Версия для печати 1936 Материалы по теме
На сегодняшний день РФ является одним из крупнейших и стратегически важных внешнеторговых партнеров Узбекистана
Узбекистан – Россия: новые возможности для партнерства

Ключевое значение имеют геостратегические и политико-экономические отношения между Республикой Узбекистан и Российской Федерацией, которые успешно прошли испытание тремя десятилетиями независимого развития и сегодня, безусловно, находятся на подъеме. На сегодняшний день РФ является одним из крупнейших и стратегически важных внешнеторговых партнеров Узбекистана. На ее долю приходится пятая часть всего внешнеторгового оборота страны. Товарооборот наших стран имеет устойчивую тенденцию роста: 2017 г. - 4,73 миллиарда долларов, 2018 г. - 5,66 миллиарда долларов, 2019 г. – 6,63 миллиарда долларов, лишь немного снизившись в коронавирусный 2020 г. - 5,8 миллиарда долларов. При этом объем железнодорожных и автомобильных перевозок между Россией и Узбекистаном в 2020 г. вырос по сравнению с 2019 г. на 27,6%. Несмотря на негативное воздействие последствий мирового кризиса и продолжающуюся пандемию коронавируса, взаимный товарооборот за первое полугодие 2021 г. превысил 15% – это 2,5 миллиарда долларов. Российский экспорт увеличился почти на 12%, а импорт из Узбекистана – примерно на 25%.

Россия является ведущим инвестиционным партнером Узбекистана, вторым после Китая инвестором в узбекскую экономику с долей 15,5%. Количество предприятий, созданных в Узбекистане с участием российского капитала, за последние 4 года выросло в 2,5 раза и превысило 2 тысячи единиц, при этом только за 2021 г. в стране создано свыше 200 узбекско-российских предприятий. В настоящее время в Узбекистане реализуются более 150 совместных проектов на сумму свыше 14 млрд долл. в сферах нефтехимии, горной металлургии, энергетики, здравоохранения и фармацевтики, производства строительных материалов, текстильной продукции, а также переработки плодоовощной продукции. Эффективно работает совместный Проектный офис, функцией которого является генерация перспективных инвестиционных предложений и формирование новых проектов для последующей реализации. В настоящий момент ведется проработка нового портфеля из более чем 180 проектов на сумму порядка 9 миллиардов долларов. По количеству вновь открытых предприятий с иностранным капиталом в Узбекистане Россия занимает первое место. Более 60 российских компаний и фирм имеют свои представительства в Республике. В свою очередь, на территории РФ создано более 600 предприятий с участием узбекских инвесторов.

Успешно развивается межрегиональное сотрудничество России и Узбекистана. В этом сотрудничестве больший упор сделан на взаимодействие малого и среднего бизнеса двух стран. Лидерами по интенсивности сотрудничества с регионами Узбекистана сегодня являются Москва, Санкт-Петербург, Республика Татарстан, Московская, Челябинская, Свердловская, Самарская, Ивановская, Белгородская и Вологодская области. Примерами динамичного развития торгово-экономических связей являются: топливно-энергетический комплекс, информационно-коммуникационные технологии, машиностроение и железнодорожный транспорт. В 2021 г. делегации руководителей 9 регионов Узбекистана посетили 25 регионов России, где провели переговоры о перспективах дальнейшего сотрудничества, расширения межрегиональных связей проработки новых проектов промышленной кооперации и заключения торговых контрактов. Ключевым инструментом для реализации потенциала сотрудничества регионов является Форум межрегионального сотрудничества между Россией и Узбекистаном с участием глав государств.

19 ноября 2021 г. запланирован визит президента Узбекистана Ш.М.Мирзиёева в Россию, в рамках которого состоится встреча с российским президентом В.В.Путиным и пройдут важные для обеих стран мероприятия. В ходе встречи на высшем уровне будут рассмотрены вопросы расширения многопланового сотрудничества между двумя странами. Безусловно, взятый новый стратегический курс Узбекистана на развитие внешнеполитической деятельности под руководством президента Ш.Мирзиёева способствует выстраиванию с Россией конструктивной, прагматичной и высокопродуктивной политики. На наш взгляд, наиболее приоритетными представляются следующие:

Первое - развитие совместных инвестиционных проектов, направленных на повышение конкурентоспособности экономики Узбекистана. Это – модернизация и создание промышленных предприятий с законченным циклом производств для бесперебойного обеспечения промышленности республики сырьем. В топливно-энергетической сфере необходимо добиться прироста запасов нефти и газа за счет расширения геологоразведочных работ, обеспечения устойчивых объемов экспорта, развития газотранспортной инфраструктуры, модернизации и обновления основных фондов. В газовой индустрии предстоит расширить сотрудничество по углублению переработки газового конденсата.

Второе - сотрудничество в развитии и эффективной загрузки действующих транспортных региональных коридоров. Для Узбекистана, с его географической замкнутостью и удаленностью от мировых рынков, отсутствием прямого доступа к морским коммуникациям, основным фактором достижения устойчивого экономического роста является формирование новых или поддержание работы уже действующих транспортных коридоров и логистики для своевременной доставки продукции на внутренний и внешний рынки во всех географических направлениях, а также снижения ее себестоимости. Сегодня 80% внешнеторговых грузов страны перевозится транзитом через Россию, Казахстан и Кыргызстан. В частности, через российскую территорию проходит 50% узбекского экспорта. Несмотря на то, что между Узбекистаном и Россией нет общей границы, повышение эффективности уже действующих транспортных коридоров является важным направлением двустороннего сотрудничества. Ведь грузы, проходящие через российскую территорию по коридорам «север-юг» и «запад-восток», укрепляют позиции России как важнейшей страны-транзитёра в глобальной экономике, одновременно создавая новые рабочие места.

Третье - сотрудничество в производстве и экспорте продукции АПК. Узбекистан был и остаётся главной хлопковой базой на постсоветском пространстве. Республика всегда стремилась перерабатывать весь урожай внутри страны, поставляя за рубеж продукцию с высокой добавленной стоимостью - текстиль. И только с обретением в 1991 г. национального суверенитета начала наращивать мощности по переработке сырья на месте, сокращая экспорт хлопка-волокна. Если еще в 2010 г объем экспорта узбекского хлопка-волокна составлял $1,5 миллиада, то к настоящему времени снизился до $220 миллионов. Одновременно Узбекистан расширил поставки готовой продукции за рубеж. Уже к 2025 г. экспорт текстильных изделий из Узбекистана вырастет до $8 миллиардов. Благоприятные климатические условия и богатые земельные ресурсы при соответствующем научном, агротехническом и транспортно-логистическом обеспечении позволят Узбекистану стать одним из крупнейших производителей фруктов и овощей в мире. Поставлена задача увеличить их экспорт в 3-4 раза. В то же время производство фруктов и овощей в Узбекистане может стать важным дополнением для расширения продовольственных поставок в Россию, Украину, Беларусь, в которых исторически всегда была востребована экологически чистая и качественная узбекская плодоовощная продукция.

С июля 2017 г. уже начал полноценную работу «зеленый коридор» для поставок узбекской плодоовощной продукции на российский рынок. По данным Узгоскомстата, за первое полугодие 2021 г. страна экспортировала в Россию овощей и фруктов на сумму 114 миллионов долларов. В дальнейшем драйвером развития узбекско-российской торговли может стать проект «Агроэкспресс» по регулярной и ускоренной доставке сельскохозяйственной продукции в рефрижераторных железнодорожных составах по маршруту Ташкент – Москва. В перспективе это поможет обеспечить внутренний рынок России качественной продукцией прежде всего в межсезонье и внесет свой вклад в обеспечение продовольственной безопасности и стабилизацию цен. В июне 2021 г. Российский экспортный центр (РЭЦ), "РЖД Логистика" и Uzagrologistics Centers подписали соглашение о перевозке агропромышленных грузов на экспорт.К агрологистическому коридору присоединился и Казахстан, через территорию которого будут доставляться грузы.

Четвертое - сотрудничество и взаимодействие в сфере образования и науки. До 2016 г. в Узбекистане функционировало четыре филиала российских вузов. Вариантом решения проблемы стало создание в Узбекистане в 2018-2021 гг. 29 филиалов зарубежных вузов, в том числе 15 российских: Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова, МГИМО, Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова, Российский государственный университет нефти и газа им. И. Н. Губкина, МИФИ, МИСиС, Московский энергетический институт, РХТИ им. Менделеева, представительство РУДН, Астраханский государственный технический университет и др. В феврале 2021 г. начал работать филиал Санкт-Петербургского государственного университета, который займется подготовкой специалистов в таких сферах, как биомедицина, страноведение, экономика и филология. 1 октября 2021 г. в г. Ташкенте открылся филиал ВГИК (Всероссийский государственный институт кинематографии им. Герасимова). Подписаны соглашения об открытии в г. Джизаке филиала Казанского федерального университета и филиала Российского медицинского университета имени Н.И. Пирогова в Ташкенте. Планируется открытие филиалов Санкт-Петербургского горного университета. В ближайшей перспективе ожидается открытие филиалов Университета дизайна и технологий им. Косыгина и Московского государственного университета геодезии и картографии. В целом же на сегодняшний день налажено взаимодействие между семью десятками вузов двух государств.

В целом, можно констатировать, что наращивание взаимовыгодного, многопланового и конструктивного сотрудничества Узбекистана с Россией становится важным фактором достижения целей устойчивого развития, повышения благосостояния населения, обеспечения региональной стабильности и безопасности.

Наби Зиядуллаев, 

Заслуженный деятель науки РФ, 

член-корреспондент АН Узбекистана, 

главный научный сотрудник Института проблем рынка РАН



Поделиться