в первую очередь благодаря тому, что плотно интегрированы в систему государственного управления Москвы.

Третье — развитие практических форматов обучения за пределами учебной аудитории. Занятие может проходить в парке «Зарядье», на стадионе «Лужники» или в центре управления метрополитеном. Во время лекции или семинара специалисты рассказывают о современной практике управления, в том числе данными площадками и объектами.

В целом мы стараемся организовать образовательный процесс так, чтобы включить максимум практических аспектов и привязать их к городским проектам, управленческим процессам и интересным московским объектам.

— Обучение на практике подводит нас к следующему вопросу. Что можно сказать о современных тенденциях образования для государственных служащих?

— Первый очевидный тренд — необходимость постоянного обучения и повышения квалификации. Речь идет о создании цепочки образовательных услуг: дополнительное образование после окончания вуза, повышение квалификации, переподготовка, точечные короткие программы, семинары. Это целый комплекс мероприятий, обеспечивающих профессиональное развитие, помогающих решать рабочие вопросы. Такой подход используется в продвинутых учебных заведениях, которые готовят специалистов для конкретных отраслей, в том числе в МГУУ Правительства Москвы.

Еще один важный тренд, которому мы, конечно, тоже следуем, — создание среды для самообучения и саморазвития. Мы называем эту среду онлайн-университетом. Университет Правительства Москвы создает специализированную платформу, которая представляет собой хорошо структурированную и правильно управляемую базу знаний. Платформа позволяет сотрудникам системы госуправления, как госслужащим, так и работникам бюджетной сферы, самостоятельно получать знания, изучать передовые кейсы, проходить курсы, смотреть видеолекции. Кроме того, платформа становится площадкой для профессиональных сообществ, внутри которых участники обмениваются опытом, поддерживают друг друга и помогают в решении практических задач.

049-2.png

Я приведу пример такого профессионального сообщества. В Москве есть много должностей со схожим функционалом, особенно в территориальных органах власти. Например, в каждом районе есть глава управы и штат сотрудников, работающих на данной территории. Некоторые проблемы в районах Москвы схожи: как организовать уборку снега, как выстроить работу с населением и множество других. Правильно организованные профессиональные коммуникации между главами разных районов или их замами позволяют качественнее решать такие вопросы. Однако выстроить такую систему коммуникаций на весь город непросто: есть много текущей работы, персонал сильно загружен. Мы видим свою задачу в том, чтобы помочь им организовать такое сообщество, выявлять и «упаковывать» в образовательные продукты лучшие практики, сделать так, чтобы этой информацией было удобно делиться и пользоваться. Онлайн-университет — площадка, позволяющая организовать такую работу.

— Каковы ключевые составляющие этого проекта?

— Важна техническая составляющая. Это большая работа: нужно правильно выстроить систему, разграничить доступ и так далее. Но главная ценность скорее в контенте. Нужно организовать систему генерации и размещения корректной и полезной информации.

— Давайте вернемся к вопросу о долгосрочном обучении, которое длится всю жизнь. Как правильно выстроить стратегию такого самообразования? Есть какие-то общие рекомендации?

— У этого проекта есть несколько ключевых составляющих. Первое — мотивация. Нужно работать с мотивацией сотрудников, стимулировать их к саморазвитию. Многим это нужно, но не все сразу же понимают значимость постоянного образования и не готовы уделять ему время.

Второе — это сама инфраструктура обучения, которой пользуется сотрудник. Ему нужен доступ к специальным базам знаний, чтобы, решая рабочую задачу, можно было получить по ней необходимые сведения, например, в справочнике, либо, что еще лучше, попросить консультацию коллеги или наставника. Такой системой должно быть удобно пользоваться, в том числе со смартфона.

050.png

В целом действует следующее правило: 70 процентов нашего обучения происходит на рабочем месте, 20 процентов — это дополнительное специальное профессиональное обучение с коллегами и только 10 процентов — это аудиторное образование.

— Вы сказали о мотивации. Какими должны быть мотивы студентов, которые выбирают госслужбу?

— Здесь важно вспомнить не только мотивацию абитуриентов, но и мотивы их родителей. К моменту окончания школы многие еще не определились, чем они хотели бы заниматься, и ориентируются на мнение родителей, друзей или кого-либо еще. Поэтому, когда мы беседуем с родителями школьников, они обращают внимание на стабильность государственной гражданской службы, а мы рассказываем, в чем именно Москва «впереди планеты всей», какие интересные прорывные проекты мы реализуем. Конечно, не все школьники это понимают сами.

Говоря в целом, те, кто приходит к нам работать, должны хотеть трудиться для города, его жителей, должны стремиться изменить жизнь к лучшему, как бы пафосно это ни звучало. Важно, чтобы у них было стремление не просто поддерживать систему, а делать жизнь горожан более комфортной, безопасной и интересной.

Если говорить о внешних мотиваторах, то это, конечно, стабильность, материальное обеспечение, соцпакет госслужащего и карьерные возможности. Для современной молодежи важны карьерный рост и развитие. Мы стараемся поддерживать здоровые амбиции молодых людей, развиваем бренд Москвы как самого привлекательного работодателя. Наша задача — сделать так, чтобы к нам приходили лучшие, ведь на рынке Москвы мы боремся за кадры с крупнейшими бизнес-структурами и федеральными органами власти.

— Какие мероприятия по профориентации вы проводите?

— Мы давно поняли, что начинать профориентацию в университете — это несколько поздно. Поэтому работу с будущими сотрудниками мы начинаем еще в школах, где наши преподаватели проводят занятия. Профориентация продолжается и после школы, во время учебы в университете и даже после его окончания. Поэтому мы организуем молодежные стажировки длительностью до девяти месяцев. После такой стажировки студент намного лучше понимает, что представляет собой работа органов власти, что такое подведомственное учреждение, как работает цепочка принятия решений, как осуществляется управление городскими проектами и так далее. Возможность поработать девять месяцев в системе управления Москвы по своей практической ценности превосходит годы учебы на студенческой скамье.

Мы стараемся создать у студентов реалистичное представление о работе в системе государственного управления. Это нельзя сделать без личного опыта в органах власти или бюджетных организациях.

051.png

— Мы поговорили о профессиональных компетенциях и мотивации. Однако профессионализм госслужащего зависит не только от них, но и от таких вещей, как способность управлять своим временем или стрессом. Какие, скажем так, общепрофессиональные навыки сейчас востребованы на госслужбе?

— Я бы отметил навыки коммуникации. Система государственного управления очень большая. В Москве около 20 тысяч госслужащих и примерно 850 тысяч работников бюджетной сферы. Правильно выстроенные коммуникации экономят время, нервы и повышают эффективность совместного решения задач. Мы учим наших специалистов правильной профессиональной коммуникации.

Еще одно важное направление — развитие стрессоустойчивости, навыков саморегуляции, умения снимать усталость, работать над повышенной тревожностью и так далее. Мы также уделяем этому большое внимание. Это нужно всем: в любой организации, где много неотложных задач и высокие темпы работы, всегда есть стресс.

Что касается тайм-менеджмента, то мы относим эти навыки к блоку «личная эффективность». Он включает и другие направления саморазвития. Такие, например, как навыки публичных выступлений. Также мы учим правилам коммуникации в публичном поле, чему у нас посвящены специальные тренинги.

— Вы работаете с госслужащими Москвы. Регионы проявляют интерес к обучению у вас, присылают ли своих специалистов для повышения квалификации?

— Да, у нас есть такая практика. Обучение у нас проходят специалисты из многих субъектов Российской Федерации.

Как правило, сначала мы проясняем потребности регионов, определяем приоритетные темы для изучения. Это могут быть кадровые технологии, взаимодействие с жителями, вопросы организации работы бюджетных учреждений и многое другое.

К нам приезжают региональные делегации, мы проводим для них занятия, показываем наши объекты, технологии, консультируем по самым разным вопросам. Как правило, мы даем возможность каждому субъекту получить от нас какой-то объем консультаций абсолютно бесплатно. Мы рады делиться информацией, знаниями и технологиями, поскольку это важно для развития страны в целом.

— Последний, самый «стратегический» вопрос. Вуз интегрирован в систему государственного управления Москвы, его преподаватели занимаются наукой в этой сфере. Какие главные тренды развития государственного управления вы видите? Как будет выглядеть отрасль, например, через 20 лет?

— Думаю, такое долгосрочное прогнозирование — дело неблагодарное. Давайте лучше поговорим о тех трендах, которые есть сейчас.

Во-первых, это профессионализация госслужбы. Нам все больше нужны эксперты, которые обладают глубокими профильными (а иногда узкопрофильными) знаниями и в то же время хорошо разбираются в смежных отраслях. Например, для управления транспортной отраслью нужны профессионалы не только в развитии транспорта, но и в экономике, строительной сфере и во многих других. Государственные служащие должны быть высокопрофессиональными специалистами, так как они отвечают за бюджетные деньги. Таким образом, профессионализация — это первый явный и очень стабильный тренд на госслужбе.

Еще одна ключевая тенденция — цифровизация. Цифровые технологии с высокой скоростью проникают во все сферы государственного управления, повышая оперативность и качество предоставления государственных услуг, а также снижая уровень возможных коррупционных рисков.

Следующий тренд — вовлечение жителей в управление. В Москве мы уже давно не просто спрашиваем мнение горожан о том, что им нравится или не нравится, — жители выступают оценщиками и контролерами, активно принимают участие в принятии городских решений. При этом мы развиваем систему онлайн-коммуникаций с жителями.

В управлении мегаполисом есть еще одна явная тенденция — повышение качества предоставляемых услуг. Власть в целом — это профессиональный сервис для жителей. Развитие различных сервисных подходов требует и профессионализма, и четкого понимания того, что нужно горожанам. Если работа выстроена правильно, мы достигаем своих целей. Города не развиваются без жителей, и главная составляющая так называемого умного города — это все равно люди, а не только лишь технологии. И наша задача — расти вместе с людьми, помогать им развиваться, вовлекать их в развитие мегаполиса. Эта синергия делает наш город таким современным и прогрессивным.

Подготовил К. В. ОВЧАРУК

 

Поделиться